Урок окружающего мира по теме "Как живут растения?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока. Определение условий жизни живых организмов.

Задачи урока. Сформировать у учащихся представление о растениях как живых организмах.

Показать связь живой и неживой природы. Формировать умения анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы. Обучать применению полученных знаний. Развивать зрительную память, логическое мышление, устную речь, коммуникативные способности. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, бережное отношение к природе.

Основные термины и понятия темы. Организм, растёт, развивается, приносит потомство (размножается). Полив, рыхление, опрыскивание.

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся).

Предметные:

- знать условия, необходимые для жизни растений, понимать взаимосвязь между живой и неживой природой;

- проводить опыты и наблюдения, доказывающие, что растение – живой организм;

- устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой;

- знать этапы развития растения;

- знать правила ухода и уметь ухаживать за комнатными растениями.

Метапредметные:

- работать в группе;

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать о ходе проведенного опыта, наблюдениях и делать выводы;

- осуществлять самопроверку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные:

- осознавать необходимость бережного отношения к растениям;

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Познавательные УУД – формирование представления о растительном мире, об условиях жизни растений.

Регулятивные УУД – формирование умения ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные УУД – развитие умения общаться с товарищами, сотрудничая в классном коллективе, в группе, в паре.

Межпредметные связи. Литературное чтение. Технология.

Формы работы. Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Подготовительная работа. Индивидуальная работа по проектам. Закладка и проведение опытов по проращивания семян фасоли, гороха.

Оборудование, программное обеспечение, сетевые сервисы.

В классе: компьютер, проектор, Интернет.

Для групп: карточки для моделирования растения (предварительно разрезать); растения фасоли и гороха, посаженные детьми, семена фасоли и гороха, комнатное растение и лейка на группу.

У учащихся: сигнал “Смайлики”, салфетка для протирания листьев, палочка для рыхления почвы, клей, простой и красный карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку и посадку. Слайд 1. (Приложение 1)

2. Мотивация и целеполагание.

1. Этюд “Улыбка”:

Учитель. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов, покажите своё настроение.

Дети. Желают успехов друг другу, показывают сигналами - “Смайликами” своё настроение.

2. Определение цели урока.

Учитель. Ребята, на столах много необычного. Как вы определите тему урока?

- Прочитайте на слайде тему урока. Слайд 2.

- Что ожидаете от урока: о чём хотите узнать и чему хотели бы научиться?

- Прочитайте, какую цель ставит Муравей Вопросик на стр.70?

Дети. Убедимся, что растения живые.

3. Актуализация знаний

1. Учитель. Мудрая Черепаха утверждает, что… (Дети. Растение – живой организм).

- Значение какого слова вы хотели бы узнать или уточнить?

Дети. Значение слова организм.

Учитель. Где можно найти толкование данного слова?

Дети. В толковом словаре, в Интернет.

Слайд 3. В Википедии находим толкование. Прочитайте.

Дети читают: Организм (латинское слово) – живое тело. Организм – это единое целое.

Слайд 4.

- Итак, давайте убедимся, что растение – живой организм. (Выключить экран.)

2. Работа в группах.

Учитель. Теперь задание для групп: моделируем растение фасоли (Приложение 2) и обсуждаем, какую функцию выполняет каждая часть. Учитель проверяет правильность составления модели.

Учитель. Какую работу выполняет корень? (Дети отвечают.)

Учитель. Илья Г., что интересного ты узнал о корне, когда готовил проект “Как корни пьют воду? (Краткое выступление по проекту.)

Дети: Корень всасывает воду, удерживает растение в земле.

Учитель. Назовите следующую часть и её роль.

Дети. Стебель – это дорога, транспортная артерия, по которой бегут соки и питательные вещества.

Учитель. Следующая часть растения …лист.

Дети: (хором). Лист.

Алиса А. приготовила сообщение по проекту. “Почему листва зелёная?”.

Учитель. Какую роль выполняет лист?

Дети. Лист - фабрика питательных веществ.

Учитель. Далее в нашем растении представлен… цветок. Зачем растению цветок?

Дети. Цветок обеспечивает появление плода.

- И, наконец, у растения есть… плод с семенами.

Дети: (хором) Плод с семенами.

Ксения Т., работала над проектом и многое узнала о плодах. (Краткое выступление по проекту.)

- Молодец, а еще плоды защищают семена. (Выключить экран)

Итог: Какая часть растения самая главная, важная. Обсудите в группах. (Дискуссия – обсуждение в группах. Ответы детей.)

Дети. Все части растения одинаково важны, так как это организм, единое целое.

Физминутка

- Теперь отдохнём, вспомним и покажем, как мы проращивали фасоль.

Маленькое зёрнышко посадили в землю (дети приседают), сначала проклюнулся корень, потом 2 семядольных листочка потянулись к свету, к солнышку (встают, руки согнуты в локте прижаты к груди). Если бы было лето, то фасоль на грядке зацвела (руки поднимают, ладошки вверх), появились стручки (изображают ладошками цветки, поднятыми вверх руками – стручки), и мы собрали бы большой урожай. И вот покатились фасолинки по столу (стучат пальцами). Вы рады урожаю? Как? (аплодируют)

4. Освоение нового содержания и его применение

1. Комментирование условий проведённого опыта проращивания семян. Слайд 5.

Учитель. Давайте прокомментируем опыты по проращиванию семян и сделаем выводы.

Что произошло с семенами у ребят 5-й группы?

Дети. Ребята не долили воду и семена не проклюнулись.

Учитель. Значит, что необходимо для прорастания семени и роста растения?

- Как растения получают влагу в природе?

Дети. Идёт дождь, растения получают воду.

Учитель. Что произойдет, если оставить растение зимой у открытого окна?

Дети. Оно замёрзнет.

Учитель. Что ещё необходимо растениям?

Дети. Тепло и солнце.

Учитель (демонстрирует растение фасоли): Это растение находилось в полной темноте, в коробке, 10 дней. Оно было самым крепким. И что с ним произошло? Как оно там развивалось?

Что ещё нужно растениям?

Дети. Листья стали бледными, и оно не растёт, не развивается. Значит нужны свет и воздух.

Учитель. Сделаем вывод. Если растение получает воду, тепло, свет воздух, что с ним происходит?

Дети. Растение растёт, развивается, приносит потомство (т.е. размножается). (Выключить экран)

2. Закрепление полученных знаний о развитии растений. Работа в тетради с.48, задание №1.

Учитель. Откройте тетради на 48 странице. Работать будем в парах. (Приложение 3) Прочитайте задание №1.

Составьте картинную схему роста и развития растения. Соблюдайте правила работы с клеем. Если не понятно задание, помогите друг другу в парах.

- Оцените работу товарища “волшебным фонариком” (Приложение 4).

- Кому понравилась работа по составлению картинной схемы. (Показывают сигналами - “Смайликами”.)

3. Закрепление знаний. Работа с учебником и Атласом-определителем.

Учитель. Откройте учебники на 70-й странице. Развитие какого растения здесь показано?

Дети. Показана жизнь дуба.

Слайд 6. Устно заполним таблицу ЗХУ (Знал. Хочу узнать. Узнал). Что вы знаете о дубе? (Ответы детей.)

- Прочитайте информацию о дубе в Атласе-определителе на с.85.

Дети (читают). Дуб можно узнать по листьям. Даже зимой на дереве остаётся хотя бы несколько побуревших листьев. Ни с чем не спутаешь и плоды дуба – жёлуди.

- Что нового узнали? (Ответы детей.) Что хотели бы узнать? (Ответы детей.)

Учитель. Прочитайте вывод на стр.71.

Дети (читают). Растение живое. Оно растёт, развивается, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает. Но многие растения живут долго. Растениям необходимы для жизни вода, воздух, свет и тепло.

Творческое задание на дом: придумайте рассказ или сказку о жизни дуба, используя ключевые слова, картинку и свою фантазию. Как вы могли бы начать сказку? (Ответы детей.)

- Ещё дома можно выполнить задание №4 “Продолжительность жизни деревьев”, используя справочники или Интернет.

Физминутка

Дубок

Ты - росток, (хлопают в ладоши в парах)
И я - росток.
Раз - листок,
И два - листок.
Подрастаем на вершок,
И - чего же проще! (поднимают руки вверх, поднимаются на носочки, разводят руки)
Ты - дубок, (хлопают в ладоши в парах)
И я - дубок,
Я - дубок,
И ты - дубок,
Станем рядом бок о бок, (кладут руки на плечи друг – другу)
Вот и будет роща!

4. Уход за комнатными растениями.

Учитель. От кого зависит жизнь комнатных растений?

Дети. От человека.

Учитель. Прочитайте задание Мудрой Черепахи на 71 стр., в группах ответьте на вопросы, данные под иллюстрациями.

Задание для каждой группы – ответить на вопросы

1-ая группа – на 1-й вопрос к первому рисунку;

2-ая группа – на 2-й вопрос;

3-я группа – на 3-й;

4-ая группа – на 4-й;

5-я группа – для чего нужны эти предметы (палочка для рыхления, салфетка, пульверизатор-опрыскиватель).

Дети отвечают:

1-ая группа. Растениям нужна влага для питания.

2-ая группа. Растениям необходим свет.

3-я группа. Девочка протирает листья, чтобы растениям можно было дышать воздухом.

4-ая группа. -Растениям необходимо тепло

5-я группа. Палочкой надо рыхлить почву, чтобы она не пересыхала, салфеткой протирать листья, чтобы поступал воздух, пульверизатором – опрыскивать, чтобы была влажность.

5. Итог. Тест.

Учитель. Мы доказали, что растение живое? Слайд 7.

Дети. Оно растёт, развивается, приносит потомство.

Учитель. Что необходимо растениям для жизни?

Дети. Растениям необходимы для жизни вода, воздух, свет и тепло.

- Выполните три задания теста.

Слайд 8.

Учитель. Сверьте ответы. Оцените свою работу “Волшебным фонариком”.

6. Рефлексия

Учитель. Покажите своё настроение “Смайликами” (улыбка – всё понятно на уроке; равнодушие – мне было не совсем интересно; печаль – кое-что осталось непонятным).

Слайд 9. (Выключить экран)

- Самые любознательные ребята получают от Муравья Вопросика семена фасоли и гороха и карту наблюдений (Приложение 5).

7. Практическая работа по уходу за комнатными растениями.

Учитель. Практическую работу организуют цветоводы по памятке (Приложение 6) и инструкционной карте (Приложение7).

Проверим их подготовку. Блиц опрос:

- Какой водой поливают растения?

- Как надо поливать?

- Для чего протирают листья?

- Как их протирают?

- Какой уход необходим ещё?

Практическая работа в группах. Дети проводят уход за растением под руководством цветоводов: поливают, протирают пыль, рыхлят землю.

8. Литературная гостиная

Учитель. После работы можно отдохнуть, сядьте удобно, расслабьтесь. Послушайте стихи, которые подготовили ребята. С каким животным автор сравнивает дуб?

С.Я.Маршак “Песня о жёлуде"

  С колпачком на голове
  Будто в путь готовый,
  Он скрывается в листве
  Дуба золотого.
  Но простившись со своей
  Веткой-колыбелью,
  Он уйдет на много дней
  В сумрак подземелья.
  Под землей он будет спать 
  В непогодь и стужу,
  А когда-нибудь опять
  Выбьется наружу.
  В этот гладкий коробок
  Бронзового цвета
  Спрятан маленький дубок
  Будущего лета.
  Пусть растет он до небес
  С каждым годом выше.
  Пусть раскинет свой навес
  Многоскатной крышей.
  Темно-бурый, как медведь,
  Дюжий - в три обхвата, -
  Будет он листвой шуметь
  Вырезной, зубчатой.

Дети. Автор сравнивает дуб с медведем, потому что он такой же могучий и сильный.

Учитель. А как мы будем относиться к цветам, которые растут на лугу, в поле? (Ответы детей.) Послушайте стихотворение. (Читают дети)

Анатолий Костецкий

Я бабочку в лугу ловить не стану:
Небесный цветик, пусть живет себе!
Пусть крылышки порхают над цветами,
Чтоб радостно мне было и тебе! 
Лесной цветок я рвать не стану тоже,
С собой домой его не понесу,
Ведь дома он шмеля качать не сможет
И ранним утром не попьет росу!
Ни стебелек, ни ветку, ни травинку
Я не обижу: виноваты чем?
В любой из них теплеется Живинка,
И светится доверием ко всем ...

Учитель. Ребята, наш урок закончен. Спасибо за работу.

Использованная литература, ресурсы

  1. А.А.Плешаков и др. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, В.М.Заславский, С.И.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  3. А.А.Плешаков. “Окружающий мир”. Учебник, ч.1. 1 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  4. А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь по окружающему миру, ч.1. 1 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  5. А.А.Плешаков. Тесты. 1 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  6. А.А.Плешаков. От земли до неба. Атлас – определитель. – М.: Просвещение, 2012.
  7. С.Н.Тур, Е.И.Васюкова. Духовно-нравственное воспитание. Тетрадь проектов для 1 класса/- СПб.: БХВ – Петербург, 2011.
  8. http://bau-bai.livejournal.com/56445.html стихотворение Анатолия Костецкого.
  9. http://deti.ledibashkirii.ru/samuil-marshak/650-pesnya-o-zhelude С.Я.Маршак “Песня о желуде".
  10. http://ped-kopilka.ru/photos/photo3403.html физминутка “Дубок”.