Использование метода проектов на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Метод проектов возник еще в начале века, когда педагоги, философы пытались найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике.

Одной из основных целей обучения английскому языку является развитие коммуникативной компетенции. Целью обучения в образовательном учреждении является иноязычная речевая деятельность.

Английский язык – элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, учащиеся должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования английского языка в этой культуре.

Чтобы учащиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо знакомить их со страноведческой тематикой, а также искать способы включения их в активный диалог культур.

Только метод проектов может превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках английского языка всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.

Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой .

Для работы над темой необходимо использовать дополнительную литературу, Интернет.

Например, учащиеся нашего колледжа младших групп выполняют творческие индивидуальные проекты небольшого объема. Затем начинается работа над исследовательскими межпредметными групповыми проектами. Так работа над проектом по теме “Экологические проблемы” требует знаний не только по английскому языку, но и по экологии, биологии, информатике. Тема проекта, выбранная студентами 2 курса более детально разрабатывается в группах 3 курса.. При этом варианты проблем в рамках намеченной тематики могут быть различны у каждой группы. На 4–5 курсе создается единый проект-обобщение по теме. Например, ежегодные циклы о России включают в себя на 1 курсе тему “Моя семья”, на 2 курсе – “Мой родной город”, “Москва”, “Достопримечательности”, на 3 курсе – “Путешествие по России, на 4 курсе – “Известные люди России”, а на 5 курсе все проектные работы объединяются в обобщающий проект по теме “Россия – моя Родина”.

Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка, развитию их творческих способностей.

Необходимо составить и обсудить примерный план работы. Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования. Следует отметить, что не все учащиеся сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной учащийся не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты. Именно здесь происходит основная работа преподавателя английского языка с учащимися, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащихся. Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Именно здесь идет индивидуальная работа преподавателя с обучаемым.. Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей ребятам испытывать чувство успеха и удовлетворения от творчества.

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают над техническим выполнением проекта. Они совершенствуют навыки работы на компьютере. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Таким образом, метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности учащихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности.

В обучении иностранному языку метод проектов предоставляет возможность использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка, развитию творческих способностей учащихся.

Использование метода проектов в преподавании подогревает мотивацию ребят, делает уроки более разнообразными и интересными.