Динамика современной жизни предъявляет высокие требования к специалистам разных сфер деятельности, требует активного внедрения новых технологических решений. Не обошли эти тенденции и сферу образования.
В условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предмета, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
Современные образовательные технологии необходимы для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе. Они дают возможность повышать качество образования. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность учеников, независимо от возраста и уровня образования.
Рассмотрим определение слова «технология», так как в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Например, толковый словарь трактует слово технология, как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Академик Б.Т. Лихачев, как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Сегодня понятие образовательной технологии можно рассматривать широко как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология. В настоящее время понятие педагогические технологии прочно вошли в педагогический лексикон.
Образовательной технологией можно назвать комплекс, состоящий из: некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора модели обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Рассмотрение образовательной технологии необходимо начать с модели обучения. В ней можно выделить два яруса. Верхний ярус: методы и формы относится к дидактике. Нижний ярус включает педагогическую технику (средства и приёмы) и дополнен личностными особенностями учителя: интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и т.д. является педагогическим искусством.
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и т.д. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский.
Для наших целей более подходит следующая классификация методов обучения: объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный. Однако в последнее время все большей популярностью пользуется обучение, при котором исходные условия не отбираются самим учителем, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задач. Возникает вопрос, возможно ли рассмотренные методы обучения реализовывать в разных формах? Эксперимент, проводимый в Московском педагогическом университете, показал положительный результат.
Представим взаимосвязь форм и методов обучения в виде матрицы. Расположим по горизонтали методы обучения, а по вертикали – организационные формы.
уФорма/метод | ОИ | ПГ | Э | ПБ | М |
Рассказ | + | + | + | ||
Беседа | + | ||||
Лекция | |||||
Семинар | |||||
Семинар-практикум | |||||
Практикум | + | ||||
Практическая работа | + | ||||
Лабораторная работа | + | + | + | ||
Экскурсия | + | + | + | ||
Самостоятельная работа | + | + | + |
Возможно, одним из показателей мастерства учителя является то, сколько клеток этой матрицы он сможет заполнить, таким образом можно увидеть, над, чем надо работать, а это позволит составить индивидуальную программу самообразования, осуществлять целенаправленный поиск профессионально значимой информации.
Существуют различные педагогические технологии, рассмотрим их.
1. Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
2. Разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
3. Проектные методы обучения. Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»– вот основной тезис современного понимания метода проектов. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
4. Исследовательские методы в обучении. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
5.Лекционно-семинарско-зачетная система. Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
6. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр (модельный метод). Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, основные характеристики модельного метода. С модельным методом обучения связан завтрашний день школы, поскольку этот метод предлагает ученику наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска.
7. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
8. Информационно-коммуникационные технологии. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
9. Здоровьеберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Система инновационной оценки «портфолио».
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменяют традиционную методику преподавания, они являются её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к ученику и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяют:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.