Краеведческий материал на уроках русского языка в 5–9-х классах

Разделы: Русский язык


В пояснительной записке к примерной программе по русскому языку для основной школы говорится, что «…Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения  и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами. «…» Родной язык является основной формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиции моральных норм»1.  Расширить кругозор учащихся,  прививать любовь к своей «малой» Родине  помогает  использование на уроках русского языка краеведческого материала. Когда на уроки русского языка привлекаются описания природы родного края, его лесов и рек, а также описания улиц родного поселка или города, рассказывается о жизни поэтов и писателей, читаются их стихи и произведения, это возбуждает не только чувство патриотизма, но и эстетические чувства учащихся. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их "малой" родины. 

Включение местного материала оживляет ход урока, вызывает большой интерес к истории родного края. Воронеж – город большой и интересной истории. Для уроков русского языка отбирается материал о происхождении названия города Воронеж и его улиц, о пребывании Петра I в городе и строительстве им флота, о природе родного края, его реках, о Воронежском заповеднике, о Воронеже  и подвигах воронежцев в годы Великой Отечественной войны, о воронежских поэтах А.В. Кольцове и И.С. Никитине, о собирателе народных сказок А.Н. Афанасьеве, о детском писателе и переводчике С.Я. Маршаке, о И.А. Бунине и А.П. Платонове, и др.

Использование краеведческого  материала на уроке русского языка окажет воспитательное воздействие, если он будет тематически организован, если весь урок будет строиться на материале одной краеведческой темы (картины природы или историческое прошлое и др.) Здесь имеются большие возможности для осуществления межпредметных связей. Например, материал по истории родного края может быть связан с уроками истории, описание природы – с уроками географии, богатства животного и растительного мира Воронежской области – с уроками биологии и т. д.

Краеведческий материал можно использовать на уроках в том случае, если он соответствует грамматической теме. Нет необходимости насыщать им каждый урок.

Так, например, изучая имя числительное, на этапе опорного повторения можно дать следующее предложение для синтаксического разбора: Я люблю старинный город Воронеж, ему недавно исполнилось четыреста двадцать пять лет. Учащийся у доски выполняет разбор, определяет части речи. Дойдя до числительного, он затрудняется. Учитель просит задать вопрос. Исполнилось сколько? (четыреста двадцать пять лет).Что обозначает это слово? (число). На каких уроках вы сталкиваетесь с числами? (на математике, географии, истории).  Таким образом, мы подвели учащихся к теме урока «Имя числительное». На этом же уроке на этапе закрепления можно написать распределительный диктант, выписывая в один столбик количественные, а в другой порядковые числительные, используя следующие предложения: На берегу реки Воронеж в двенадцатом веке существовали русские укрепленные поселения. В восемнадцатом веке, в особенности второй его половине, усиливается закрепощение крестьян. Одних помещики заставляли выполнять барщину, работать по четыре – пять, а иногда и шесть, дней в неделю на барской земле. Князь Трубецкой захватил двадцать пять тысяч земли.

Для контрольного диктанта по теме числительное можно использовать текст:

Дивногорье

Замечательным памятником природы Воронежской области является Дивногорье. Это огромная белая гора, поднимающаяся вверх на 150-160 метров. Название свое местность получила от «див» – меловых глыб причудливой формы. Дивьи горы издавна привлекали к себе внимание ученых. В 1801 году здесь побывал исследователь Воронежского края Евгений Болховитинов. В 1808 году в горах были произведены раскопки.
Первым населением Дивногорья были хазары, основавшие в 7 веке до н. э. пограничное сторожевое укрепление, которое в 10 веке н. э. было разгромлено.
Только в середине 17 века в Дивногорье вновь появились постоянные поселения человека. В 1652 году киевские монахи вырубили в меловой толще горы монастырь.
Музей здесь основан в 1988 году, а в 1991 он получил статус музея-заповедника. (118 слов)2

На уроках развития речи можно совершить увлекательные экскурсии (может быть заочная с использованием презентации) к памятникам  г. Воронежа, и описать один из них по следующему плану:

1. Кому поставлен памятник.
2. Место, где он находится.
3. Описание скульптуры.
4. Впечатление от памятника.

Ежегодно учащиеся школы принимают участие в городском конкурсе сочинений «Город и экология», где освещают экологические проблемы Воронежа и предлагают пути их решения, свой взгляд на сложившуюся ситуацию.

Наша школа №24 находится в 60 км от Воронежа., в п. Краснолесный г. Воронежа Железнодорожного района.  Достопримечательностью является Воронежский государственный биосферный заповедник, некоторые  учащиеся живут на территории Усадьбы заповедника, поэтому целесообразно использовать тексты о природе, животных и птицах, живущих в лесу.

Так, при изучении сложноподчиненного предложения в 9 классе можно использовать следующее задание:

Составьте из простых предложений сложноподчиненные.

  1. Воронежский государственный заповедник называют бобровым заповедником. В нем с давних пор живут бобры.
  2. Кроме бобров в заповеднике разводят благородных оленей. Олени – очень красивые и ценные животные.
  3. Очень интересно побывать в лесах заповедника. Там можно встретить и кабана, и лося, и других животных.

Текст для сжатого изложения в 7 классе

Схватка

Каждый, кто бывал в музее Воронежского государственного заповедника, несомненно, с удивлением останавливается перед чучелом огромного сома. Историю поимки этого сома стоит рассказать поподробнее.
Несколько лет назад, занимаясь зимней ловлей рыбы, Николай Петрович Ракитин заметил, что мелкая рыбёшка с плеса входит в Усманку. Хороший знаток рыбьего быта, он понял, что вслед за мелочью пойдут крупные хищники, и решил поставить  на их пути сомовий вентерь – солидное сооружение, сплетенное из капронового шнура с крыльями до 7 метров и с бочкой в 3,5 метра. Много труда потребовалось, чтобы установить подо льдом такую махину.
– Прихожу проверять снасть, – рассказывает Ракитин, – и вижу в бочке что-то большое. Эге, да это сом! Тебя-то, голубчик, мне  и нужно! А ну-ка вылезай!
Но «голубчик» вовсе не желал сдаваться, и разгорелся бой, долгий и крайне опасный для охотника. Не учтя величины и веса своей добычи, Николай Петрович взял своего пленника за губу. Сом прочно захватил его четыре пальца, и стало непонятно – кто кого собственно поймал: охотник сома или сом охотника.
В таком положении противники застыли минуты на две. Преимущество у человека было в том, что он мог свободно дышать, а сом стал задыхаться. Поэтому и начал схватку повернувшись на бок, стал выворачивать охотнику руку. Большая сила у четырехпудового сома: пришлось Ракитину с вывернутой рукой лечь на самом краю проруби, и снова оба стихли. Опять схватку начал сом. Но Ракитин напряг все силы и вывалил на лёд свою опасную добычу. Некоторое время так и лежали рядом: и охотник, и сом. Охотник переводил дух, а его противник засыпал от мороза и воздуха…
Кончилось тем, что, проделав долгий путь, сом оказался в музее заповедника, а у рыболова на память об этой охоте остался глубокий шрам на руке. (275 слов)3

Богатый краеведческий материал по истории п. Краснолесный хранится в школьном музее. Улица, на которой располагается наша школа, носит имя Генерала Лохматикова. Что же это за человек, имя которого мы слышим каждый день?

Данный текст можно использовать для повторения синтаксиса и пунктуации: тире между подлежащим и сказуемым, обособление однородных членов предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчиненном предложении.

До 1981 года улица называлась Улица Генерала Лохматикова – одна из наиболее старых в поселке. На ней – здание местной администрации, железнодорожный клуб, универмаг, санаторий.
Здание клуба – это перестроенный дом В.Г. Столля, известного промышленника и видного общественного деятеля. Здесь, на загородной даче, он постоянно жил в конце XIX и начале XX века. В. Г. Столль принадлежал к немногочисленному числу крупных воронежских предпринимателей, которые совершали благотворительные поступки от чистого сердца. В своем дачном доме он открыл приют для слепых девушек. Здание является историческим культурным центром Графской: воспитанницы приюта регулярно давали театральные представления и концерты, собиравшие многочисленную публику. А позади клуба расположен детский противотуберкулезный санаторий, устроенный еще в начале XX века Воронежским отделом Русского общества охранения народного здравия.

Центральной. Сегодня она носит имя Героя Советского Союза Филиппа Прохоровича Лохматикова (1923–1981), до войны жившего в Графской. Герой-танкист отличился в боях за Киев. Впоследствии стал генерал-майором.4

Предупредительный диктант

Употребление прописной буквы

Станция Графская, поселок Краснолесный
Станция создана в 1867 году, открыта в 1868 году. Ее название посвящено графу Ивану Матвеевичу Толстому (1806–1867), министру почт и телеграфов России, который способствовал прокладке Козлово-Воронежской железной дороги. Граф был женат на Е.В. Тулиновой, дочери воронежского губернского предводителя дворянства В.В. Тулинова. Одно из имений семьи И.М. Толстого размещалось недалеко от станции Графская, в урочище Бор. Другая дача Толстых была около Воронежа, в Троицкой слободе.
Пристанционный поселок, находящийся в лесной местности, в советское время официально назван Краснолесным (это название повторяется и в наименовании Краснолесненской улицы). В обиходе, однако, территорию поселка именуют так же, как и станцию, – Графской.
Поселок вошел в подчинение города в 1960-х годах. Краснолесненская поселковая администрация подчиняется администрации Железнодорожного района.

Краеведческий материал можно использовать для изготовления карточек по разным темам русского языка.

Материал отбирается из разных источников. Это книги по истории Воронежа и Воронежской области, материалы из интернета.

Литература:

  1. История Воронежского края: Учебно-методическое пособие.– Воронеж: «Родная речь», 1995.
  2. Край родной. Сборник статей и очерков о природе родного края. Воронеж, Центрально-черноземное книжное издательство, 1964.
  3. Край наш Воронежский. Коллектив авторов.– Воронеж, Центрально- черноземное книжное издательство, 1985.
  4. Люби и знай родной край. Коллектив авторов.– Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008
  5. Г.В. Антюхин. Литературное былое. Воронеж, издательство Воронежского университета, 1987.
  6. И.В. Жарков. Воронежский государственный заповедник. Воронеж, Центрально-черноземное книжное издательство, 1972.
  7. О.Г. Ласунский. Литературный раскопки. Воронеж, Центрально-черноземное книжное издательство, 1972.
  8. С. Попова. Энциклопедия воронежских улиц. Электронный образовательный ресурс, созданный по книгам воронежского краеведа Павла Попова «Воронеж. История города в названиях улиц» и «Уходящий Воронеж в объективе Павла Попова», рекомендованный ВОИПКи ПРО для использования в образовательных учреждения Воронежа Воронежской области,  2012.

1 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011, стр. 3
2 Р. Демидов, А. Демидова. Край родной. Воронеж, Центрально-черноземное книжное издательство, 1964, стр.44-45.
3 Из очерка А. Шубина «Радчинский плес». Сб. «По родному краю». Воронежское книжное издательство, 1954
4 С. Попова. Энциклопедия воронежских улиц. Электронный образовательный ресурс, созданный по книгам воронежского краеведа Павла Попова «Воронеж. История города в названиях улиц» и «Уходящий Воронеж в объективе Павла Попова», рекомендованный ВОИПКи ПРО для использования в образовательных учреждения Воронежа Воронежской области.