Торжественное мероприятие, посвященное 70-летию Великой Победы "Песни, рожденные в боях"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Цель мероприятия:

  • воспитание духовной культуры молодого поколения.

Задачи:

  • знакомство с песнями военных лет;
  • познакомить с творчеством русских композиторов;
  • формирование чувства сопричастности к истории о Великой Отечественной войне посредством песни.

Воспитательные задачи:

  • расширять общий кругозор учащихся;
  • приобщить учащихся к музыкальной культуре, способствуя воспитанию художественного вкуса и культуры слушателя.

Форма проведения мероприятия – лекция-концерт.

Оборудование:

  • оформление сцены: иллюстрации и фотографии военных лет, композиторов и поэтов-фронтовиков;
  • плакат с названием мероприятия;
  • музыкальные инструменты: баян, аккордеон, гитара, фортепиано, домра.

Ход мероприятия

Ведущий:

Песня вместе с Отчизной пошла на бой. Она стала в строй, на правый фланг – ближе к запевалам. По трудным горестным дорогам войны прошла с героями песня. Облетев многие зарубежные страны, она вместе с победителями возвратилась домой, к родным, близким, к созидательному труду.

Всё дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Но тем интереснее становятся попытки проникновения в мысли и чувства людей того времени, выстоявших в лихую годину сплотившихся вокруг единой национальной идеи - выстоять и победить захватчика, веривших в победу над врагом в самые тяжёлые дни и завоевавших эту Победу.

Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки. Наша страна давно залечила военные раны, но песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Сколько их – прекрасных, незабываемых. В песнях этих запечатлены и трагические и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость, и душевное мужество, оптимизм и великая человечность советского солдата.

Песня – это душа народа, и в ней, как в зеркале отражаются и большие события тех грозных лет, и бытовые сценки, конкретизирующие быт на войне, и мысли и чувства простого человека – солдата, живущего на этой долгой войне.

Наш сегодняшний вечер посвящен песням военных лет, песням рожденным любовью, горем утрат и гордостью победы над жестоким врагом, в преддверьях 70 годовщины Великой Победы.

24июня 1941 года газеты “Известия” и “Красная звезда” опубликовали стихотворение В.И.Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: “Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…”.Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной армии А.В.Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: “Будем разучивать новую песню - “Священная война”.

Тема народного гнева проходит через все песенное творчество военных лет. Песня “Священная война” была совершенно необходима в те грозные дни. Она стала музыкальным символом войны. Это произведение, ставшее одной из вершин в творческом наследии композитора А.Александрова, создано в традициях русской песенно-хоровой культуры. Пафос, свойственный этому сочинению, усиливает его драматизм и героику, идущие от старой солдатской песни, гимнов и маршей времен Гражданской войны. 27 июня уже состоялась премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них тоже слезы на глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – несколько раз подряд! – пел ансамбль “Священную войну”. Так начался славный и долгий путь этой песни. Её пели всюду – на передовом крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие победы. Каждое утро после боя курантов она звучала по радио.

Предлагаем вам послушать песню “Священная война” композитора А.В. Александрова.

/Фортепиано/

Ведущий:

Счастливая и необычная судьба песни “Синий платочек”: она родилась дважды. Впервые она была исполнена популярным польским эстрадным коллективом “Голубой джаз”, участники которого, спасаясь от фашистской неволи, осенью 1939 года приехали в нашу страну и стали выступать с концертами в разных городах Советского Союза. Весной 1940 года этот коллектив выступал в Москве, где и состоялась встреча пианиста композитора “Голубого джаза” Ежи Петерсбургского с московским поэтом и драматургом Я.М.Галицким, подтекстовавшим понравившуюся ему мелодию польского музыканта. Незатейливый напев и слова довоенной песни про то, как “синенький скромный платочек падал с опущенных плеч”, полюбились и запомнились многим, их подхватили и запели популярные в ту пору певцы и певицы. В военный период в исполнении Клавдии Шульженко песня стала особенно популярной, но старый текст не устраивал певицу. Она спешно искала ему замену, новые слова, которые могли окрылить фронтовиков, укрепить в них веру в то, что дома их ждут любимые люди, ждут и верят, что настанут победные дни. Клавдия Ивановна уговорила поэта, военного корреспондента лейтенанта Михаила Максимова написать новые слова на музыку Е.Петерсбургского и, объяснив ему смысл своей задумки, по сути, участвовала в создании “Синего платочка”. И текст был написан буквально за одну ночь. Слушатели полюбили песню сразу и навсегда. Это была самая фронтовая песня, которую просили спеть еще и еще. Именно в исполнении Клавдии Шульженко “Синий платочек” обрел вторую жизнь и стал одной из самых знаменитых и популярнейших песен военных лет. Это песня стала своего рода визитной карточкой певицы. Она пела её так задушевно, так проникновенно, но неожиданно грозную силу обретал голос певицы на словах: “Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих….”

Вашему вниманию представляем песню “Синий платочек” композитора Е.Петербургского.

/Баян/

Ведущий:

“Тёмная ночь” - одна из самых популярных песен военных лет – написана композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым для фильма “Два бойца” весной 1942 года. Картина рассказывала о крепкой фронтовой дружбе двух солдат. Режиссеру фильма Леониду Лукову понадобился эпизод в землянке. Он обратился за помощью к Никите Богословскому, что хорошая лирическая песня оживила бы сцену, и так ярко обрисовал картину, внутреннее состояние героев, что мелодия была написана почти сразу без единой остановки. Так же быстро и удачно, как музыка, сложились и стихи у поэта Владимира Агатова. Музыка и стихи слились в песенный образ редкостной простоты и щемящей душу лирической силы. Она глубоко трогала душу. Когда фильм вышел на экраны страны, “Темная ночь” получила поистине всеобщее признание, стала знаменитой. Её пели всюду – на фронте и в тылу, пели пехотинцы и моряки, партизаны и десантники, артиллеристы и танкисты, рабочие и колхозники…

Предлагаем вам послушать песню “Темная ночь” композитора Н.Богословского.

/Гитара/

Ведущий:

Песня “В землянке” стала, чуть ли не первой лирической песней, рожденной в пламени войны. Матери, жены, любимые девушки, как часто вспоминали вас солдаты, в минуты затишья писали вам письма.

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь,
Про улыбку твою и глаза.

Так в конце 1941 года фашистские танки прорвались на одну из дорог и отрезали штаб полка от батальона. Надо было прорываться из окружения. Всем штабным и работникам пришлось взяться за оружие и гранаты. Стал бойцом и поэт. Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя. Храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью, вместе со штабом полка вырвался из вражеского окружения и попал… на минное поле. Это было действительно “до смерти четыре шага”, даже меньше…. После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Алексей Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки, написав всего шестнадцать “домашних строк” письма своей жене. Он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно станет песней. Но уже позднее при встрече с композитором Константином Листовым поэт вспомнил об этих строчках, отдал ему стихи, и уже через неделю под гитару звучала песня “В землянке”. Песня получилась замечательная. Она быстро докатилась до передовой и согревала солдатские сердца, звучала в землянках в час перед атакой, стала задушевной спутницей бойцов на войне. Гимном любви и верности называют эту лирическую песню, рожденную в пламени Великой Отечественной. Проникновенный и искренний, тоскующий живой голос поэта удивительно слился в ту трудную и суровую пору с живыми тоскующими голосами всех разлученных войной. Так песня “В землянке” вошла в историю Великой Отечественной войны и стала в последующие мирные годы неопровержимым свидетельством русского воина, характеристикой душевного состояния, тех, кто выдержал бешеный натиск врага и разбил его.

Вашему вниманию предлагается песня “В землянке” К. Листова.

/Аккордеон/

Ведущий:

Примечательна судьба легендарной “Катюши” – написанная поэтом М.В.Исаковским и композитором М.И.Блантером. Короткое стихотворение – четыре четверостишия – о верности и любви пограничника и ждущей его девушке. И песню узнали все, её запели всюду. За четыре предвоенных года своего бытования “Катюша” шагнула и на Запад – её пели в республиканской Испании, а затем она стала маршем итальянских партизан.

В трудные военные времена песня дала имя грозному реактивному оружию – “Катюше”. Яркая, запоминающаяся, озорная – не полюбить катюшу просто не возможно. Когда началась Великая Отечественная война “Катюша” встала в боевой строй, она согревала солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из песен в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как это простодушная, улыбчивая, милая “Катюша”. Весьма интересны истории, связанные с этой песней.

Однажды в боях на Керченском полуострове под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного по близости, “Катюшу”. Немцы прокрутили пластинку раз, потом поставили второй раз, потом третий…. Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут слушать нашу “Катюшу”! Не бывать этому! Дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая схватка. Немцы еще и опомниться не успели, а “Катюша” (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим.

Другой не менее интересный случай, когда исход боя висел на волоске, на позицию выкатились таинственные машины. Под покрывавшим их брезентом оказались косые рамы с рядом длинных и острых снарядов с хвостовым оперением. Раздался залп, и в стан врага помчались огненные стрелы. Враг был полностью уничтожен. В, первые же дни своего пребывания на фронте новое оружие получило сердечное имя – “Катюша”.

История песни продолжается и в наши дни. Во время трагических событий первой “чеченской” войны в 1994 году молодой русский офицер выводил из окружения в разрушенном городе Грозном группу раненых. Все заслоны противника удалось обойти, оставался последний бросок к своим. Но те в темноте ночи могли принять их за противника и расстрелять. Медлить было нельзя, и тогда командир принял решение: “Все, кто может, громко поём “Катюшу” и бегом к своим!”. Ответный огонь не был открыт, все раненные были спасены. Так песня сохранила жизнь бойцам и в наше время.

Слушаем песню “Катюша” композитора М. Блантера слова М. Исаковского.

/Солист/

Ведущий:

Песня военного времени была не только страницей летописи, но и чутким барометром душевного состояния человека. И вот зазвучали – предвестники победы. Уж не только тоской по солнечному довоенному времени, а картинами грядущей мирной жизни грезит солдат. 2 февраля 1943 года победоносно закончилась Сталинградская битва. Поэт Е.Долматовский и композитор М.Фрадкин уже ехали в эшелоне на новый фронт – будущую Курскую дугу. Поезд шел медленно, часто останавливался, поэт и композитор решили написать песню. Когда поезд пришел в Елец, “Случайный вальс” - так они назвали свое новое произведение – был закончен. Песня удалась. Она быстро распространилась среди бойцов. В те дни мало кто знал, что в основе этой песни лежит конкретный эпизод. О нем рассказал Фрадкину летчик В.Васильев. Как-то пришлось ему побывать поздним вечером в небольшой деревушке в прифронтовой полосе. Офицер услышал звуки музыки – местная молодежь, танцевала под старый, разбитый патефон…. Он подошел поближе и увидел девушку, одиноко стоящую в стороне. Васильев пригласил её на вальс. Разговорились, он спросил, как её зовут, она ответила – Зина. Но время летит быстро, пришлось проститься – пора было ехать. Вот, собственно и все. Но хотя с тех пор прошло много времени, молодой офицер не мог забыть эту девушку. И попросил композитора написать песню о том, что он рассказал. Если вы все точно опишите, Зина поймет, что песня о нас с ней. Может она услышит и откликнется….

“Случайный вальс” передавали по радио в исполнении Л.Утесова. И откликнулась та самая девушка Зина, но только встретится, с молодым лейтенантом уже было не суждено. В.Васильев погиб, смертью героя, не пожелав, выбросится с парашютом над территорией, занятой гитлеровцами.

Предлагаем вашему вниманию песню “Случайный вальс” композитора М. Фрадкина.

/Аккордеон/

Ведущий:

Стихотворение “На солнечной поляночке” поэт, рядовой Алексей Фатьянов написал в 1942 году, когда до победы оставалось еще долгих три года. Поэт стихами вел разговор с глазу на глаз, один на один со своим сверстником – солдатом –о самом важном, самом сокровенном. Это был разговор о девчатах, о баяне, о соловьях, о деревенском садочке. Музыку написал маститый тогда уже композитор В.Соловьев-Седой. Песня получилась жизнерадостной, полная веселья и удали, никогда не унывающему воину, у которого всегда в запасе шутки и прибаутки.

Предлагаем вам послушать песню “ На солнечной поляночке” композитора В. Соловьева-Седого.

/Баян /

Ведущий:

Вершиной совместного творчества композитора В.Соловьева- Седого и поэта А.Фатьянова можно назвать самую знаменитую их песню “Соловьи”. Ёще лилась кровь, и гибли советские парни, но победа уже была близка. Это каждый понимал на фронте и в тылу. И каждый знал, что заплатить за победу придется, дорогой ценой. О создании песни “Соловьи” поэт пишет: “Помню, мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим в дали рокотом во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей. Пришла и к нам на фронт весна” - так возникли первые слова. Именно таким было первоначальное название песни. Музыку песни написал постоянный соавтор А. Фатьянова – композитор В. Соловьев-Седой.

Конец 1944 года. Соловьев-Седой, ненадолго приехавший в Москву, остановился в гостинице “ Москва”. Однажды дверь его номера открылась, и на пороге появился А.Фатьянов, молодцеватый, улыбающийся, с медалью на выцветшей гимнастерке. Он приехал из Венгрии и привез написанные им стихи. Среди них и были “Соловьи”. В то же утро, сев за пианино, сочинил к нему музыку. Случай редкий, если принять во внимание, что песня до сих пор не забыта.

Предлагаем вам послушать песню “Соловьи” композитора В. Соловьева-Седого.

/Домра /

Ведущий:

Эта песня была написана в победные майские дни весны 1945 года на подступах к Берлину. Сюжет её навеян поэту Ц. Солодарю впечатлениями от всего увиденного им в поверженном Берлине. Дмитрий Покрасс вместе со своим братом Даниилом написали музыку, в которой так искренне и так непосредственно выражена радость Дня Победы.

Конный казачий ансамбль, шёл за частями, штурмовавшими столицу фашистского рейха. Ранним утром 2 мая у какого-то предместья Берлина молоденькая регулировщица останавливает ансамбль, говоря об опасности. Пришлось задержаться, но не прошло и получаса, как неожиданно, именно в этом месте прорвались гитлеровцы… Казаки смогли дать достойный отпор остаткам вражеских сил. А днем следуя за нашими войсками, мы вступили в Берлин. На ступеньках рейхстага ансамбль дал тогда первый концерт. Он продолжался до поздней ночи. До чего же легко и радостно было петь песню о встрече казачьего отряда на развилке дорог с девушкой-регулировщицей, мимолетный разговор, молодого казака и девушки…, но “труба зовет” - и казаки снова в пути…

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину -
Наши казаки….

Звучит песня “Казаки в Берлине” композиторов Дм. и Дн. Покрасов.

/Баян/

Ведущий:

Закончилась война. С восторгом возвращались в родные места победители. С трепетом и любовью встречали их дома…. И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.

И зазвучали новые песни. Песни мирного дня.

Песням тех, военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке.
Пели в четырех шагах от смерти,
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели -
Как он был нелегок и нескор…
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор.
Песни эти с нами и поныне!
Никогда нам петь не надоест,
Как на Запад шли по Украине,
И как с боем взяли город Брест,
И что помирать нам рановато,
И про тех, кто дал нам за курить….
Вы спросите сами у солдата;
Мог ли он такое позабыть?
Время нас, как пулеметом, косит,
Но меня, пока еще живой,
Песня не забытая уносит,
В незабвенный лес прифронтовой….
Кто-то вальс играет на баяне:
Слушаем мы, словно в забытьи…
Помните, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои!

Песни о Великой Отечественной войне навечно останутся духовным богатством народа, повергшего фашизм.

Литература

  1. Лёвина Е. Этих дней не смолкнет слава/ Е. Левина // Песни о Великой Отечественной войне. – Ростов-на-Дону “Феникс”, 2012. – 72 с.
  2. Лобарев Г., Панфилова М. Об Огнях пожарищах…/Г. Лобарев, М. Панфилова // Песни войны и победы. – М., изд-во “Республика”, 1994. – 415 с.
  3. Лебедев П. Рожденные в боях /П. Лебедев. – М., изд-во “Молодая Гвардия”, 1985. – 239 с.
  4. Завгдская Н. Любимые песни военных лет / Н. Завгадская. – М., Советский композитор, 1987. – 120 с.
  5. Сидоровский Л. И только потому мы победили…/Л. Сидоровский // Очерки. – Л., изд-во “Советский композитор”, 1985. – 96 с.