Работа над словом, предложением, текстом «Зайчик и дождь»

Разделы: Логопедия


Пояснительная записка

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач к обучению детей в школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.

В задачи развития речи входит формирование правильной речи, развитие связной речи, воспитание звуковой речи, ознакомление с художественной литературой.

Требования программы к обучению детей разговорной (диалогической) речи сводятся к формированию у ребенка умения слушать и понимать обращенную к нему речь; участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно должно осуществляться воспитание общительности, тактичности, сдержанности качеств необходимых человеку в общении с окружающими.

Одним из важнейших условий эффективности обучения является чередование на одном занятии различных приемов обучения, например приемов, способствующих усвоению и запоминанию материала, активизирующих поведение детей и поддерживающих устойчивое внимание. Такая классификация приемов во многом условна, но она позволяет четче оттенить особенности планирования и проведения занятий по развитию речи с детьми.

Цель:

  • закрепление словообразования притяжательных прилагательных с суффиксами: - ий-, - ья-, - ье -, ьи -;
  • упражнение в употреблении приставочных глаголов;
  • закрепление знаний о животных, их детёнышей;
  • развитие фонематического слуха;
  • пересказ рассказа “Зайчик и дождик”.

Оборудование:

  • предметные картинки :дикие животные, их детёныши (белка, бельчонок, волк, волчонок, заяц, зайчонок, медведь, медвежонок, лиса, лисёнок);
  • карточки для чтения слов (животные, детёныши)

  • наборы карточек для составления схем предложения:

  • карточки со словами, из которых нужно составить предложение

  • индивидуальные дощечки для записи слов, мел;
  • картинки для пересказа: поляна, зайчонок, солнце, туча, дождь;
  • сказочный герой Незнайка;
  • картинки с изображениями ушей и хвостов диких животных: белки, волка, лисы, медведя, зайца.

Ход занятия

I.Оргмомент.

Ребята, проверьте, все ли вы приготовили к занятию.

Сегодня на занятие к нам пришел Незнайка, мы будем ему помогать в работе.

А тем ребятам, которые будут самыми активными в работе, он приготовил

сюрприз, который будет вручен в конце занятия.

II. Закрепление знаний о животных, их детенышей. Дидактические игры.

Незнайка принес нам загадки. Отгадайте кто это? Определите первый звук в слове – отгадке. (Выставляются картинки - отгадки)

а).

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким предметам:
Он в шубке серенькой зимой
А в рыжей шубке - летом. (Белка)

б)

На овчарку он похож
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

в)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц)

г)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

д)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же это? (Лиса)

е)

Гладишь – ласкается
Дразнишь – кусается. (собака)

(большая собака, а маленький ? – щенок)

Назовем еще раз, кто же это? (слова – отгадки выставлены на доске)

Белка, волк, заяц, медведь, лиса, щенок – это _____ (животные)

Ребята, посмотрите и скажите:

- Кто здесь лишний и почему?(щенок – лишний, домашнее животное, остальные – дикие животные)

А в чем различие домашних и диких животных?

(дикие животные живут в лесу и сами о себе заботятся, а о домашних животных заботится человек)

Кто сможет выбрать те картинки, где в начале слова звучит мягкий согласный.

Звери решили поиграть в прятки. (Отгадайте зверей по ушам и хвостам). Отгадайте, чьи это уши и хвосты. Отвечайте полным ответом.

Чей хвост?

Это лисий хвост.

Это беличий хвост.

Это волчий хвост.

Это заячий хвост.

Это медвежий хвост

Чьи уши?

  • Это лисьи уши.
  • Это беличьи уши
  • Это волчьи уши
  • Это медвежьи уши
  • Это заячьи уши.

Поиграем в игру “Найди маму”

(подобрать детенышей к животным) (Зверята должны найти своих мам, помогите им)

(медвежонок, лисенок, бельчонок, волчонок, зайчонок)

III. Родственные слова.

С помощью слов – помощников подобрать родственные слова (назови ласково, маленький, много,чей?)

Лиса – лисица, лисичка, лисонька, лисенок, лисята, лис.

Заяц – зайка, зайчик, заинька, зайчиха, зайчишка, зайчонок, зайчата, заячий.

Волк – волчица, волчиха, волчонок, волчата, волчий.

Белка – белочка, бельчонок, бельчата, беличий.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежата, медвежий.

Чтение этих слов.

IV. Физминутка.

Трактор пашет
Трык – трык – трык.
Зайка пляшет
Прыг – прыг – прыг.
Трактор поле допахал
Зайка сразу ускакал

V. Рассказ “Зайчик и дождь”

Мы поговорили о животных.

А теперь поработаем над рассказом “Зайчик и дождь”

Будем учиться пересказу прочитанного и прослушенного текста.

Чтение логопедом рассказа “Зайчик и дождь”

“Зайчик и дождь”

Сидит на поляне , греется на . Но вот набежала , закрыла .

А из дождь полил. спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайчика шубка.

Ответы на вопросы:

- Где сидел зайчик, когда грело солнышко?

- Почему зайчик залез под кусты?

- Куда спрятался зайчик от дождя?

-Что он боялся промочить?

VI. Работа над текстом.

Чтение рассказа по таблице

Выставить картинки из текста, найти слова, которые обозначают их действие.

– сидит, греется, спрятался

– набежала, закрыла

– полил

Повторное чтение

Пересказ текста, опираясь на слова и выполняя все действия на картине.

VII. Составление схемы предложения

Составить предложение из слов

спрятался кустом. под Зайчонок

Составление схемы:

VIII. Печатание слов

Картинки –

img10.jpg (1036 bytes)

img8.jpg (2010 bytes)

Из букв разрезной азбуки составьте слова

Проверка

Солнце, туча, заяц

Объясните написание этих слов.

IX. Итог

  • Что больше всего понравилось на занятии?
  • А чем еще занимались?
  • А теперь посмотрим, какой сюрприз приготовил вам Незнайка.

Литература

1. Волина В.В.Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 стр.

2. Интернет-ресурсы.