Ранняя лирика В.В.Маяковского («Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!»).

Разделы: Литература


Одной из тенденций развития поэзии начала ХХ века является то, что историческая конкретика уступает место «вечным темам» жизни и смерти, любви и красоты, мук и радостей творчества.

Стихотворение В.Маяковского «Послушайте!» написано в 1914 году и опубликовано в сборнике «Первый журнал русских футуристов», оно относится к ранней лирике поэта. Для произведений этого периода характерна тема одиночества и трагический конфликт лирического героя с миром.

Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию юный  Владимир Маяковский. А ему с первого же появления  в печати и на эстраде навязали роль литературного хулигана, и он, чтобы не кануть в безвестность, поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах. Критика издевалась над желтой кофтой, которая, конечно, была вызовом благонамеренной публике, но появилась от бедности, и критика не заметила, что в желтую кофту «душа от осмотров укутана».

Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.

(«Кофта фата» 1914 год.)

Тема стихотворения Маяковского «Послушайте!»  – трагедия одиночества, именно с этой темой приходит поэт в литературу. В этой связи можно вспомнить о таких  стихотворениях, как «Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям».

«Скрипка и немножко нервно» – стихотворение, тоже написанное в 1914 году. С помощью смешения фантастики и реальности автор высказывает мысль об одиночестве. Скрипка, подобно человеку «упрашивает», «ревет», «выплакивается». Одним словом, страдает. А окружающие (оркестр) глухи к ее бедам, они еще и смеются:

А геликон –
меднорожий,
потный,
 крикнул:
«Дура,
плакса,
Вытри!»

Лишь лирический герой, непонятый и одинокий, может «броситься на деревянную шею» и крикнуть:

Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
Я вот тоже
ору –
а доказать ничего не умею!

Сходность жизненных позиций скрипки, умеющей быть одинокой, и лирического героя подчеркивают финальные строки произведения:

Знаете что, скрипка?
Давайте –
будем жить вместе!
А?

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» написано уже в 1918 году, но тема и вариации чувств лирического героя остаются прежними: стихотворение о сочувствии к живому существу, попавшему в беду и заплакавшему среди улюлюкающей толпы:

Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клешить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
– Лошадь упала!
– Упала лошадь! –
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел и вижу
глаза лошадиные…

Лирический герой, подсмотрев чужие слезы,  испытывает неловкость и неожиданную нежность, желание помочь, утешить:

Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.

Стихи Маяковского первых лет творчества – это иступленный крик одинокой души, которая ищет выхода то в грубости, то в богоборчестве, то в яростной борьбе против старого искусства. Мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоуменно взывает к читателям: «Послушайте!».

После чтения стихотворения В.Маяковского «Послушайте» мы понимаем, что оно необыкновенно искреннее, проникновенное. Оно заставляет читателей задуматься о философских проблемах связи человека с миром. Лирический герой один, поэтому его так притягивают звезды. Одиночество – величайшая трагедия человека, поэтому лирический герой тяжело переживает его, боится.

Поэт использует иносказание для выражения значения образа звезд. Символ – это особый художественный образ. Художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему. Звезды – это нечто вечное, существовавшее всегда, они никогда не будут подчинены человеку, но люди всегда смотрят на звезды и мечтают. Мечтают о чем-то своем  – о личном. А иногда, звезды лишь повод для размышлений о назначении жизни человека. Кто мы? Зачем появились на свет? Можно сказать, что звезды – это мечта, это человеческая мысль, это средство связи человека с миром, со Вселенной. Таким образом, звезды – это  символический образ, со множеством значений, определяющихся в зависимости от индивидуального восприятия каждого отдельного читателя.

Послушайте!
Ведь если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Строчки стихотворения «надрываясь в метелях полуденной пыли», «врывается к богу», «не перенесет беззвездную муку», «ходит тревожный, но спокойный наружно»  подчеркивают боль одиночества, делают ее  ощутимой для читателя. Лирический герой мысленно создает образ некоего персонажа (в форме 3 лица «кому-нибудь», «кто-то»). Этот «кто-то» не может перенести «беззвездную муку» и готов поэтому на любые подвиги. Но сам подвиг зажжения звезды совершается не для себя, а для другого, любимого, близкого. Лирический герой этого стихотворения – трагическая личность, он не столько страдает, сколько сострадает. Он думает, что спасение от одиночества возможно, а спасение это – в звездах.

Ключевые слова, в которых выражено отношение человека к звездам:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной!
Слово плевочки вводится в текст как антитеза:
Значит – кто-то называет
эти плевочки жемчужиной?
(жемчужины/плевочки).

Лирический герой, в отличие от большинства, воспринимает звезды как жемчужины, поэтому осознает себя посредником между богом и человеком.

…врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит…

Существует следующее высказывание М.Ф.Пьяных: «Маяковский стремится поставить своего лирико-трагедийного героя, выражающего устремления всего человечества, на место Бога – одряхлевшего, беспомощного, не способного на какие-либо деяния ради людей».
Действительно, человек сам должен стремиться к лучшей жизни, а для этого необходимо трудиться, ставить перед собою все новые и новые цели – мечтать. Вот тут-то и нужны звезды, они необходимы!

Если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно? –

эта фраза из стихотворения стала крылатой.
В мире все важно, все ценно. Мы лишь песчинки в бесконечной Вселенной, но и это не случайно. Ничего случайного нет. Нельзя не обращать внимания на звезды и на страдания человека. Стихотворение Маяковского «Послушайте!» относится к философской лирике. Ты – человек и живешь среди людей, возможно, твое предназначение спасти кого-то от одиночества и, таким образом, спасти себя самого.

Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»

Мы выяснили, что стихотворение и лирическое, и трагическое, и философское.  Стихотворение «Послушайте!» относится к шедеврам дооктябрьской лирики Маяковского. Конечно, тема поэта и поэзии тоже просматривается в произведении. Только лучшее искусство спасает людей от одиночества.

Форма стихотворения также интересна. Стихотворение Маяковского «Послушайте!» написано  тоническим (акцентным) стихом. В нем всего три строфы-четверостишия с перекрестной рифмовкой abab. Стихотворные строки достаточно длинные и большинство из них, кроме 2-го и 3-го в первой строфе, дополнительно разбиты на несколько строчек столбиком. В стихе Маяковского ритм обеспечивается одинаковым количеством ударений в каждой стороне. Ритмической единицей является слово. Стремясь подчеркнуть ритмообразующее и смыслообразующее значение слова, Маяковский ломает строку, располагая слова в ней «лесенкой».

Футуристы отказывались от традиционных стихотворных размеров, о чем они говорили в манифесте «Садок судей II»: новаторам оказался ближе «поэтический размер живого разговорного слова». Футуристы отказались и от строфы, что можно наблюдать в стихотворении «Послушайте!».  Подобное написание стихов позволяет передать интонационные нюансы, необходимые при чтении вслух. На слово, вынесенное отдельной строкой, падает особое смысловое ударение. Также мы обнаруживаем, что в стихотворении «Послушайте!» рифмовка произвольна и что могут рифмоваться слова, не стоящие на концах строк («значит-плачет», «страшно-каждый»). В интонационно-строфическом построении стихотворения есть еще одна интересная особенность. Конец 4 строки первой строфы не является одновременно и концом фразы – она продолжается во второй строфе.

И надрываясь
В метелях полуденной пыли…

Это – междустрофический перенос, прием, позволяющий придать стиху дополнительную динамичность, подчеркнуть предельную взволнованность лирического героя.

Стихотворение В.В.Маяковского «Послушайте!» входит в курс  изучения русской поэзии ХХ века в 7 классе (учебник-хрестоматия из федерального комплекта автора-составителя В.Я.Коровиной). В 9 классе уроки по литературе ХХ века также предусмотрены, творчество Маяковского изучается, в частности  стихотворение «Послушайте!» сравнивается со стихотворением «Нате!» (учебник под редакцией  В.Я.Коровиной, И.С.Збарского и В.И.Коровина). В 11  классе творчество Маяковского изучается  поэтапно по темам: «Жизнь и творчество поэта», «Маяковский и футуризм. Дореволюционная лирика», «Поэма «Облако в штанах», «Поэт и революция», «Тема поэта и поэзии в лирике», «Любовная лирика Маяковского» (соответствует учебнику под  ред. В.В.Агеносова или учебнику по редакцией  В.П.Журавлева).

Итак, стихотворение Маяковского «Послушайте!» одно из самых изучаемых произведений в школьном курсе литературы.

При обсуждении стихотворения «Послушайте!» можно использовать следующие вопросы.

– Перечитайте  стихотворение. Какие чувства вы испытываете после чтения этого стихотворения?

Ученики говорят о том, что стихотворение Маяковского необыкновенно искреннее, проникновенное. Оно заставляет читателей задуматься о философских проблемах связи человека с миром.

– Какова тема стихотворения?

Тема стихотворения  – трагедия одиночества, именно с этой темой приходит Маяковский в литературу (можно вспомнить о таких  стихотворениях, как  «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно»).   Лирический герой один, поэтому его так притягивают звезды.

– Как переживает лирический герой свое одиночество?

Одиночество – величайшая трагедия человека, поэтому лирический герой боится.

– Почему человека  притягивают звезды? Можно ли сказать о том, что звезды – это образ-символ?

Звезды – это нечто вечное, существовавшее всегда, они никогда не будут подчинены человеку, но люди всегда смотрят на звезды и мечтают. Мечтают о чем-то своем  – о личном. А иногда, звезды лишь повод для размышлений о назначении жизни человека. Кто мы? Зачем появились на свет? Можно сказать, что звезды – это мечта, это человеческая мысль, это средство связи человека с миром, со Вселенной. Таким образом, звезды – это  символический образ, со множеством значений, определяющихся в зависимости от индивидуального восприятия каждого отдельного читателя.

Послушайте!
Ведь если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы  каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

– Какие строчки стихотворения подчеркивают боль одиночества, делают ее  ощутимой для читателя?

«надрываясь в метелях полуденной пыли»,
«врывается к богу», «не перенесет беззвездную муку»,
«ходит тревожный, но спокойный наружно»

– Каким видим лирического героя в этом стихотворении?

Лирический герой – трагическая личность, он не столько страдает, сколько сострадает. Он думает, что спасение от одиночества возможно, а спасение это – в звездах.

– Выделите ключевые слова, в которых выражено отношение человека к звездам.

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

– Какое слово вводится как антитеза?

Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

жемчужины/плевочки

Лирический герой, в отличие от большинства, воспринимает звезды как жемчужины, поэтому осознает себя посредником между богом и человеком.

…врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит…

Существует следующее высказывание М.Ф.Пьяных: «Маяковский стремится поставить своего лирико-трагедийного героя, выражающего устремления всего человечества, на место Бога – одряхлевшего, беспомощного, не способного на какие-либо деяния ради людей».
Действительно, человек сам должен стремиться к лучшей жизни, а для этого необходимо трудиться, ставить перед собою все новые и новые цели – мечтать. Вот тут-то и нужны звезды, они необходимы!

– Какая фраза стихотворения стала крылатой? Что она обозначает?

Если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?

В мире все важно, все ценно. Мы лишь песчинки в бесконечной Вселенной, но и это не случайно. Ничего случайного нет. Нельзя не обращать внимания на звезды и на страдания человека. Стихотворение Маяковского «Послушайте!» относится к философской лирике. Ты – человек и живешь среди людей, возможно, твое предназначение спасти кого-то от одиночества и, таким образом, спасти себя самого.

Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»

– Мы выяснили, что стихотворение и лирическое, и трагическое, и философское. Можно ли говорить, что в произведении есть  тема поэта и поэзии? Почему?

Стихотворение «Послушайте!» относится к шедеврам дооктябрьской лирики Маяковского. Конечно, тема поэта и поэзии тоже просматривается в произведении. Только лучшее искусство спасает людей от одиночества.

Использованная литература:

1. Агеносов В.В., Безносов Э.Л. и др. Русская литература ХХ века. 11 класс: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа, 2000.

2. Дядичев В.Н. В.В.Маяковский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2002.

3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М., Русское слово, 1999.