Аудиовизуальные средства обучения на уроках чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


На протяжении всей своей жизни человек взаимодействует с окружающим миром, принимая информацию о нем и от него с помощью своих пяти органов чувств. По мнению М.Маклюэна, одного из популярных социологов XX века, человек воспринимает реальность не такой, какова она есть, а такой, какой она «подается» средствами коммуникации. Сегодняшний мир – это визуально ориентированный мир, мир виртуальных возможностей и информационных технологий. Поэтому телевидение и видео стали привлекать аудиторию не только в качестве развлечения, но и активно использоваться с познавательной целью во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.

Современные ученики – это поколение, полностью воспитанное под влиянием информационных технологий. Хотим мы этого или нет, но сегодня школа значительно уступает средствам массовой информации в формировании естественнонаучной картины мира. Любая перспективная система образования уже не может ориентироваться только на учителя – как единственного источника учебной информации. Сегодня его роль заключается, прежде всего, в организации познавательного процесса, всестороннем развитии учащихся. Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов – телевидение, видео, средства мультимедиа. Их применение в учебно-воспитательном процессе позволяет значительно повысить эффективность наглядности в обучении, полнее и точнее информировать учащихся об изучаемом объекте или явлении, расширить арсенал методических приемов педагога в учебном процессе изложения знаний.

Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) (иначе говоря – «слухозрительные» от лат. audire слышать и visualis зрительный) – особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включающая экранные и звуковые пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации.

Подразделяются на:

– визуальные (зрительные) средства (видеограммы) – рисунки, таблицы, схемы, репродукции с произведений живописи, транспаранты, диафильмы, диапозитивы;
– аудитивные (слуховые) средства (фонограммы) – грамзапись, магнитозапись, радиопередачи;
– собственно аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства (видеофонограммы) – кино-, теле- и диафильмы со звуковым сопровождением.

Аудиовизуальные средства обучения занимают особое место среди других средств обучения и оказывают наиболее сильное обучающее воздействие, поскольку обеспечивают образное восприятие изучаемого материала и его наглядную конкретизацию в форме наиболее доступной для восприятия и запоминания; являются синтезом достоверного научного изложения фактов, событий, явлений с элементами искусства, поскольку отображение жизненных явлений совершается художественными средствами (кино- и фотосъемка, художественное чтение, живопись, музыка и др.).

Использование аудиовизуальных средств обучения способствует реализации следующих дидактических принципов: принцип целенаправленности; принцип связи с жизнью; принцип наглядности; положительный эмоциональный фон педагогического процесса.

Аудиовизуальные средства обучения являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информативной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и окружающую действительность.

Например, при применении звуковых кинофильмов, телепередач, видеозаписей – в создании звукозрительного образа участвуют изображение, звучащее и написанное слово, музыка, шумы, а часто и цвет. Синтез этих выразительных возможностей делает их особо сильным средством обучения и воспитания. При этом на занятиях успешно реализуются дидактический принцип наглядности, возможность индивидуализации обучения и одновременно массового охвата обучающихся, усиливается мотивационная сторона занятий.

Владение такими звуко- и видеозаписывающими программами как UleadVideoStudio, Vegas  позволило мне делать авторские аудио и видеозаписи, с помощью программы  Power Point  могу создавать презентации, чтобы применять их на различных уроках.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.

Применение аудиовизуальных средств на уроках чтения целесообразно во время объяснения нового материала, при первичном чтении произведения,  на этапе отработки навыков чтения стихотворного и прозаического произведения.

Так, например, при изучении произведений Л.Н. Толстого мною были сделаны аудиозаписи рассказов «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» (Приложение 1). Видеозапись чтения данных произведений можно найти  по следующим ссылкам

https://www.youtube.com/watch?v=FimM1aWVgH0
https://www.youtube.com/watch?v=y_KnlaDLJbs
https://www.youtube.com/watch?v=g8JVeRYSkBY

Особенно значимую роль  применение аудиозаписи  играет на уроках изучения стихотворных произведений.  Так, при изучении стихотворений М.Ю. Лермонтова, мною использовались  аудиозаписи стихов «Горные вершины», «На севере диком», «Утёс», «Осень» (Приложение 2).

Видео версию данных произведений можно найти по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=0BWb3HBP75g

Для изучения раздела «Поэтическая тетрадь 1» мною были сделаны аудио и видеозаписи и презентация (Приложение 3), которую можно найти по ссылке

http://www.youtube.com/watch?v=NQf2i4tC-6U&feature=youtu.be

Использование возможностей аудиовизуальных средств обучения  в начальной школе способствует:

  • повышению мотивации к учению,
  • повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
  • развитие наглядно-образного, информационного мышления,
  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
  • повышению уровня комфортности обучения.

Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя путём использования его творческого потенциала.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Литература:

  1. Григорьев С.Г. Мультимедиа в образовании / С.Г.Григорьев, В.В.Гриншкун. – М.: Педагогика, 2002.
  2. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М.Коджаспирова, К.В.Петров. – М.: Аcademia, 2001.
  3. Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т.Н.Носкова. – СПб.: СПбГУКиТ, 2004.
  4. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир / В.М.Розин. – М.: Владос, 1996.