Интегрированное занятие по развивающей психологии, музыке и изодеятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Интегрированное занятие «Если звезды зажигают…» планировалось в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями в цикле конспектов занятий по развитию эмоционально-личностной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.

Бесспорно, эмоции играют важную роль в жизни любого человека. Детям они помогают правильно воспринимать действительность и реагировать на нее, свидетельствуют о детском благополучии или неблагополучии, возможностях и перспективах развития, уровне сформированности базового доверия к миру. На наш взгляд, для педагога-психолога развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста является первоочередной задачей. Установление тесных эмоциональных контактов взрослого с ребенком, ребенка с ребенком, а также положительного отношения ребенка к своему «Я» – важный источник формирования чувств дошкольника: радости – горя, сочувствия – равнодушия и т.д.

Интегрированное занятие «Если звезды зажигают…» построено на позициях гуманистического подхода к детям с опорой на ведущую деятельность дошкольника – игровую. В ходе занятия затрагиваются следующие образовательные области: «здоровье», «физическая культура», «социализация», «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка». Все разнообразие форм интеграции направлено на достижение основной цели – создание условий для получения каждым ребенком положительного эмоционального опыта от контакта с окружающим миром и с самим собой.

В данном занятии эта цель достигается через формирование умения выражать свои настроения, через принятие детьми друг друга. Дошкольникам предоставляются различные возможности для вступления во внутригрупповые отношения и, таким образом, происходит отработка позитивного взаимодействия детей друг с другом. Космическая тематика, необычная музыка, инсценировка волшебной сказки, прекрасное стихотворение В.В.Маяковского, возможность выразить свои чувства и эмоции голосом в пении соло, a capella, в музыкальной импровизации и в свободном танце, лишь усиливают положительный психолого-педагогический эффект.

Разукрашивая звездочки, дети рисунком и цветом передают свое настроение, а полное раскрытие детской личности происходит во время дальнейшей беседы с психологом. Чтобы «оживить» космическое небо, звезды сначала наклеивают на черный лист ватмана, а затем соединяют между собой дорожками из «космической пыли» (манная и кукурузная крупы, цветной песок). В итоге, у нас получается созвездие – единство индивидуальностей.

Таким образом, для достижения поставленных целей и вытекающих из них задач (образовательной, развивающей, воспитательной), в занятии «Если звезды зажигают…» используются разнообразные виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, чтение.

Этому способствуют:

– креативность в подаче материала;
– вариативность использования материала, позволяющая развивать творчество, а через него – эмоциональную сферу, в соответствии с индивидуальностью каждого ребенка.
– активный интерес со стороны взрослых и уважительное отношение к результатам детского творчества.

Занятие «Если звезды зажигают…» рассчитано на подгруппу детей (10-12 человек) старшего дошкольного возраста.
Помощь в проведении занятия может оказать музыкальный руководитель.

Цели занятия:

  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать эмоционально-волевую сферу.
  • Развивать произвольность.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание.
  • Развивать воображение.
  • Развивать общую моторику в импровизированных танцах.
  • Развивать мелкую моторику руки в изодеятельности.
  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Развивать музыкальные способности (певческое творчество (пение a capella), ритмичность).

Задачи:

  • Образовательные задачи:
    • дать детям представление о космосе и космических объектах; познакомить с творчеством В.В.Маяковского;
    • знакомить детей с использованием нетрадиционных материалов в изодеятельности.
  • Воспитательные задачи:
    • воспитывать позитивное отношение ребенка к своему «Я»; развивать чувство эмпатии; развивать способы выражения эмоций.
  • Развивающие задачи:
    • развивать: коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, произвольность, внимание, мелкую моторику руки, музыкальные способности, речь.

Используемый материал:

Для проведения занятия необходимо иметь:

1. Музыкальный диск с произведениями J.-M. Jarre Oxigene 2, Oxigene 5
2. Цветной картон или бумагу для заготовок звездочек.
3. Карандаши, фломастеры, цветные мелки.
4. Куклу в наряде феи.
5. Звездочку из фольги.
6. Фотографию звездного неба.
7. Лист ватмана черного цвета.
8. Крупы: манную и кукурузную, цветной песок.
9. Клей-карандаш.
10. Желательно психологу иметь костюм звездочета.

Оборудование:

1. Музыкальный центр для проигрывания компакт-дисков.
2. Вращающийся зеркальный шар. (по-возможности)

«Если звезды зажигают…»

Вступление: Звучит «космическая музыка». (J.-M. Jarre Oxigene 2 вступление) Дети (подгруппа 10-12 чел.) входят в музыкальный зал и встают в круг.

Психолог: (обращаясь к детям) Вам понравилась музыка? (Ответы детей). А какая она? (Ответы детей) Правда, она необычная - космическая?
И занятие тоже сегодня будет у нас необычным - космическим.
Давайте мы поздороваемся, но тоже необычным образом – сегодня мы будем петь.
Подумайте минутку, как бы вам хотелось, чтобы вас сегодня называли: вашим обычным именем, или ласковым, или полным? Потом каждый будет петь свое имя, представляясь нам, а мы - здороваться с ним через пение.

1. Упражнение «Приветствие» (возможна помощь музыкального руководителя)

Поем имена – ребенок сначала сам поет свое имя, а потом хор здоровается с ним. (Пение a capella). Во время приветствия дети протягивают руки в сторону того, с кем здороваются.
– Я – Максим!
– Здравствуй, Максим!
– Я – Машенька!
– Здравствуй, Машенька…

Психолог: Ребята, как много нас, как много разных имён и вы все такие замечательные, такие красивые, такие разные, как звёздочки на небе.
А вы знаете, что такое звезды? (Ответы детей) Звезды – это такие же солнца, как наше с вами любимое солнышко. Но только очень маленькие. А маленькими они нам кажутся, потому что находятся очень-очень далеко от нас.

2. Упражнение «Психотерапевтическая сказка» [1]

Дети садятся на стульчики или на пол. Психолог разыгрывает сказку при помощи кукольного театра. Реквизиты: звездочка, Кукла-фея, звездное небо, черное небо.

- В давние времена звезд еще не было. Небо было холодным, черным и пустым. (Психолог показывает детям черный лист ватмана.)
А одна единственная Звездочка жила на земле. (Демонстрируется звездочка) Ей очень хотелось радовать людей своим сиянием. Но как она ни старалась, ее никто не замечал. Тогда Звездочка обратилась к мудрой волшебнице – фее Стелле. (Появляется кукла-фея. Разыгрывается диалог)
Звездочка: «Почему никто не замечает меня? Я так хочу нести людям тепло и свет, прямо из глубины своего сердца! Оно у меня такое горячее! Что я должна сделать, чтобы другие люди увидели мое сияние, и начали радоваться?»
В ответ на свой вопрос она услышала мудрые слова Стеллы: «Сияние твое меркнет по сравнению с сиянием Солнца. Если ты хочешь, чтобы твой свет радовал людей, освещал им путь, тебе придется жить на небе и появляться только по ночам, когда солнце не помогает людям. Но там ведь холодно и страшно, ты не боишься этого?» «Если это принесет людям радость и пользу, то я согласна!» - ответила Звездочка и в тот же миг взлетела высоко в небо.

3. Упр. «Звезда на ковре»

Психолог: Давайте сейчас мы попробуем создать эту прекрасную, смелую первую звездочку и почувствовать тепло ее сердца.

Все дети садятся на ковёр, по кругу ноги соединяют с ногами соседей, берутся за руки (звучит музыка J.-M. Jarre Oxigene 2 продолжение)

Психолог: Посмотрите, какая прекрасная получилась звезда. Почувствуйте тепло рук ваших соседей. (пауза) Вы чувствуете, какая теплая получилась звездочка? Это потому, что она готова дарить свой свет, идущий из глубины сердца, согревая сиянием своей доброты всех вокруг. (Обращение к детям) Почувствуйте, как тепло из сердца перетекает в ваши руки, а из них – к вашим соседям. (Пауза) Почувствуйте тепло, идущее от руки вашего соседа. (Пауза) Все вместе вы составили одну большую звезду, свет которой ярче, чем свет в отдельности каждого из вас…
(Дети садятся на стульчики. Музыка заканчивается)
Фее Стелле тоже очень понравилась такая звездочка. И в награду за ее смелость, желание дарить людям свет и радость, она окружила ее множеством других сверкающих звезд. (детям демонстрируется картинка звездного неба)
С тех пор у человечества появилась возможность любоваться звездным небом, находить дорогу по звездам, мечтать о полетах в космос.
Но однажды люди, подняв головы к небу, вдруг не обнаружили ни одной звезды.
Психолог показывает детям черный лист ватмана.

Людям стало опять очень грустно и одиноко. Они скучали по звездам.
Послушайте, как про это написано в одном стихотворении:

В.Маяковский «Послушайте» [2]

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит, кто-то хочет, чтобы они были?
Значит, кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь
В метелях полуденной пыли,
Врывается к Богу,
Боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтоб обязательно была звезда! –
Клянется –
Не перенесет эту беззвездную муку!
А после
Ходит тревожный, но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
Ведь теперь тебе ничего?
не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит, это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами
Загоралась хот одна звезда?!

4. Упр. «Моя звезда» (во время упражнения звучит музыка J.-M. Jarre Oxigene 2 окончание)

Психолог: Наша с вами задача – оживить космическое небо, вновь зажечь на нем звезды, вернуть людям мечту.

Дети свободно располагаются в зале. Психолог раздает заготовки картонных звездочек. Детям необходимо их разукрасить по своему желанию при помощи фломастеров, карандашей, мелков. Затем дети по кругу говорят несколько слов о своей звезде, отвечая на вопросы:

– Какой у нее характер?
– Где располагается на небе?
– Видно ли ее с Земли?
– Есть ли рядом другие звездочки?
– Хорошо ли ей там?

5. Упр. «Танец звезд» (возможно участие музыкального руководителя. Музыка J.-M. Jarre Oxigene 5 вступление. Во время танца используется вращающийся зеркальный шар.)

Психолог: Каждый из нас – звездочка. Время от времени звезды на небе танцуют. Возьмите ваши звездочки в руки и начните космический танец! Во время танца постарайтесь передать эмоции, которые я буду называть. (Дети исполняют танец-импровизацию и по команде психолога мимикой и пантомимой передают различные эмоции: «Грустная звездочка», «Веселая звездочка», «Сердитая звездочка», «Обиженная звездочка», «Удивленная звездочка»).

6. Упр. «Созвездия» (возможно участие музыкального руководителя. Продолжает звучать музыка J.-M. Jarre Oxigene 5 продолжение. Во время танца используется вращающийся зеркальный шар.)

Психолог: Звезды на небе всегда объединены в созвездия. Продолжайте двигаться под музыку, а я, время от времени, буду называть какое-нибудь число, например 3 или 2, или 1. И тогда вы будете объединяться в созвездия по 3 или 2 звездочки. (Дети продолжают исполнять импровизированный танец и по команде психолога перестраиваются в группы по 2, 3 чел. в зависимости от того, какую цифру произнес психолог, кружатся, соединившись левыми руками)

Упражнение заканчивается командой объединиться в 1 группу. Дети строятся звездочкой (левая рука обращена в центр круга) и продолжают кружиться.

Психолог: Какие прекрасные созвездия вы создавали! Я просто уверена, что теперь без труда вы сможете вернуть звезды на небо.

7. Упр. «Звездное небо»

Психолог: Возьмите в руки свою звездочку и подойдите к нашему кусочку черного неба. Расположите звезду в том месте, которое вам больше всего понравилось. Всем все нравится? Ничего не хочется изменить? Тогда приклеивайте свои звездочки. (Дети приклеивают звездочки на общий лист черного ватмана при помощи клеевого карандаша.)
Но звезды всегда объединяются в созвездия. Дети проводят клеевым карандашом линии между своей звездочкой и звездочкой друга, а потом посыпают липкий след крупой или цветным песком.
Получилось созвездие… дети придумывают название созвездию.
Сейчас наступает торжественный момент – на небе зажглось «Созвездие … (название)»! Ура!

(Дети несколько раз выкрикивают «Ура!»)

8. Упр. Ритуал окончания занятия

Взявшись за руки, произносим дружно «До сви-да-ни-я!»

Использованная литература

1. А.Ю.Капская Т.Л.Мирончик. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей. «Речь», С-Пб 2006.
2. Владимир Маяковский. Лирика. М. «Художественная литература» 1967.