Педагогический проект на тему «Мониторинг по физической культуре как средство контроля и самоконтроля за физическим развитием, физической подготовленностью и функциональным состоянием организма детей школьного возраста»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


I. Пояснительная записка

Актуальность темы:

В настоящее время со стороны общества существует социальный заказ на разработку здоровьесберегающих технологий, создание в образовательных учреждениях условий, способствующих поддержке здоровья подрастающего поколения.

В связи с этим был разработан данный исследовательский проект, направленный на обеспечение здоровьесберегающих подходов в организации работы по физическому воспитанию, развитие у школьников навыков самоконтроля за своим физическим развитием и функциональным состоянием организма.

Цели проекта:

  • развитие образовательной среды школы, стимулирующей физическое развитие школьников и уровень успеваемости в целом через внедрение мониторинга по физической культуре;
  • формирование личности школьника, которая характеризуется стремлением к заботе о своем здоровье и ценностным отношением к нему, умением вести здоровый образ жизни.

Задачи:

  • Расширить знания школьников в области их физиологического развития посредством привлечения к эксперименту учителей смежных дисциплин (биологии, ОБЖ и др.) и психолога, медицинского работника.
  • Ознакомить учащихся со стандартными показателями физического и физиологического развития организма подростков с учетом возрастных и половых признаков.
  • Развить у учащихся навыки простейших способов наблюдения и измерения своих антропометрических данных, самоконтроля за работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем и записи полученных результатов.
  • Научить школьников вовремя выявлять отклонения в физическом развитии при наружном осмотре.
  • Привить школьникам потребность в наблюдении за своими физическими и физиологическими показателями, мотивировать их стремление к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом;
  • Формировать у детей ценностное отношение к своему здоровью. развития, обобщить полученный опыт и разработать технологию внедрения

Объект исследования:

  • Физическое развитие и физическая подготовленность обучающихся МБОУ Уваровщинская СОШ

Предмет исследования:

  • Влияние мониторинга по физической культуре на физическое развитие, физическую подготовленность и функциональное состояние организма детей школьного возраста

Гипотеза:

  • Мониторинг физического развития школьников поможет создать систему целенаправленной работы по оздоровлению учащихся, что приведет к улучшению физического развития школьников.

Презентация.

Этапы исследования:

I этап — теоретический, его основная цель — создание мотивации к самоконтролю учащихся за своим физическим развитием. Этот этап (2010 г.) включает в себя:

а) знакомство с правилами врачебно-педагогического контроля и самоконтроля;

б) актуализацию знаний о здоровом образе жизни;

в) усвоение основных методов самоконтроля и самонаблюдения, простейших способов измерения и записи полученных результатов

г) просветительскую работу.

д) составление плана реализации проекта

II этап — практический, его цель — исследования в условиях сельской школы. Этот этап продолжается в течение 3-х лет. Исследуются ученики последовательно 7-го (2010 г.; 2011 г.), 8-го (2011 г.; 2012 г.) и 9-го (2012 г.; 2013 г.) классов.

III этап — заключительный (2013 г.). Происходит аналитическая и статистическая обработка данных, полученных в ходе исследований. Результаты научно-исследовательской деятельности оформляются в виде отчетов, рекомендаций.

Срок реализации проекта: 3 года

Ожидаемые результаты:

1. Расширение здоровьесберегающей среды школы за счет:

  • проведения мониторинга физического развития детей школьного возраста;
  • привлечения большого числа педагогов и медицинских работников к исследовательской работе;
  • использования результатов исследования для дальнейшей работы по сохранению здоровья школьников;

2. Рост физического потенциала учащихся и мотивация к дальнейшему самосовершенствованию и здоровому образу жизни.

II. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль за состоянием здоровья учащихся.

Комплексный контроль на занятиях физическими упражнениями обеспечивается методами педагогического и медицинского контроля. Такой контроль требует от педагога знаний и умений, позволяющих вести наблюдения за действиями школьников, анализировать и оценивать их, определять допустимость и переносимость нагрузок, эффективность средств и методов физического воспитания, проводить оперативную коррекцию недостатков в учебно-воспитательном процессе.

Основные виды педагогического контроля – хронометрирование деятельности школьников во время занятий физическими упражнениями. Оценки физической нагрузки во время занятий, проведение контрольных исследований.

Методы врачебного контроля позволяют оценить состояние здоровья, степень физического развития, биологический возраст школьника, уровень его функциональных возможностей.

Врачебный контроль включает в себя ряд исследований и измерений, которые могут являться важнейшим средством самоконтроля школьников за своим физическим развитием.

Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом. Большое значение для учащихся, занимающихся физической культурой и спортом, имеет самоконтроль.

Самоконтроль – это система наблюдений за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и спортивных нагрузок.

Задачи самоконтроля:

  • осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью;
  • освоить простейшие методы самонаблюдения и записи полученных результатов;
  • научить анализировать и оценивать показатели самоконтроля;
  • закрепить и применять на практике полученные знания.

Самоконтроль включает наблюдение и анализ объективных и субъективных состояний организма.

К объективным относят показатели, которые можно измерить и выразить количественно: антропологические данные - длина тела, масса тела, окружность груди и др.; функциональные - ЧСС, АД, ЧД, ЖЁЛ; силовые показатели отдельных групп мышц (кисти, спины), спортивные результаты.

Субъективными показателями принято считать: самочувствие, настроение, аппетит, сон, чувство утомления и усталости, желание и нежелание заниматься физическими упражнениями и другое.

Лучшей формой организации самоконтроля является ведение дневника самоконтроля за собственным развитием и состоянием здоровья. В нём фиксируются все полученные объективные и субъективные результаты и данные наблюдений.

Наружный осмотр.

Наружный осмотр является важным средством самоконтроля. Он включает в себя осанку, т.е. форму спины. Спина по форме бывает нормальной, круглой, плоской и седлообразной, что в значительной мере зависит от степени развития мускулатуры позвоночного столба <Рисунок 1>.

Рис. 1

Занятия физическими упражнениями, в том числе корректирующими, способствуют укреплению этих мышц, улучшению формы спины, грудной клетки, живота, исправляются боковые искривления позвоночника – сколиозы <Рисунок 2>.

Рис. 2

Грудная клетка по форме бывает конической, цилиндрической и уплощённой <Рисунок 3>.

Рис. 3

Форма ног, как правило, стабилизируется в раннем детском возрасте. Однако после некоторых детских заболеваний и в результате недостаточного физического развития мускулатуры, формы ног иногда принимают Х и О - образные очертания, которые лишь с большим трудом поддаются коррекции <Рисунок 4>.

Рис. 4, 5

Что касается стопы, то нормализация и улучшение её формы удаётся как в юношеском, так и в более старшем возрасте. Стопа бывает: нормальной, уплощённой и плоской <Рисунок 5>.

Рост.

Антропометрические измерения проводятся в одно и то же время суток, в спортивной форме, с использованием одного и того же инструмента.

Длина тела измеряется ростомером или рулеткой, закреплённой на дверной коробке с точностью до 0.5 см. <Рисунок 6>.

Рис. 6

Обследуемый встаёт спиной к вертикальной рейке ростомера, касаясь её пятками, ягодицами и лопатками, удерживая голову так, чтобы прямая линия между углом глаз и козелком уха была горизонтальной.

Мерная планка (линейка) опускается на голову без усилия.

Вес.

Масса тела измеряется медицинскими или напольными весами с точностью до 50 гр. <Рисунок 7>.

Рис. 7

Для определения веса существует несколько различных способов и формул.

Часто используют показатели Брока, когда вес был равен длине тела минус сто.

M = R – 100 (кг), где: M – масса тела, R – рост.

Если действительная масса превышает нормальную

  • на 10 – 29% имеется ожирение 1 степени;
  • на 30 –49% - 2 степени;
  • на 50 – 99% - 3 степени;
  • на 100% - 4 степени.

Взвешиваться нужно утром натощак, после туалета и без одежды.

Окружности частей тела.

Окружности частей тела (шеи, грудной клетки, талии, бедра, плеча (бицепс) измеряются сантиметровой мягкой лентой <Рисунок 8>. При измерении грудной клетки фиксируются три значения: окружность в покое, при максимальном вдохе и после полного выдоха. Разность двух последних измерений называется экскурсией грудной клетки.

Рис. 8

Величины 8 – 10 – 12 см указывают на хорошее развитие дыхательного аппарата у юношей и девушек, у детей эти величины обычно 3 – 5 – 7 см, эти же величины соответствуют лицам, не занимающимися физкультурой и спортом.

При нормальном физическом развитии объём грудной клетки определяется по формуле:

V = R/2 – 5 (см); где V – окружность грудной клетки; R – рост.

Сила мышц кисти и спины измеряется динамометром <Рисунок 9,10>.

Рис. 9

Рис. 10

Жизненная ёмкость лёгких. Частота дыхания.

Жизненная ёмкость лёгких измеряются специальными приборами водяным и воздушным (пружинными или электронным) спирометрами. ЖЁЛ – это максимальный объём воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха <Рисунок 11>.

Рис. 11

Средними показателями ЖЁЛ для юношей 16 – 18 лет являются величины – 4000 – 4500 см3 , а для девушек – 3000 – 3500 см3. У спортсменов эти величины выше и могут достигать 6000 см3. При самоконтроле можно использовать пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе. Первая проба – на вдохе: (штанге) отдых сидя 5 мин, при вдохе выдоха. Глубокий вдох и задержка дыхания. Критерии оценки: для детей: 30 – 35 сек это норма для 16 – 18 лет: менее 1 мин – плохо; От1 – 2 мин – удовлетворительно; 2 мин – хорошо.

Вторая проба – на выдохе: (Генчи) отдых сидя 5 мин, глубокий вдох – выдох, обычный выдох и задержка дыхания. С возрастом это время увеличивается с 10 – 16 сек до 55 сек. Частота дыханий – это величина подсчёта количества вдохов – выдохов за 1 минуту. Для подсчёта нужно положить руку на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота, затем, не меняя ритма дыхания, подсчитать количество вдохов (поднятий живота) и выдохов (опускание грудной клетки) за минуту. 16 – 18 лет частота дыханий в норме – 16 – 22 вдоха – выдоха; у спортсменов она составляет 12 – 14 вдоха – выдоха.

Артериальное давление и частота сердечных сокращений.

Информативным показателем, характеризующим функцию сердечно–сосудистой системы, является уровень артериального давления (АД).

Измеряется оно ртутным или электронным сфигмоманометром <Рисунок 12>

Рис. 12

На плечо накладывается резиновая манжета так, чтобы она была выше локтевого сгиба на 3 – 4 см. Затем с помощью резиновой груши в неё накачивается воздух, удары пульса в локтевом сгибе, прослушиваются фонендоскопом. После исчезновения пульса давление повышается ещё на 20 – 30 мм. рт. ст. После этого давление в манжете нужно медленно снижать, когда появиться первый удар пульса, надо отметить давление по шкале. Это и будет величина максимального (систолического) давления (АД). При дальнейшем снижении давление наступит момент исчезновения пульсовых тонов, это будет величина минимального (диастолического) АД.

Увеличение максимального АД происходит с одновременным увеличением ЧСС.

В состоянии покоя ЧСС зависит от пола, возраста и физической подготовленности.

У новорождённых ЧСС – 130 – 140 уд/мин, у взрослых людей ЧСС – от 60 – 80 уд/мин, у женщин этот показатель на 5 – 8 уд/мин выше чем у мужчин.

У спортсменов 40–50 уд/мин. Лучше всего ЧСС подсчитывать пальцевым прижатием лучевой (запястье), височной и сонной артерии. В покое ЧСС определяется лёжа, сидя и стоя за 10, 15 сек. С последующим пересчётом за 1 мин.

Более точно о влиянии физических нагрузок на величину ЧСС можно судить по данным специальных функциональных проб (ФП).

Пробы с физической нагрузкой:

а) Ортостатическая проба – основано на разнице показателей ЧСС при переходе из положения лёжа в положение стоя.

После 5 минут отдыха лёжа подсчитать пульс за 1 мин. Затем встать, 1 мин отдыха и подсчитать значение пульса. Нормальная реакция – учащение пульса: менее 12 – хорошая; 12- 18 – удовлетворительная; 19 – 25 – плохая; 25 – очень плохая.

б) Проба с приседаниями – встать в основную стойку, сосчитать. Выполнить 20 приседаний за 30 сек, поднимая руки вперёд, сохраняя корпус прямым и широко разводя колени в стороны. Пожилым и слабым людям можно держаться за спинку стула. После приседаний сосчитать пульс за 10 сек и пересчитать за 1 мин.

Превышение числа ударов после нагрузки:

На 25% – отлично; 25 – 50% - хорошее; 50% - 75% - удовлетворительно; > 75% - плохое.

Так же учитывается время восстановления пульса к норме, оно составляет 2 – 3 минуты.

Дневник самоконтроля школьника.

Кроме врачебного контроля занимающимся физическими упражнениями необходимо самостоятельно контролировать свое здоровье, переносимость физических нагрузок с помощью ежедневных записей в дневнике самоконтроля. Примерная схема ведения дневника самоконтроля представлена в таблице.

Самоконтроль — это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменений под влиянием занятий физкультурой и спортом. Самоконтроль не может заменить врачебного контроля, он является лишь дополнением к нему. Чтобы правильно оценивать эффективность занятий спортом (физкультурой) спортсменам рекомендуется вести дневник самоконтроля, где он будет вести регулярный учет показателей своего здоровья, физического развития, режима тренировок, спортивных результатов и т.п.

В дневнике самоконтроля фиксируются:

Самочувствие. Отражает состояние и деятельность всего организма, и главным образом состояние центральной нервной системы. Самочувствие фиксируется в дневнике самоконтроля как: хорошее, удовлетворительное, плохое.

Настроение. Отражает психическое состояние занимающегося. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен и жизнерадостен; удовлетворительным — при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек растерян, подавлен.

Аппетит. Усиленный расход энергии, вызываемый занятиями физической культурой, увеличивает потребность организма в пище. Улучшение аппетита свидетельствует об усилении процессов обмена веществ. функции организма, В дневнике самоконтроля даются следующие оценки аппетита: повышенный, хороший, умеренный, пониженный, отсутствие аппетита.

Сон. Если сон наступает быстро и дает утром чувство бодрости и отдыха, то он считается хорошим. Плохой сон характеризуется длительным засыпанием, пробуждением среди ночи, отсутствием ощущения бодрости, отдыха после сна.

В дневнике самоконтроля отмечают длительность сна, его качество, время засыпания и пробуждения, нарушения (бессонница, прерывистый и беспокойный сон и т.д.).

Работоспособность. Это один из показателей, характеризующих те изменения в организме, которые произошли под влиянием занятий. В дневнике самоконтроля дается следующая оценка работоспособности: хорошая, удовлетворительная, пониженная.

Желание заниматься физическими упражнениями. Желание заниматься отмечают в дневнике следующими словами: “большое”, “безразличное”, “нет желания”. Если нет желания тренироваться, а иногда ощущается и отвращение к занятиям физическими упражнениями, то это является признаком явного переутомления.

Пульс. Дает важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы. Его рекомендуется подсчитывать регулярно, в одно и то же время суток в покое. Лучше всего утром, лежа, после пробуждения. Кроме этого, следует фиксировать пульс до тренировки (за 3—5 мин) и сразу после занятий физическими упражнениями.

Если перед каждым занятием наблюдается примерно одинаковая величина пульса, это говорит о хорошем восстановлении организма.

Резкое учащение пульса в сравнении с предыдущими показателями — признак переутомления.

Дыхание. При хорошем функциональном состоянии организма легкие работают более рационально, дыхание глубокое и ритмичное.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Показатели ЖЕЛ после легкой тренировки повышаются в среднем на 100—200 см3 , а после напряженной и утомительной тренировки снижаются на 200-300 см . Последовательное снижение ЖЕЛ свидетельствует об утомлении. ЖЕЛ определяют с помощью спирометра, который имеется в любом кабинете врачебного контроля.

Артериальное давление (АД). Самоконтроль за артериальным давлением особенно необходим тем занимающимся, у кого оно повышено или повышается иногда. Оно измеряется с помощью электронного тонометра с выводом показателей систолического и диастолического давления на дисплей как в домашних условиях, так и во время тренировок, чтобы оценить реакцию сердечно сосудистой системы на задаваемую нагрузку. Измеряется давление до приема пищи 2 - 3 раза с интервалом не менее минуты. Масса тела (вес). Наблюдение за массой тела является важным моментом самоконтроля. Функциональные пробы. Позволяют занимающимся самостоятельно определять состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Некоторые функциональные пробы подробно описаны в начале данного раздела.

Контрольные упражнения (тесты). Позволяют определить уровень тренированности занимающихся физическими упражнениями.

Ведение дневника самоконтроля дает возможность занимающимся регулярно следить за состоянием своего здоровья, физического и физиологического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями (таблыцы).

II. Результаты практических исследований (приведены в Приложении 1)

В результате систематических занятий физической культурой и спортом:

  • возросли средний и высокий уровни физического развития учащихся 7-10 лет
  • Не изменились уровни физического развития учащихся 11-15 лет
  • Незначительно снизились высокие и средние уровень физического развития учащихся 16-17 лет.
  • возросли показатели высокого и среднего уровня физической подготовленности учащихся 7-10, 11-15 и 16-17 лет
  • количество учащихся с низким уровнем физической подготовленности снижается
  • состояние здоровья детей улучшилось
  • повысилось качество знаний учащихся по предмету ФК
  • преобладают средний и высокий уровень развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем

Выводы

1. Результаты исследования показали положительное влияние мониторинга по физической культуре на развитие навыков контроля и самоконтроля обучающихся за физическим развитием, физической подготовленностью и функциональным состоянием организма детей школьного возраста.

2. Старшеклассники научились правильно вносить данные в дневник самоконтроля.

3. В целом произошло развитие здоровьесберегающей среды школы.

Список источников информации.

  1. Коробейников Н.К. Физическое воспитание: Учебник. - М.: Высш. шк., 2003
  2. Матвеев А.П. Оценка качества по Ф.К. - М.: Дрофа, 2001
  3. Дёмин Д.Ф. Медицинский контроль. - М.: Медицина, 1999
  4. Мартыненко А.В. Формирование ЗОЖ молодёжи. - М.: Медицина, 2002
  5. http://www.fizkult-ura.ru/node/937 - ФИЗКУЛЬТУРА
  6. http://sport.rags.ru/ - Российская академия государственной службы при президенте РФ
  7. http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  8. http://my-edu.ru/cat/sport-i-zdorove/kompleksnyj-podhod-k-ocenivaniju-rezultatov-obuchenija-fizicheskoj-kulture - Контрольное оценивание по ФК.