Урок литературы по теме "Понятие добра и зла в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Разделы: Литература


Цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.

Задачи:

  • Образовательная:
    • помочь детям раскрыть содержание сказки, её идейный замысел;
    • продолжать работу над умением давать характеристику героям произведения  и оценку поступкам;
    • доказать, что добро побеждает зло;
  • Развивающая:
    • развивать умения учащихся анализировать и давать характеристику героям;
    • оценивать поступки героев;
    • совершенствовать навыки выразительного чтения в лицах, развивать логическое мышление;
  • Воспитывающая:
    • способствовать становлению личностной нравственности школьников на основе идейного содержания сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Оборудование:мультимедийная презентация

ХОД УРОКА

І. Организационный момент 

Постановка задач и цели урока

ІІ. Слово учителя

(Приложение, 1 слайд)

–  Прослушаем стихотворение А. Багдановой

(Стихотворение читает подготовленный ученик)

Есть ценности, которым нет цены:
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в первой школьной сумке,
И письма не вернувшихся с войны.
Есть ценности – самих себя ценней.
Вот хлеб. Бросать его негоже.
Что хлеба может быть дороже?
Что по сравненью с ним – дары царей?    

  –  Жанр произведения «Тёплый хлеб» – сказка. В сказках обязательно присутствуют два понятия – это добро и зло. Давайте определим тему нашего сегодняшнего урока: «Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского «тёплый хлеб»

(2 слайд)

ІІІ.  Работа в группах

– Перед вами лист, на нём мы будем сегодня работать с вами. В одном круге пишем слово «добро» в другом – «зло» 

(3 слайд)

–  Закрашиваем кружочки разными цветами: зло – одним цветом, добро – другим. В ходе урока под ними записываем, рисуем,  как мы понимаем добро и зло.

ІV. Активизация домашнего задания

1.  Беседа по прочитанному

(3 слайд)

 – Как попал в Бережки конь?
– Что известно о главном герое Фильке?
– Почему он живёт с бабкой?
– Почему его называют ни Филиппом, ни Филиппком, ни Филей, а Филькой?

(5 слайд)

2. Чтение эпизода как Филька обидел коня.

 – Что сделал Филька? (Обидел коня, бросил хлеб)

(6 слайд)

Хлеб – особенный продукт в русской кухне, это необходимое дополнение к любому блюду. Не зря говорится – «хлеб всему голова». С ним связано много народных поверий, множество поговорок и пословиц сложено о хлебе.

– Какие пословицы о хлебе вы знаете?

1) 1 группа зачитывает пословицы о хлебе

  • Больному помогает врач, а голодному – калач.
  • Порою пир и хлеб с водою.
  • Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова.
  • Хлеб на стол – и стол – престол, хлеба ни куска – и стол – доска.
  • Без хлеба и медом сыт не будешь.
  • Без хлеба куска везде тоска.
  • Хлеб – батюшка, вода – матушка.
  • Хлеб в человеке – воин.
  • Хата бела, да без хлеба – беда.
  • Хлеб ногою топтать – всему народу голодать.

– Какую пословицу выберем для нашей сказки? («Хлеб ногою топтать – всему народу голодать.)

(7 слайд)

– Какой поступок совершил Филька? (Плохой)
– Что же случилось после этого? (Вьюга, всё замёрзло)
– Какие приёмы использовал К. Г. Паустовский, чтобы усилить впечатление от сильного холода?

2) 2 группа   рассказывают об изобразительно-выразительных средствах, которые использует
К. Г. Паустовский, описывая холод.

(8,9 слайды)

 – Как ещё усиливает наше впечатление о страшном холоде К. Г. Паустовский?

3. Работа с учебником

1) Чтение эпизода «Рассказ бабки»

2) Беседа по прочитанному

– Отчего помер тот мужик?  (От остуды сердца)
– Знала ли бабка, что Филька обидел коня?
– Для чего она рассказала Фильке эту историю? (хотела, чтобы он сам понял, что натворил)

3) 3 группа (творческая). Инсценирование эпизода «Разговор Фильки с мельником»

– Что придумал Филька?
– Почему люди смогли запустить мельницу?

(10 слайд)

– Что произошло в деревне после того, как заработала мельница?

(11 слайд)

Сцена примирения с конём (отрывок из мульфильма)

– Зачем Филька пошёл к коню?
– Как произошло примирение?
– Что же всё-таки победило в сказке?

V. Вывод:

Тёплый хлеб  – это не только тот подарок, который делает “исправившийся” Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.

(12 слайд)

«Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы»,– писал К. Г. Паустовский. Что имел в виду писатель, говоря о сухой душе?
Можно считать, что у Фильки «сухая душа»?

– Умение прощать – свойство сильных.  Слабые никогда не прощают. Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
– Какое выражение в большей степени соответствует  сказке «Тёплый хлеб»? 
– Так в чём мудрость этой простой сказки? (Злое дело обязательно исправлять, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому.)

VІ. Подведение итогов урока

1) Тестирование (13-22 слайды)
2) Подводя итоги урока, я хочу прочесть вам стихотворение бывшего патриарха всея Руси отца Алексия ІІ:

Как часто в этой жизни бренной
Творим мы зло, впадаем в грех,
Но  милостью неизреченной
Прости меня, прости нас всех.

VІI. Рефлексия

Приклеить на свой рисунок смайлик, который оценивает урок.

VIII. Домашнее задание

Ответить на вопрос: в чем смысл названия сказки?