Урок русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания". 8-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • развивать интерес к русскому языку;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • подготовить к написанию контрольной работы по изученной теме.

Для данного урока были использованы материалы книг А.Т. Арсирия «Занимательные материалы по русскому языку» (Москва, «Просвещение», 1995 г.), Г.А. Богдановой «Тестовые задания по русскому языку. 8 класс» (Москва, «Просвещение», 2010 г.), Н.В. Егоровой «Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное издание. 8 класс» (Москва, «Вако», 2005 г.), С.В. Драбкиной, Д.И. Субботина «Русский язык. 8 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА» (Москва, «Интеллект – Центр», 2013 г.), материалы сайтаhmellarisa.ucoz.ru/publ/proverochnaja_rabota_ po_teme_quot_odnorodnye_chleny_predlozhenija_quot_5_klass/1-1-0-20

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер;
  • распечатанные материал;
  • презентация уроку.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Сообщение темы и цели урока. Фронтальный опрос.

(Слайд 1)

А) по какому признаку объединены предложения на данном слайде? (Слайды 2–3)

  • Сквозь молочно-голубую дымку мутно виднелось всё вокруг: лес, скалы, острова.
  • Унылое настроение преследовало её повсюду: и в школе, и дома, и на тренировке.
  • Мы с классом побывали везде: в театре, и в музее, и в филармонии.

Вывод: обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, после него ставится двоеточие.

Б) по какому признаку объединены предложения на данном слайде? (Слайды 4–5)

  • Убранство комнат, костюм хозяйки, портреты на стенах – ничто не укрылось от наблюдательного гостя.
  • Море, порт, город – всё превратилось в порывистую от ветра тьму.
  • На цветах, на траве и листьях – всюду блестела и дрожала утренняя заря.
  • Вывод: обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, перед ним ставится тире.

В) Какой случай постановки знаков препинания не представлен? (Слайды 6–7)

Выберите из данных предложений только те, которые подходят под заявленное условие.

Г) Самопроверка (Слайд 8)

III. Работа по развитию речи.

А) Посмотрите на предложенный фотоматериал, придумайте и запишите предложения по схеме (Слайды 9–11, 12–13, 14–17). Самые удачные предложения записать в тетради, подчеркивая однородные члены предложения и выделяя грамматические основы.

Примеры предложений:

  1. Удостоены чести пронести Олимпийский огонь по улицам Ярославля наши знаменитые земляки, уважаемые всеми люди: космонавт Валентина Терешкова, и спортивная гимнастка Светлана Агапова, и хоккеист Андрей Коваленко, и художник Александр Карих, и мастер спорта международного класса Владимир Круглов.
  2. Фристайл и бобслей, хоккей и фигурное катание, лыжные гонки и биатлон – вот любимые нами виды спорта на Олимпийских состязаниях.
  3. Гордость Ярославля, наши молодые спортсмены: Ольга Белякова, Илья Буров и Павел Кротов, Артем Анисимов и Сергей Варламов – будут защищать честь своего города и всей страны на зимних Олимпийских играх в Сочи.

IV. Выполнение задания с последующей взаимопроверкой.

(Слайды 18–19). (Приложение 1)

V. Подведение итогов урока. Работа с сигнальными картами.

На сигнальных картах изображены соответствующие схемы предложений. Ребята, допустившие ошибки, проговаривают правила. На первые два вопроса даются полные ответы.

Над какими пунктограммами мы сегодня работали?

В какой позиции может находиться обобщающее слово по отношению к ряду однокоренных слов?

Какие знаки препинания необходимы, если обобщающее слово стоит перед рядом однокоренных слов?

Какие знаки препинания необходимы, если обобщающее слово стоит после ряда однокоренных слов?

Какие знаки препинания необходимы, если обобщающее слово стоит перед рядом однокоренных слов, а после него предложение продолжается?

VI. Выполнение самостоятельной работы.

(Приложение 2). Самопроверка. Учитель после самопроверки и выставления оценок не должен забыть нажать на ссылку «Аплодисменты» для детей, получивших оценки «4» и «5».

При необходимости справившиеся ученики дают пояснения по выполнению задания.

VII. Итоги урока. Домашнее задание.

Выполнить задания на распечатанном материале. (Приложение 3).