Из опыта педагогической работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Вот уже 10 лет я работаю в ДОУ. Прошла несколько ступеней практики дошкольного воспитания и образования (от ясельной до подготовительной группы).

Ежедневное общение с детьми дошкольного возраста приводит к выводу о том, что с каждым годом увеличивается количество гиперактивных, агрессивных детей.

Причины известны: плохие социальные условия жизни детей; увеличение количества неблагополучных семей; родители мало уделяют времени общению с детьми и т.д.

К тому же преобразования, происходящие в нашей стране, ставят особые задачи перед системой образования.

В связи с этим психологи и педагоги считают, что современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность эмоционального контакта с людьми, местом, где он может получить элементарные эмоциональные навыки, пройти определённый путь эмоционального развития.

Для этого мною проводились занятия, целью которых было развитие эмоциональной сферы дошкольников.  Занятия проводились с учётом возрастных особенностей детей группы.

В работе с детьми я обратилась к авторским методикам (О.А. Орехова “Цветная диагностика эмоций”; И.О. Карелина “Эмоциональное развитие детей 5-10 лет” и др.).

Вопросы и задания методик нашли живой отклик у детей, способствовали развитию их вербальной коммуникации. Дошкольники приняли активное участие в обсуждении фотографий, выражающих разные эмоциональные состояния людей, сказочных персонажей.

В работе с детьми я использовала принципы наглядности и возрастного соответствия. Совместное обсуждение понятого, увиденного на занятии проходило в обстановке доброжелательности.

Проведение игр, занятий позволило убедиться в том, что их содержание, систематичность и направленность повышают уровень распознавания эмоциональных состояний человека, способствуют развитию восприятия, воображения, речи у дошкольников.

Из трудов отечественных психологов (Немова Р.С., Выготского Л.С. Коломинского Я.Л. и др.) был отобран материал, позволивший проследить особенности проявлений эмоций у дошкольников. Выявить взаимосвязь психических процессов с эмоциональным развитием ребёнка дошкольного возраста.

Успешное развитие дошкольника немыслимо, если у него не создано жизнерадостное настроение. В жизни ребёнка должны быть и радости, и огорчения, однако в целом ребёнка должна окружать атмосфера радости, заботы, добра.

По результатам проведённых мною занятий, я сделала выводы, что необходимо:

- занятия по развитию эмоциональной сферы детей проводить как можно чаще и систематически;

- постоянно знакомить педагогов с новыми психолого-педагогическими наработками в области “Эмоций”;

- проводить беседы, круглые столы, консультации с родителями, вводить их в детский мир эмоций.