Игровые модели обучения в начальной школе

Разделы: Математика


Игра старше культуры, ибо культура предполагает наличие человеческого общества, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье.

Поэтому для проведения уроков в начальной школе используется игровые модели обучения как основная форма деятельности учащихся. Время обучения ребёнка в начальном звене – время развития его интеллектуальных возможностей. 50 % будущего интеллекта ребёнок приобретает к моменту поступления в школу (к 5-6 годам); 80 % - к 8 годам, 92% - к 13 годам. Для младшего школьного возраста характерна яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Игра имеет большое значение в жизни ребёнка и является основной деятельностью на уроках в начальной школе. Игра только внешне кажется нетрудной и лёгкой, а на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации. Дети действуют по игровым правилам, а учитель является организатором, помощником и соучастником игрового процесса.

Поиск эффективных форм и приёмов обучения – явление не только закономерное, но и необходимое. В свободной школе, к которой мы стремимся, каждый должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. Существующие модели обучения должны быть направлены на формирование сильной и творческой личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. Эти задачи можно успешно решать через модели игровых форм обучения.

Игровые модели обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности.

Есть великая формула “дедушки космонавтики” К.Э. Циалковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта и исследовательского таланта.

Для раскрытия понятия игры можно выделить ряд общих положений:

  • игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей;
  • игра - самая свободная форма деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения;
  • игра - первая ступень деятельности ребёнка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся;
  • игра - практика развития, ибо дети играют потому, что развиваются, а развиваются потому что, играют;
  • игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество;
  • игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношения людей.

Однако педагогическая игра обладает существенным признаком: чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая модель создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к урочной деятельности.

Реализация игровой модели обучения происходит по таким, по нашему мнению, основным направлениям:

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства, а в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Роль игровой модели обучения в школе - сочетание элементов игры и ученья, что во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. По виду деятельности их можно разделить на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные,

Различные виды упражнений в процессе дидактических игр, поддерживают внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности и рациональности этого вида работы.

Обратимся к классику мировой литературы Анатолю Францу, который мудро высказал мысль об обучении молодого поколения: “Учиться можно только весело… Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её; а здоровая, живая любознательность бывает только при хорошем настроении. Когда же насильно забивают голову знаниями, они только гнетут и засоряют ум. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”.

Обширна типология педагогических игр в 1-11 классах по характеру игровой методики: сюжетные, ролевые, предметные, игры-упражнения, деловые, имитационные, игры-драматизации и др.

Игры используются в различных моделях уроков, на различных этапах уроков, с активным включением технологий современной дидактики.

На своих уроках мы использовали интегрированное обучение: математика и природоведение, математика и астрономия, математика и информатика, так как считаем, что интеграцию необходимо применять по ряду причин:

во-первых, мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;

во-вторых, интеграция развивает потенциал учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

в-третьих, форма проведения уроков с использованием интеграции нестандартна, а главное интересна.

Урок математики во втором классе (учитель Конышева Г.И.) по теме: “Алгоритм нахождения площади и периметра геометрических фигур” проводился с использованием ИКТ технологий. Дети работали на ноутбуках Apple MacBook, в программе Лого–Миры. Навыки такой работы позволили детям с большим интересом решать задачи, путешествуя с верным другом Компиком по стране Геометрии.

Учитель на первом этапе урока, концентрируя внимание учащихся, проводил интересную разминку, используя контролирующую форму игры. На вопросы учителя дети отвечали, выставляя сигнальные карточки “светофор”, выполненные в программе “Развивающая среда Лого-миры”. Верное высказывание – зелёный цвет, а неверное – красный. Игра проводилась в быстром темпе. На вопросы учителя дети отвечали только “да” или “нет”.

Разминка

  1. Квадрат – это геометрическая фигура?
  2. У него все стороны равны?
  3. Прямоугольник – это геометрическая фигура?
  4. У него острые углы?
  5. У него все стороны равны?
  6. Периметр фигуры находиться вычитанием?
  7. Площадь фигуры измеряется в килограммах?
  8. Результат умножения называется сумма?
  9. Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением?
  10. Произведение – это мера длины?

Игра позволяет быстро проверить знания учащихся.

Урок Савченко О.А. в третьем классе по теме “Внетабличное умножение чисел в пределах 100” проводился в виде игры-путешествия на планеты Солнечной системы. На данном уроке, на этапе подготовки к активной УПД была использована интересная форма проведения устного счёта в виде числового диктанта. Дети записывали ответы на вопросы в числовой ряд.

- сколько всего углов у трёх шестиугольников?

- количество букв в планете УРАН увеличить в 15 раз

- сумма чисел 12 и 8 разделить на левого соседа 5

- сутки на планете ПЛУТОН длятся 6 часов, а на планете НЕПТУН – 18 часов.

- во сколько раз дольше длятся сутки на планете НЕПТУН?

- количество месяцев в году увеличьте в 2 раза

- сложите количество сторон у квадрата и шестиугольника и умножьте на 8

- у САТУРНА 22 спутника, а у МАРСА в 11 раз меньше. Сколько спутников у МАРСА?

- количество часов в сутках разделите на число четвертей часа

- количество планет в солнечной системе увеличьте в 7 раз

(18, 60, 5, 3, 24, 80, 2, 6, 63)

В полученном числовом ряду ученики должны подчеркнуть числа, которые делятся одновременно и на 2 и на 3.

На данном уроке использована развивающая тренировочная игра.

Учитель Бардина Н.Н. проводила урок-путешествие в 4 классе по теме “Решение задач на взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием”.

Целью урока было решение задач на движение. Но учителем была найдена интересная форма проведения урока, которая позволила не только отработать навык решения задач, но и применить и закрепить знания детей о природных зонах России. Путешествуя с медвежонком Умкой от Северного Полюса до Москвы, учителем использовалось не только традиционное дидактическое оборудование, но и дидактические игровые пособия - анаграммы, пиктограммы, ребусы.

На первом этапе урока записали пиктограмму, из которой в конце урока сложилось кодовое слово:

1) река, 2) замок, 3) полюс, 4) класс, 5) облако, 6) озеро, 7) айсберг

(учитель диктует слова, а дети рисунками записывают свои ассоциации, связанные с этими словами)

РЗПКООА (Зоопарк)

(в конце урока дети вспоминают по своим рисункам слова, которые называл учитель и записывают первые буквы слов. Из получившейся анаграммы складывают слово)

С помощью ребуса, анаграммы дети угадывали виды транспорта, на которых путешествовал УМКА:

ЛЕДО1 (Ледокол)

ИНЕЛО, ЛЕХЗЕВОД (Вездеход, олени)

Данный вид деятельности относится к познавательному, творческому типу игр.

Мы считаем, что различные виды упражнений в процессе дидактических игр поддерживают внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности и рациональности этого вида работы. Такие уроки формируют УУД учащихся, снимают утомляемость, перенапряжение за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти, что является необходимыми требованиями новых Стандартов второго поколения.