Занятие по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи. Тема: "Обувь, одежда, головные уборы"

Разделы: Логопедия


Задачи:

  • учить употреблять обобщающие слова «одежда», «обувь», «головные уборы»;
  • закреплять знание названий предметов одежды, обуви, головных уборов и их частей;
  • продолжать обучать составлению распространенных предложений;
  • учить образовывать относительные прилагательныеи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • закреплять усвоение категории родительного падежа;
  • закреплять умение подбирать глаголы-антонимы;
  • развивать память, воображение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт три овоща (три фрукта, три ягоды и т.д.)

2. Знакомство с темой

– Сегодня мы отправимся в сад, где растут сказочные деревья.

Логопед: Ребята, посмотрите, какое необычное дерево у нас выросло (показ дерева с одеждой, рис. 1):

Рис. 1

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!

Логопед: Что растет на дереве?

Дети: Платье, юбка брюки, футболка, шорты, пальто, куртка и т.д.

Логопед: Как назовём всё одним словом?

Дети: Одежда.

Логопед: А какая бывает одежда?

Дети: Разная, красивая, нарядная, праздничная.

Логопед:

  • Если одежду носим зимой – это … (зимняя одежда);
  • Если одежду носим летом – это …;
  • Если одежду носим весной – это …;
  • Если одежду носим осенью – это …;
  • Если одежду носим дома – это …;
  • Если одежду носим в праздники – это …;
  • Если одежду носим на работе – … и т.д.

Логопед: А из чего шьют одежду?

Дети: Из ткани.

Логопед:

  • Если юбка сшита из джинсы – то юбка …;
  • Если платье сшито из шёлка – то платье …;
  • Если костюм сшит из шерсти – то костюм …;
  • Если футболка сшита из трикотажа – то футболка …;
  • Если куртка сшита из кожи – то куртка …;
  • Если куртка сшита из замши – то куртка … и т.д.

Логопед: А для чего нужна одежда?

Дети: Чтобы не замёрзнуть, быть красивыми и т.п.

Логопед:

  • Если халат для дома – то это … (домашний халат);
  • Если халат для работы – то это …;
  • Если кофта для осени – то это …;
  • Если кофта для зимы – то это …;
  • Если одежда для женщин – то эта одежда …;
  • Если одежда для мужчин – то это …;
  • Если одежда для детей – то это … и т. д.

Логопед: Послушайте стихотворение Ю. Фригович «Ёлка в шапке», (рис. 2):

Рис. 2

Маша после игр в прятки
Со двора пришла без шапки.
Мама тут же закричала:
– Где ты шапку подевала?
– Не ругай меня, мамулька,
Во дворе метель кружится,
Снег, мороз, висят сосульки –
Ёлка может простудиться.
Мы одеть решили ёлку,
Костик вынес ей футболку,
Таня ей дала перчатки.
Ну а как она без шапки?..
Ведь она ходить не сможет
В поликлинику, в аптеку.
Ёлке греться надо тоже,
А не только человеку.

4. Логопед: Ребята, посмотрите, ещё одно дерево и тоже с сюрпризом (показ дерева с обувью, рис. 3):

Рис. 3

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
Сапоги да башмаки,
Словно яблоки!

Логопед: Что растет на нашем дереве?

Дети: туфли, сапоги, босоножки, кроссовки и т.д.

Логопед: Давайте назовем всё одним словом. Что это?

Дети: Обувь.

Логопед: А кто же шьёт обувь? Загадка про сапожника.

Чистит мастер башмаки,
Прибивает каблуки.
Чинит туфли и сандалии,
Чтоб как новенькие стали.

Логопед: Правильно, сапожник. А из чего шьют обувь?

Дети: Из кожи, из замши, из резины.

Логопед:

  • Если обувь сшита из резины – то она какая? (резиновая);
  • Если обувь сшита из кожи – то она …;
  • Если обувь сшита из замши – то она … и т.д.

5. Игра «Найди пару обуви» (Рис. 4)

Логопед: Давайте поиграем. На доске парные и одинарные картинки с изображением обуви, дети подбирают пару и называют.

Рис. 4

6. «Четвёртый лишний» (Рис. 5)

Логопед: А теперь поиграем в другую игру. Дети называют картинки (пальто, тапки, юбка, платье и т.д.) и определяют лишний предмет. Добиваемся полного ответа.

Рис. 5

7. Логоминутка

Логопед: Сейчас я буду называть предметы одежды и обуви, а вы выполняете хлопок в ладоши, если услышите одежду, выполните приседания, если услышите обувь.

8. Логопед: Ребята, посмотрите, третье необычное дерево (показ дерева с головными уборами, рис. 6):

Рис. 6

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А панамы и платки,
Словно яблоки!

Логопед: Что растет на дереве?

Дети: Шапка, платок, панама и т.д.

Логопед: Как назовем всё одним словом?

Логопед: Правильно, это головные уборы. А, скажите:

  • Если шапку связали, то шапка называется … (вязанная);
  • Если панама сшита из джинсы, то панама …;
  • Если шляпка из соломы, то шляпка … и т.д.

9. Игра «Большой и маленький»

Логопед: Давайте ещё поиграем:

– Взрослые носят большие шапка, а дети – маленькие… (шапочки)
– Мужчины носят большие кепки, а мальчики.
– Женщины повязывают на головы платки, а девочки…
– На одной женщине одета большая шляпа, а на другой…
– На женщине одета панама, а на девочке …
– Солдат одел пилотку, а маленький мальчик….
– Офицер одел фуражку, а маленький мальчик … .
– У бабушки берет, а у внучки…

10. Игра: «Скажи наоборот»

Логопед: Дети становятся в круг. Логопед говорит слово-действие и кидает мяч, ребёнок ловит и называет противоположное действие: Надевать – снимать, обувать – разувать, покупать – продавать, завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, гладить – мять, повесить – снять, зашить – порвать, постирать – вымазать и т.д.

11. Итог

Логопед: Сегодня мы с вами побывали в необычном саду, видели сказочные деревья. Напомните, какие деревья там росли? Ещё мы искали пару обуви и определяли лишний предмет. Вы сегодня молодцы!