Опыт работы социального педагога, уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса МБОУ «СОШ №1» Мариинского муниципального района Кемеровской области

Разделы: Социальная педагогика


Сегодня на обсуждение вынесен очень важный вопрос, где в центре внимания – ребенок. Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств являются одним из наиболее приоритетных направлений внутренней политики России. От её реализации зависит самое главное – будущее страны, её выживаемость, экономическое и социальное благополучие и процветание. 

Проблема жестокого обращения с детьми в большей степени проблема социальная, которая может быть решена совместными усилиями структур на государственном, в том числе законодательном уровне с привлечением различных высококвалифицированных специалистов.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Согласно девятому принципу Декларации прав ребенка от 1959 года, “ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации”. 

Основным международным документом, регламентирующим вопросы защиты прав детей, является Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция о правах ребенка, ратифицированная в нашей стране 2 сентября 1990 г., предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:

“Статья 37: Государства – участники обеспечивают, чтобы: 

а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания”.

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия “жестокое обращение” и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает: 

  • Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6); 
  • Защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);
  • Обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • Признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
  • Защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • Защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • Меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье.

Причины жестокого обращения с детьми:

- безработица или низкая материальная обеспеченность;

- алкоголизм одного или обоих родителей,

- одиночество или распавшийся брак;

- слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность,

- физическое или психическое переутомление;

- незрелость родителей;

- эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;

- отсутствие привязанности к ребенку;

- чрезмерная требовательность;

- рождение другого ребенка;

- большое количество детей;

Задачи по профилактике жестокого обращения с детьми в семье:

- Создание системы работы по профилактике жестокого обращения с детьми;

- Выявление проблем взаимодействия учащихся в семье;

-Отслеживание состояния физического, психологического, социального здоровья учащихся;

- Осуществление регулярного контроля за реализацией планов профилактической работы педагогическим коллективом.

Формы работы с семьей:

1. Родительские собрания по актуальным проблемам, возрастным особенностям детей (например: “Агрессивное поведение подростков”, “Конфликты семейного воспитания”).

2. Анкетирование родителей.

3. Размещение информационных материалов на сайте “Как формировать произвольность”, стенде “Эмоции и чувства”, в папке “В помощь родителям”, в буклетах, памятках “Насилие в семье”.

4. Круглый стол с приглашением специалистов города (КДН и ЗП, ОПДН, прокуратура и т.д.)

5. Пропаганда успешных родителей, цель которой (презентации, вечера встреч) - психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания ребенка;

6. Тренинг для родителей и детей “Навстречу друг другу” (на классных часах)

7. Совместные игры детей и родителей. “Большая регата” (на классных часах)

8. Индивидуальные и групповые консультации психолога, социального педагога, специалистов КДН и ЗП, инспекторов ОПДН.

Формы работы с педагогами:

1. Беседы психолога, социального педагога, специалистов КДН и ЗП, инспекторов ОПДН с классными руководителями по вопросам:

- Как вести себя в случае раскрытия насилия;

- Как уменьшить изоляцию ребенка;

- Насилие в семье и его последствия.

2. Консультирование педагогов по итогам диагностики;

3. Семинары “Как общаться с подростком”, “Правовые основы семьи”, “Конфликт – структура и сущность”; “Домашнее насилие. Как не попасть в такие отношения”

4. Деловая игра “Опасные ситуации”.

Формы работы с детьми:

1. Классные часы, беседы: “Детки и предки” “Как вызвать симпатию к себе” и др.;

2. Тренинговые занятия “Позаботься о себе сам”, “Моя семья”, “Что делать, если...”, “Как выжить, если вы в опасности”

3. Консультирование (совместная работа психолога, социального педагога, специалистов КДН и ЗП, инспекторов ОПДН)

4. Размещение информационных материалов на сайте, информационном стенде. Темы: “Любовь”, “Дружба”, “Толерантность”;

5. Анкетирование учащихся: “Жизненные ценности”, “Здоровый образ жизни”, “Психоэмоциональное состояние детей в семейной ситуации”;

6. Встречи со специалистами города: юрисконсульт, врач;

7. Коррекционно-развивающие занятия “Коррекция расстройств поведения и эмоций”;

8. Психологическая игра “Город эмоций”.

Работа классного руководителя по профилактике фактов жестокого обращения

1. Выявление учащихся группы риска:

2. Изучение личных дел учащихся;

3. Составление социальной карты ученика, класса;

4. Определение детей “группы риска”;

5. Изучение психолого-педагогической особенности детей;

6. Наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий;

7. Педагогическая характеристика учащихся.

8. Проведение анкетирования учащихся класса с целью сбора информации о имеющихся случаях жестокого обращения с детьми в семьях.

9. Оказание консультационной помощи ребенку в семье

10. Индивидуально-консультативная помощь родителям;

11. Организация и проведение классных и тематических родительских собраний.

12. Обращение к специалистам сопровождения социально-психологической службы.

13.Взаимодействие с администрацией школы.

Действия в случае выявления жестокого обращения

Классный руководитель:

1. Сообщение специалистам службы и администрации ОУ о выявленном случае жестокого обращения.

2. Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.

3. Оказание моральной поддержки ребенку.

Социальный педагог:

1. Уведомление КДН и ЗП, ОПДН, орган опеки и попечительства о выявленном факте.

2. Составление социально-педагогической характеристики семьи.

3. Составление индивидуального плана работы с ребенком и/или с семьей.

4. Отчет о проведенной работе по выявленному факту жестокого обращения.

Педагог-психолог:

1. Составление психологической характеристики на ребенка, подвергшегося жестокому обращению.

2. Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям по организации индивидуального подхода в работе с ребенком

3. Оказывает экстренную помощь (индивидуальное консультирование ребенка).

4. Длительное сопровождение (арт- терапия, песочная терапия, и др.).

III. Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми.

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.

При сборе информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей. 

Специалисты утверждают, что часто сталкивающиеся с жестокостью дети позже начинают ходить, говорить, реже смеются, отстают от сверстников в весе и росте, значительно хуже успевают в школе. Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить даже по внешнему виду. У него, как правило, припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.

Что касается поведения пострадавших детей, то они обычно подвержены неожиданной смене настроения. Такой ребенок способен также демонстрировать повышенную агрессивность: легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Педагога должно насторожить, если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного.

Наконец, для находящихся в условиях подавления детей характерны такие проявления, как:

а) повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя;

б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот;

в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать, вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида. Нередки также попытки побега из дома, бродяжничество.

Относительно поведения склонных к жестокости родителей или иных законных представителей можно утверждать, что на возможность семейного насилия указывают следующие признаки:

  • противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
  • неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
  • эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
  • обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  • негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
  • алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия. Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник. Во-вторых, подключить к работе специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые социальным педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия. 

Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник или педагог.

Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети редко лгут, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным педагогом и др. 

Итак, условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, являются:

  • Безоговорочное и полное признание основных прав детей и подростков на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование.
  • Доверие к детям и подросткам.
  • При необходимости анонимность или конфиденциальность полученной информации.
  • Формирование чувства безопасности у жертв насилия.

Основным документом, в котором очерчена система мероприятий по обнаружению находящихся в социально опасном положении детей, является "Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите" (утверждена Постановлением Министерства образования от 28 июля 2004 г. № 47). В этом нормативном акте последовательность действий работников сферы образования определена следующим образом. Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их социальному педагогу или директору школы. В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный фельдшерский пункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, согласно пункту 9 "Инструкции...", представитель учреждения образования должен сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования и в комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти. 

Следующим шагом, как гласит пункт 19 документа, по поручению администрации учреждения образования его работники с участием инспектора по делам несовершеннолетних проводят проверку достоверности поступившей информации, обследуют условия жизни и воспитания ребенка и составляют акт. На основании полученной информации несовершеннолетний и его семья ставятся на учет в учреждении образования. Кроме того, группой специалистов, в которую входят педагоги учреждения образования, работники отдела образования и местного органа власти (педагог социальный, педагог-психолог, педагоги, инспектор, методист, организатор и др.), инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник, составляется индивидуальный план помощи пострадавшему и межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Этот план составляется по форме,  "Инструкции..." и утверждается комиссией по делам несовершеннолетних. Кроме того, как записано в пункте 24 "Инструкции...", возможно также составление плана работы с родителями

Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается работникам образовательного учреждения, действия которых должны быть направлены на сохранение семьи, предотвращение аддитивных поступков ребенка. В рамках утвержденного межведомственного плана могут предприниматься меры по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, коррекционной, медицинской, правовой или иной помощи как ребенку, так и его семье. И только в том случае, если поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, невзирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются репрессивно-карательные меры в виде:

  • привлечения виновных к административной или даже уголовной ответственности;
  • лишения прав на ребенка;
  • помещения ребенка в приют, опекунскую, приемную семью.

Что касается детей – жертв насилия, то в настоящее время в нашей стране, как и во многих странах мира, создаются кризисные центры для пострадавших от жестокого обращения, разрабатываются специальные программы по их реабилитации.

Однако тяжелее, чем жестокость родителей, дети переживают насилие, в том числе эмоциональное, со стороны педагогов (учителей, воспитателей) в школе. При выявлении подобных фактов и для предотвращения необратимых последствий социальный педагог должен проводить определенную работу со всеми субъектами процесса: с родителями, с учащимися – жертвами насилия и с педагогами, которые к этому причастны.

Так, родителям следует пояснить, что им следует с пониманием отнестись к сыну или дочери при обнаружении у них явного нежелания идти в школу, сопровождаемого страхом и даже ужасом перед учебным заведением. В противном случае у ребенка возникнет чувство беспомощности, незащищенности и отторжения. Очень важно не терять с детьми психологического контакта, не оставлять маленького человека один на один с “взрослыми” школьными проблемами. Ребенку следует постоянно давать понять, что есть место – семья, дом – где его любят, всегда примут и поймут. И что школа, в том числе работающие там люди, не идеальны и тоже могут совершать ошибки. Вместе с тем оставлять без последствий подобные действия педагогов (равно как и давление со стороны одноклассников) нельзя.

Однако прежде чем обращаться к представителям органов власти, родителям необходимо прояснить ситуацию в беседе с тем же самым социальным педагогом, классным руководителем, другими учителями, друзьями школьника и администрацией школы. Постоянный контакт законных представителей учеников с социальным педагогом как ответственным за защиту прав ребенка, со всем педагогическим коллективом, налаженное взаимопонимание, как правило, исключает любые формы давления на ребенка. И это социальный педагог должен обязательно довести до сведения родителей.

Однако бывает и так, что факт жестокости по отношению к ученику подтвержден, а усилия родителей и социального педагога пропадают даром, учитель упорствует в своем заблуждении и настаивает на собственном праве обращаться с ребенком так, как считает нужным вплоть до применения эмоционального давления (не говоря уже о рукоприкладстве). В этом случае законным представителям при поддержке социального педагога необходимо обращаться в администрацию учебного заведения, затем в органы (отделы, управления) образования.

Что же касается жертвы насилия и его окружения, то для пресечения жестокого обращения с детьми социальный педагог должен тесно сотрудничать с различными структурами, а также официальными и неофициальными лицами. В их число входят представители ПДН, КДН, отделов внутренних дел, участковые инспекторы милиции, члены неправительственных организаций и др. Прежде всего социальному педагогу необходимо совместно с участковым или инспектором ПДН обследовать жилищно-бытовые и материальные условия проживания семей, чтобы выявить те, в которых детям не обеспечены необходимые условия воспитания. Если же получены сведения о фактах насилия над детьми, то для получения более полной информации следует направлять запрос в ПДН, отдел профилактической работы ОВД о наличии в банке данных на этих лиц за возможные нарушения (привлечение к административной ответственности, наличие судимости и т.д.).

Кроме того, достаточно действенной мерой по обеспечению безопасности несовершеннолетних в общественных местах является проведение специализированных рейдов "Семья", "Подросток" и др.

Не менее важно социальному педагогу сотрудничать с представителями силовых структур при сборе фактов, свидетельствующих о необходимости изъятия несовершеннолетнего из семьи. Сотрудники названных служб могут оказать большую помощь при оформлении пакета документов с целью лишения законных представителей родительских прав и последующего закрепления статуса ребенка (получения паспорта, справки о смерти кого-либо из родителей и пр.).

Поскольку на заседаниях КДН рассматриваются факты уклонения граждан от выполнения родительских обязанностей, совершения ими противоправных действий в отношении ребенка, социальному педагогу важно участвовать в подобных заседаниях, чтобы иметь возможность дать соответствующие рекомендации и заключения. Для совершенствования деятельности по профилактике насилия и реабилитации жертв педагогу следует предоставлять в КДН материалы, отражающие положительный опыт работы. А работники Комиссии, в свою очередь, должны обобщать и распространять полученные сведения среди других социально-педагогических служб.

Документы и материалы, используемые социальным педагогом при организации работы с ребенком, подвергшимся насилию

Решение о комплектации набора (за исключением обязательных документов) остается за специалистом и зависит от того, кто выступал в роли субъекта насилия: родители, сверстники, педагоги, незнакомые люди и др.

Правильно организовать работу с пострадавшими от насилия детьми помогут следующие документы и материалы:

  • Акты обследований и график посещений семьи учащегося;
  • Межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • План работы с родителями по защите прав ребенка (“Совет профилактики”);
  • Журнал регистрации приглашенных в школу специалистов и направлений жертв насилия на консультацию в соответствующие центры;
  • План профилактических бесед социального педагога с субъектом насилия, если им оказался работник школы;
  • Рекомендации для классного руководителя и иных педагогов по построению взаимоотношений с учеником, пострадавшим от насилия;
  • Личное дело, содержащее характеристику несовершеннолетнего; сведения о том, как и от кого стало известно, что он подвергался насилию; диагностическая карта, медицинская справка, если пострадавший был направлен в медицинское учреждение, и др.;
  • План работы социального педагога с жертвой насилия;
  • Рекомендации для учащихся по безопасному поведению.