Предложения с обобщающим словом при однородных членах

Разделы: Русский язык


1. Оргмомент

2. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

- Посмотрите внимательно на слова (записаны на доске или проецируются на экран):

Дуб, берёза, дерево, липа, клён.

- Какое задание можно выполнить, используя данные существительные?

Предлагают составить предложение.

- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами?

Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?

 Вспоминают о том, что слово “дерево” является лишним, так как его значение шире, чем значения остальных слов. (Повторить родовые и видовые понятия: стр.53 параграф 12) – слово “дерево” обозначает обобщённое, широкое, родовое понятие.

У нас появляются вопросы !!!

Как же называются слова, значение которых является общим для других слов при однородных членах?

- Как же называются слова с общим значением?

- Какой вывод можно сделать о наших знаниях по поводу однородных членов предложения? (Этих знаний недостаточно. Видимо, мы знаем эту тему не в полном объёме).

- Какова же будет тема нашего урока? Записывают тему урока

Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Делают вывод о необходимости работать с дополнительным материалом в учебнике.

Учебник: стр.135

На основе рефлексии результатов планируют свою дальнейшую деятельность.

На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке? Какие задачи мы ставим перед собой?

Записать задачи в тетради

1. Что такое обобщающее слово?

2. Научиться правильно оформлять предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами? (задачу записывают в тетрадях).

3. Открытие новых знаний

- Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.

- Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?

- В чем затруднение?

- Какой ставить знак после обобщающего слова?

-Я вам сейчас прочитаю шутку-рифмовку, а вы попробуйте догадаться о каком знаке препинания пойдет речь:

Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.

- Какой знак препинания мог так “сказать” о себе?

Двоеточие.

В лесу растут разные деревья: дубЫ, березы, липы.

Презентация.

СХЕМА 1

Организует выдвижение и обсуждение гипотез о том, какие ещё можно ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами. Как вариант – записать это же предложение, обобщающее слово поставить после однородных членов. Что от этого изменится?

Организует выдвижение и обсуждение гипотез о том, что целесообразно дополнить уже имеющуюся у учащихся схему постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

СХЕМА 2

4. Первичное закрепление нового материала

1.Объяснительный диктант. Работа в парах. Переделайте предложения так, чтобы у 1-го и 3-го ряда обобщающее слово стояло после однородных членов, а у второго ряда – перед однородными членами.

1-й, 3-й ряд:

Солнце всем светит одинаково: и человеку, и зверю, и дереву.

Хорош русский лес всегда: зимой и летом, осенью и весной.

2-й ряд:

1) Небо, воздух, землю – всё пронизал золотой огонь.

2) Воздух, небо и белые облака – всё радовало туристов. Результат на доску!!!!!!!! – выставили отметки друг другу (1) оценочные листы.

2. Тестовое задание (карточки). Работа каждого будет оценена и результаты занесены в оценочные листы !!!!!!!!!!!!!! (2)

1) Вставьте обобщающее слово к однородным членам.

а) Деревья, травы и земля внезапно побагровели.

б) Ни музы, ни труды, ни радости досуга не заменят единственного друга.

Слова для справок: всё, ничто, везде,

2) Укажите слово, которое не может быть обобщающим.

А растения

Б животные

В одуванчик

Г вредители

3) В каком предложении неверно расставлены знаки препинания?

а) На столе лежали разные вещи - пенал, бумага, фломастеры.

б) Георгины, гладиолусы, лилии - разные цветы росли в саду.

в) Музыка и смех слышались всюду: на набережной, в парках, на площади.

5. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока

Обсуждает с учащимися критерии самооценивания их работы на четвёртом этапе урока.

Организует самооценивание учащимися их работы на 4-м этапе урока.

Обсуждает с учащимися итоги урока в целом. (......)

6. Обсуждение домашнего задания.

1. Те ребята, кто разобрались в теме урока, и оценили себя на “5”, выполняют упр.298 с.136 – творческое задание (составить по картине 5 предложений с однородными членами, попробуйте сочинить предложения с обобщающим словом при однородных членах.)

2. Кто оценивал себя на “4”-“5”, выполняют упр.297 с.136 – нужно продолжить предложения, добавив однородные члены.

3. Те, кто чувствует себя не очень уверенно в применении изученного правила, выполняют упр.294 с.135 – списать, подчёркивая однородные члены предложения, объяснить постановку знаков препинания.