Интернет в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности – говорению, аудированию, чтению и письму. Обучать речевой деятельности можно лишь в живом общении. Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранному языку – один из важных проблемных вопросов методики.

Современное экономическое развитие России оказало существенное влияние на процесс информатизации всей системы образования. Дидактический потенциал внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) велик: реализация личностно-ориентированного подхода к обучению, многоуровневость, создание условий для формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, максимальный учёт интересов и потребностей обучающихся.

Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку является бесспорным. Дополнительная возможность создания информационно-предметной среды обучения способствует повышению уровня социокультурной компетенции учащихся – Интернет создаёт уникальные условия для ознакомления учащихся с культурным разнообразием сообществ стран изучаемого языка. Учебные Интернет-ресурсы также могут быть направлены на развитие иноязычной коммуникативной компетенции (по всем видам речевой деятельности).

В настоящее время Интернет поддерживает выполнение следующих задач:

  • обеспечение работы электронной почты;
  • поиск информационных ресурсов;
  • общение пользователей в реальном времени;
  • организация телеконференций и обмен группами новостей;
  • обмен файлами;
  • проведение видеоконференций.

Как было отмечено, основная цепь изучения иностранного языка – формирование коммуникативной компетенции. Подключаясь к сети Интернет, обучаемый оказывается в настоящей языковой среде, что даёт возможность обучить его различным видам речевой деятельности. Использование Интернета на занятиях позволяет более эффективно решать ряд дидактических задач:

  • совершенствовать навыки аудирования на основе использования аутентичных звуковых текстов;
  • формировать навыки и умения чтения, используя аутентичные тексты различной степени сложности;
  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе обсуждения материалов сети;
  • совершенствовать умения письменной речи;
  • пополнять словарный запас;
  • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности на основе материалов Интернет.

Известно, что в дидактическом плане сеть Интернет включает в себя два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К формам телекоммуникации (т.е. коммуникации посредствам Интернет-технологий) относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции. Первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга, и только потом стали использоваться в учебных целях в обучении иностранному языку.

Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал па различной тематике на разных языках. В настоящий момент существует множество специально разработанных Интернет-материалов, созданных исключительно для учебных целей.

Использование в учебном процессе как форм телекоммуникации, так и ресурсов сети Интернет способствует развитию познавательной деятельности учащихся и достижению основных целей обучения иностранному языку.

В англоязычной литературе выделяют следующие виды учебных Интернет материалов:

1. Хотлист (Hotlist)
2. Мультимедиа скрэпбук (Multimedia Scrapbook)
3. Трежа Хант (Treasure Hunt)
4. Сабджект сэмпла (Subject Sampler)
5. Вебквест (Webquest)

Хотлист (Hotlist) – «список по теме» представляет собой список Интернет сайтов по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации – необходимо только ввести ключевое слово в поисковую систему Интернет.

Мультимедиа скрэпбук (Multimedia Scrapbook) – «мультимедийный черновик» представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В скрэпбуке содержатся ссылки на текстовые сайты, фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и анимационные туры. Файлы скрэпбука могут быть скачаны учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определённой темы.

Трежа Хант (Treasure Hunt)  – «охота за сокровищами» – во многом напоминает хотлист. Он содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисковую деятельность учащихся. В данном виде деятельности учащимся может быть задан один общий вопрос на целостное понимание темы. Развёрнутый ответ на него будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов.

Сабджект сэмпла (Subject Sampler) – стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хантом. Здесь также содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет. После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на вопрос. Главной особенностью данного вида деятельности является то, что получение информации должно строиться на эмоциональном уровне. Учащиеся не просто знакомятся с материалом, а выражают и аргументируют свою точку зрения по изучаемому вопросу. Замечено, что активность учащихся при выполнении данного задания значительно велика. Возможно обсуждение мнений с другими учащимися группы.

Вебквест (Webquest) – «Интернет поиск» – самый сложный тип учебных Интернет-материалов, включающий в себя все компоненты четырёх указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Прежде чем разделить учащихся на группы, они знакомятся с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым, погружаясь в проблему предстоящего проекта. Преподаватель отбирает ресурсы сети Интернет и классифицирует их так, чтобы каждая группа ознакомилась лишь с одним проблемным аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать своё собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейшее возможное развитие действия. В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера.
Вебквест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме. «Вебквест как образовательная технология опирается на конструктивистский подход к обучению, согласно которому учитель-конструктивист, прежде всего, – не урокодатель, а консультант, организатор и координатор проблемно-ориентированной, исследовательской учебно-познавательной деятельности обучаемых. Он создаёт условия для самостоятельной умственной деятельности учащихся и всячески поддерживает их инициативу. В свою очередь, учащиеся становятся полноценными «соучастниками» процесса обучения, разделяя с учителем ответственность за процесс и результаты обучения» (Кытманова, 2010: 25-2б).
Очевидно, что каждый из пяти видов учебных Интернет-материалов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь. Хотлист и мультимедиа скрэпбук направлены на поиск, отбор, классификацию информации. Трэжа хант, сабджект сэмпла и вебквест уже содержат элементы проблемного обучения.

Учебные Интернет-материалы позволяют:

  • подобрать текстовый, графический, фото-, аудио- и видеоматериал (по необходимости отражающий различные взгляды) па изучаемым темам;
  • организовать в группах и целом классе обсуждение насущных культурных и социально-острых проблем;
  • провести лингвистический анализ речи носителей языка (представителей различных социальных трупп, носителей диалектов),
  • создать благоприятные условия для развития интеллектуального потенциала учащихся.

Новые цели и задачи в образовании требуют от учителя новых подходов, не просто передать знания, а научить мыслить, стимулировать творческую активность учеников, научить основным приемам самостоятельной работы. При этом каждый учитель использует свои профессиональные методы и наработки.

На современном этапе более реалистично говорить об использовании учебных Интернет-материалов наряду с традиционными печатными учебными изданиями.

Тем не менее, одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. Методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами может способствовать формированию у них ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка.

В связи с этим необходимо выделить умения, составляющие информационную компетенцию преподавателя иностранного языка:

  • осуществлять поиск и отбор Интернет-ресурсов на иностранном языке;
  • критически оценивать получаемую информацию;
  • разрабатывать пять видов авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку и культуре страны изучаемого языка (Hotlist, Treasure Hunt, Subject Sampler, Multimedia Scrapbook, Webquest);
  • внедрять современные Интернет-технологии в учебный процесс.

Сложность материала, его объём и частота использования должны варьироваться и соответствовать уровню развития учащихся.

Таким образом, рассмотренные дидактические возможности Интернета в обучении иностранному языку свидетельствуют о том, что сеть Интернет при разумном и целенаправленном её использовании может стать ещё одним эффективным средством обучения, доступным через компьютерные технологии.

Литература:

1. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам. – М.: Академия, 2009. – 144 с.
2. Кытманова Е.А. Дидактические возможности вебквеста в обучении иностранному языку//Лингваметадические основы преподавания иностранных языков. – М., 2010. – С. 23-33.
3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка//Иностр. языки в школе. – 2001. – № 2. 3.
4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку/Интернет-журнал «Эйдос». 2008. 1 февр. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm

Полезные сайты для изучения и преподавания иностранного языка

www.dictionary.com – словари английского языка, тезариус, система машинного перевода
www.britishcouncil.org – портал Британского Совета
www.bbc.co.uk – веб-сайт ВВС
vww.englishclub.com – уроки и дополнительные ресурсы для изучения всех аспектов лингвистики (фонетики, грамматики, лексики)
www.quia.com – дополнительный материал для преподавателя, возможность учащихся работать в режиме самотренировки
www.fluent-english.ru – путеводитель по грамматике
www.fonetiks.org – богатый материал по английской фонетике http://highschoolhub.org – интерактивные обучающие игры, викторины www.linguistic.ru – страноведение, разговорные темы, грамматика, тесты
www.itfospace.com/info.USA – путешествие по штатам и городам, знакомство с историей и культурой американцев
www.macmillandictionary.com/MED-Magazine – электронный журнал издательства Macmillan
www.longman.com/dictionaries – веб-сайт словарей издательства Longman, интерактивные упражнения для учащихся
www.eb.com – энциклопедия Britannica Online
www.ask.com – поисковая система для детей
www.eidos.ru/olymp/english – олимпиады по английскому языку Центра дистанционного образования «Эйдос»
www.hello-online.ru – электронный журнал по английскому языку
www.eslcafe.com – веб-сайт для изучающих английский