Придаточные определительные. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Программа В.В.Бабайцевой   по учебнику В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Теория 5-9 класс»; Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева «Практика 9 класс».

Цели  урока:

  • Образовательная:
    • формирование умения находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении;
    • формирование умения производить (где это возможно и необходимо) их синонимическую замену;
    • формирование умения правильно употреблять  в речи сложноподчиненные предложения с придаточными определительными;
  • Развивающая:
    • способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, речи.
  • Воспитательная:
    • формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку на примере отрывка из текста по Н.В.Гоголю.

ХОД  УРОКА

1. Синтаксическая пятиминутка

Учащиеся должны составить предложение, выполнив предварительно ряд действий (слова предложения записываются по мере выполнения задания).
– Из предложения ВОЗДУХ  БЫЛ  ПРОЗРАЧЕН  И  ЧИСТ. возьмите подлежащее и запишите его в форме П.п. ед.ч. с предлогом В (в воздухе);
– Добавьте глагол из предложения ЗАВЕРШИВ  ЭТУ  РАБОТУ,  ОН  ЧУВСТВОВАЛ  СЕБЯ  СЧАСТЛИЫМ,  добавив к нему постфикс  -СЯ. (чувствовался);
– Возьмите именную часть составного сказуемого из предложения АРОМАТ  БЫЛ  НАСТОЛЬКО  ДУРМАНЯЩИЙ,  ЧТО  КРУЖИЛАСЬ  ГОЛОВА, (дурманящий);
– Из предложения В  ЭТОМ  МЕСТЕ  ТРАВЯНОЙ  ПОКРОВ  ДОСТИГАЛ  СОРОКА  САНТИМЕТРОВ.  выпишите относительное прилагательное (травяной);
– В предложении СПОСОБНОСТЬ  РАДОВАТЬСЯ,  ЧУТКО  УЛАВЛИВАТЬ  ЗАПАХИ  ДАРОВАНА  НЕ  ВСЕМ. найдите дополнение, выраженное существительным во мн.ч. и запишите его в форме И.п., ед.ч., м.р. (запах);
– Добавьте обособленное определение, выраженное причастным оборотом, из предложения  ИЗ  ГОРОДА  ВЫСТУПАЛО  ВОЙСКО,  ГРЕМЯ  В  ЛИТАВРЫ,  И  ПО  ВСЕМ  УЛИЦАМ  РАЗНОСИЛСЯ  ЗВУК  НЕПРИЯТЕЛЬСКОЙ  ТРУБЫ,  ПЛЫВУЩИЙ  С  ДАЛЕКИХ  ПОЛЕЙ. (плывущий с далеких полей).

Вопросы для беседы:

– Какое предложение у вас получилось? (В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, плывущий с далеких полей).
– Устно дайте характеристику этому предложению (Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова).
– В каком слове этого предложения букв больше, чем звуков; почему? (Чувствовался)
– Переделайте простое предложение в сложноподчиненное с придаточным определительным. (В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, который плыл с далеких полей).

2. Работа с предложением, заранее записанным на доске учителем

Двор, в котором я вырос, был знаком мне до мельчайших подробностей.

– Можно ли переделать это сложноподчиненное предложение в простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом? Почему? (Нельзя, потому что в придаточном предложении есть объект, выраженный местоимением Я, а в главном предложении этого объекта нет;   подлежащее в придаточном предложении выражено союзным словом КОТОРЫЙ).
– Какой частью речи является слово МЕЛЬЧАЙШИХ? (Прилагательное)
– В какой форме употреблено это прилагательное в предложении? (В форме простой превосходной степени)
– Произведите синтаксический разбор данного сложного предложения.

[Двор, (в котором я вырос)2, был знаком мне до мельчайших подробностей].1

(Сложное, союзное, сложноподчиненное, первое – главное, второе – придаточное, так как
1) отвечает на вопрос какой?
2) поясняет в главном существительное
3) средство связи – союзное слово (в)котором, поэтому придаточное определительное; повествовательное, невосклицательное)

Какой?
[ _, (в котором _  _), _].  
сущ.            гл.      кр.прил.      мест.  пр.           прил.                  сущ.

1)Двор… был  знаком   мне  до  мельчайших подробностей. (простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, полное).
пр.  с.сл. мест.     мест.   гл.
2)… в  котором     я    вырос.(простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, полное).

3. Работа с текстом

Ребята, перед вами на партах лежат листы с текстом. Нам необходимо прочитать его, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объясняя свой выбор. После этого нужно выполнить тест, расположенный после текста.

(1)Комнаты домика в котором жили наши старички были маленькие и низенькие. (2)В каждой комнате была огромная печ... занимавшая почти третью часть ее. (3)Комнатки эти были ужас((?)но теплы потому что Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту. (4)Топки их были все проведе(н,нн)ы в сени всегда почти до самого потолка наполне(н,нн)ые соломою которую обыкновенно употребляют в Малороссии вместо дро...
(5)Треск этой горящей соломы и освещение делают сени чрезвычайно приятными зимой, когда пылкая молодеж..., прозябнувши от преслеования за какой(нибудь) смуглянкой, вбегает в них похлопывая в ладоши. (6)Стены комнат убраны были несколькими картинами и картинками в стари(н,нн)ых узеньких рамках. (7)Я уверен, что сами хозяева давно п...забыли их содержание, и если бы некоторые из них были унесены, то они бы, верно, этого (не)заметили. (8)Было два больших писаных портрета один из которых представлял какого-то архиерея. (9)Из узеньких рам гл...дела герцогиная Лавальер запачка(н,нн)ая мухами. (10)Вокруг окон и над дверями находилось множество (не)больших картинок которые вовсе  не рассматриваеш... потому что как-то привыкаешь почитать за пятна на стене. (11)Пол почти во всех комнатах был глиня(н,нн)ый, но так чисто вымазанный и содержавшийся с такою опрятностию, с какой, верно, (не)содержится ни один паркет в богатом доме, лениво подметаемый (не)выспавш...мся господином в ливрее.

(По Н.В.Гоголю)

Тест

1. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) художественный стиль, описание
2) художественный стиль, рассуждение
3) разговорный стиль, рассуждение с элементами описания
4) разговорный стиль, повествование с элементами рассуждения

2. Какой способ образования слова ЛЕНИВО (предложение 11)?

1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуфиксный

3. Какой частью речи является слово ПИСАНЫХ (предложение №8)?

1) причастие
2) прилагательное
3) отглагольное прилагательное
4) деепричастие

4. В каком словосочетании слова связаны при помощи управления (предложение №9)?

1) из узеньких рам
2) глядела из рам
3) глядела герцогиня
4) запачканная герцогиня

5. В каком сложноподчиненном предложении придаточные связаны при помощи последовательного подчинения?

1) 1        2) 5        3) 7        4) 10  

6. В каком сложноподчиненном предложении придаточное НЕ является определительным?

1) 1        2) 3        3) 4        4) 8

Ответ к тесту: 1) 1;   2) 4;   3) 3;   4) 2;   5) 4;   6) 2

3. Проверочная работа

Вариант №1

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания  

(1)Наконец коляска ост...новилась у высоких ворот украше(н,нн)ых по обеим сторонам гол...вами львов из пасти которых лились струи холодной воды. (2)Направ...  и налев...  от ворот т...нулась густая темная зелень сада. (3)Она оттеняла розовые  глиня(н,нн)ые вазы с кактусами и почерневшие от врем...ни бюсты расставле(н,нн)ые по стене. (4)Это был въезд в стари(н,нн)ую усадьбу которой распоряжался теперь старик-смотритель.

Выполните тест:

1. Сколько сложноподчиненных предложений с придаточным определительным в этом тексте?

1) 1        2) 2        3) 3        4) 4               

2. В каких предложениях придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить причастным оборотом?

1) 1) 1,2        2) 1,4        3) 2,4        4) нигде нельзя

3. Укажите верное объяснение написания слова УКРАШЕ(Н,НН)ЫХ (предложение 1):

1) пишутся две буквы НН, так как это причастие, образованное от глагола совершенного вида;
2) пишется одна буква Н, так как это слово образовано от глагола несовершенного вида и не имеет зависимых слов;
3) пишется одна буква Н, так как это краткое причастие;
4) пишутся две буквы НН, так как это прилагательное с суффиксом -ЕНН-.

4. В каком слове все согласные звуки твердые (предложение 1)?

1) коляска   
2) остановилась
3) украшенных
4) головами

5. Определите способ связи слов в словосочетании РАССТАВЛЕННЫЕ ПО СТЕНЕ (предложение №3) и запишите слово.

Ответ: 1) 3;     2) 4;     3) 1;     4) 3;     5) управление

Вариант №2

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания  

(1)Лес был прониза(н,нн) дымными к...сыми лучами.(2)Снег пеленой то и дело п..висал между стволамии ели которые были освобожде(н,нн)ы от груза и раскачивали лапами. (3)Иногда им п..падался лисий след который ровной и в то(же) время извилистой строчкой т...нулся от кочки к кочк...(4)Лыжники шли дальше и им п...падались уже заяч...и следы или белич...и в осиновых и березовых рощах. (5)Эти следы таинстве(н,нн)ой ночной жизни которая шла в х...лодных пусты(н,нн)ых полях и лесах волновали сердце...

Выполните тест:

1. Сколько сложноподчиненных предложений с придаточным определительным в этом тексте?

1) 1        2) 2        3) 3        4) 4 

2. В каких предложениях придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить причастным оборотом?

1) только во 2-м  2) только в 3-м   3) во 2,3 и 5-ом  4) только в 5-ом

3. Укажите верное объяснение написания слова ТАИНСТВЕ(Н,НН)ОЙ (предложение 5):

1) пишутся две буквы НН, так как это причастие, образованное от глагола совершенного вида;
2)пишется одна буква Н, так как это слово образовано от глагола несовершенного вида и не имеет зависимых слов;
3) пишется одна буква Н, так как это краткое причастие;
4) пишутся две буквы НН, так как это прилагательное с суффиксом -ЕНН-.

4. В каком слове все согласные звуки мягкие (предложение 4)?

1) беличьи   
2) осиновых
3) лыжники
4) березовых

5. Определите способ связи слов в словосочетании ИНОГДА  ПОПАДАЛИСЬ (предложение №3) и запишите слово.

Ответ: 1) 1;     2) 3;     3) 4;     4) 1;     5) примыкание

4. Домашнее задание

Теория п.213  Практика упр.128