Урок русского языка с мультимедийной системой по теме "Законы языка в практике речи". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Место и роль урока в изучаемой теме: обобщение, закрепление знаний.

Цели урока:   

  • Предметная: организовать деятельности учащихся по актуализации и углублению знаний о языке и его законы.
  • Метапредметные:
  • развивать навыки работы с текстом с целью поиска и выделения необходимой информации, сбора информации, передачи информации (познавательные УУД);
  • формировать инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (коммуникативные УУД);
  • развивать умение принимать и удерживать учебную задачу (регулятивные УУД).
  • Личностные: воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку, вежливое и тактичное отношение к окружающим, формировать культуру речи.

Задачи:

  • формировать  речевые, орфографические и орфоэпические навыки;
  • актуализировать знаний о грамматической основе предложения, о правописании безударных гласных в разных частях слова;
  • формировать навыки работы с текстом;
  • стимулировать проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Слайд №1

Двадцать пятое апреля
Классная работа
Русский язык

– О чем захотелось сказать, читая эти слова? (Какие мысли возникают?)

Чтение стихотворения Перепелицыной Кати (Приложение 4)

– Что подвигло тебя написать эти строчки?
– О каких трудностях языка нам поведала Катя? (Ответы детей)
– Каким одним выражением мы можем объединить ваши высказывания? (Законы языка)
– Тема нашего урока «Законы языка в практике речи»

Слайд №1 щелчок:  «Законы языка в практике речи»

– Вглядитесь в запись на доске, вспомнив предыдущие уроки, подумав о будущем, предположите, над чем нам предстоит поработать сегодня. (Мы будем рассуждать на тему: «Законы языка в практике речи», вспомним законы, которые уже изучили, Будем применять их на практике).
– Как вы это понимаете? Что значит «Законы языка»? (Орфография; пунктуация; лексика; законы построения предложений и т.д.)
– Для чего нам это необходимо? (Рассуждения детей)
– Какова же будет цель нашего урока? (Совершенствовать знания законов русского языка и использовать эти знания в речи)
– Какие законы мы использовали в данной записи? (Безударная гласная, удвоенная согласная,
«ь» как показатель мягкости; согласование в роде и падеже прилагательных с существительными в словосочетаниях)

2. Изучение темы урока

Слайд № 2

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».

К. Паустовский

– Что захотелось сказать?
– Чем интересно это высказывание?
– Знаком ли вам автор этих строк?
– Можно ли это высказывание взять в качестве эпиграфа к нашему уроку?
– Мы уже вспомнили некоторые законы языка, о каких мы еще не упоминали, но они есть в этом тексте? (Законы оформления письменного текста, предложения)
– Что мы можем сказать о предложениях? (Повествовательное, невосклицательное, распространенное)
– Из чего состоят предложения?  (Из слов)
– На последнем уроке в качестве Д/з я предложила вам  подумать, что такое слово? (Воспользоваться словарями) (Приложение 3)
(Ответы детей)

Слайд №3

– Авторы нашего учебника предлагают нам познакомиться с мыслями о слове известного поэта Якова Абрамовича Козловского и великого театрального режиссера Константина Сергеевича Станиславского. Прочитайте эти мысли в учебнике (стр 134 упр 484)

(Выразительное чтение)

– Удалось ли поэту и режиссёру  передать свои чувства вам? Какие эти чувства? (Восхищение многогранностью этого понятия;  как много может слово)
– Какие средства они для этого использовали?
(– образная, убедительная мысль
– умелое использование понятий,
– метафоры (олицетворения, эпитеты  кровью обливаются, холодом дышать)
– сравнение с сердцем с оружием)
– повторы (усиливают значение)
– Какие части речи чаще всего использовали? (Существительные и глаголы)
– Что вы можете сказать о построении предложений в этих текстах? (Распространенные предложения с однородными членами, а так же сложные предложения)
– С помощью каких средств авторам текстов удалось передать нам свои чувства?
– Передавая свои мысли и чувства очень важно не только правильно подбирать слова, строить предложения, но грамотно их писать.

Работа в группах

– Какое правило русской орфографии наиболее часто встречается в текстах? (Безударная гласная)
– Давайте уточним, о каких орфограммах может идти речь?
(– в корне слова (проверяемая);
– в приставках
– в окончаниях)
– Ваша задача, используя уже имеющиеся знания, заполните следующую таблицу. В вашем распоряжении 7 минут (Приложение 2)

Примеры слов с буквой безударного гласного

В корне (проверяем) В приставке В окончании
Слова – слово
Смеяться – смех
Молить – молится
Обливаться – ливень
Холодом – холодный, холод
Клянутся – клятва
Чернят – черный
Приказывать
Заклинать
Обливаться
Проклинают
Напутствуют
Холодом
Призывом
Отзывом
Зовом

Проверка выполнения задания

– Какая группа выписала в 1 столбик 5 слов? какие слова дополним…

– Какие слова выписали во второй столбик? (Что надо помнить, чтобы грамотно писать приставки?)

– Какие слова выписали в третий столбик?  Как проверить безударное окончание? (Какая часть речи)

– У классиков мы учимся правильно и красиво оформлять свои мысли?
Какую ёмкую характеристику дал СЛОВУ Станиславский! Ведь стоит её запомнить…
Спишите это высказывание. Укажите во 2 предложении падежи имен существительных.

(Комментированная проверка)

– Форм каких падежей здесь нет?  (Им. п, Д. п, )

Дополнительное  задание

– Сегодня много говорилось о лексическом значении слова «Слово», а каково его морфологическое значение? Сделайте его морфологический разбор.

Морфологический разбор

Работа в группах

Записать как можно больше родственных слов к этому слову.

Итог

– Какую цель ставили перед собой в начале урока?
– Какие законы языка мы сегодня применяли на практике?
– Над чем нам предстоит работать на следующих уроках русского языка?
– Оцените свою работу на уроке. (На полях тетради оценкой)
– Чью работу хотелось бы отметить и почему? Как оцениваете её?

Слайд № 4

Домашнее задание:

1) Сочинение – миниатюра «Слово»,     
2) Найти и записать 4-5 пословиц о слове.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4