Урок окружающего мира по теме "Собака в нашем доме". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: дать представление учащимся о породах собак, их назначении; познакомить с условиями жизни собаки и особенностями ухода за ней; воспитывать бережное отношение к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать необходимость нести ответственность за тех, кого приручили; называть некоторые породы собак, знать правила поведения с бродячими собаками, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Оборудование: компьютер; проектор, интерактивная доска; презентация в формате Microsoft Office PowerPoint 2007-файл "Собаки в нашем доме"; карточки с заданиями по теме урока (Приложение № 4); аудиозапись песни "Пропала собака" (музыка В.Шаинский, слова А. Ламм); стихотворение П. Синявского "Мой щенок" (Приложение № 2); отрывок из рассказа Е. Ржевской "Берлин, май 1945" (Приложение № 1); рассказ В. Дурова "Наша Жучка" (Приложение № 3).

Ход урока

Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Самоопределение к деятельности. (Слайд 1)

- Отгадайте загадки:

1) Не говорит и не поёт,
А кто к хозяину идёт,
Она знать даёт. (Собака).

2) С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака).

- О ком же пойдет речь на нашем уроке?

- Определите тему сегодняшнего урока.

- А какие цели поставите для себя, чему хотите научиться, о чем узнать?

Работа по теме урока.

Беседа. (Слайд 2)

- Собака - верный друг и помощник человека с древних пор Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень-очень давно.

Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеку. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником.

Постепенно человек приучил собаку сторожить дом-пещеру, подавать лаем сигнал тревоги. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивала дичь, приносила ее хозяину. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречаются собаки.

- Сейчас существует много пород собак. А какие породы вам известны?

(Дети называют известные породы собак).

- Все собаки делятся на три основные группы: (Слайд 3)

1) служебные (военные, караульные, ездовые, пастушьи);

2) охотничьи;

3) комнатно-декоративные.

- Cлужебные собаки помогают охранять границу, помогают полиции разыскивать преступников, они охраняют склады, дома, пасут скот, перевозят людей на Крайнем севере, помогают отыскивать полезные ископаемые.(Слайд 4).

- К служебным относятся овчарка(Слайд 5), сенбернар(Слайд 6), ньюфаундленд(Слайд 7), доберман-пинчер(Слайд 8) и др.

Охотничьи (Слайд 9) - их больше 150 пород. И у каждой своя специальность. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. Задача гончих - поднять зверя с лежки (или отыскать свежий след) и выгнать его в поле. Настигают борзые и волка.

К охотничьим относятся бладхаунд-гончая (Слайд 10), грейхаунд-борзая (Слайд 11), сеттер (Слайд 12), спаниели (Слайд 13), таксы и фокстерьеры(Слайд 14).

Комнатно-декоративные (Слайд 15) - пудель(Слайд 16), пекинес (Слайд 17), чихуахуа (Слайд 18), болонка(Слайд 19).

Выполнение заданий в рабочей тетради.

- Выполните задание № 1 на с.58. Прочитайте, как называются породы собак. Обведите породу, которая больше всего похожа на волка. (Немецкая овчарка).

Физкультминутка.

Гимнастика для ума.

Расскажу в своей игре,
Что я видел во дворе:
Дядя Гога вел бульдога.
Тетя Клава - волкодава.
Вел Валера фокстерьера,
А Тамара - сенбернара.
Мчался к Люде черный пудель,
На большом ремне у Марка
Громко лаяла овчарка.
Ни за что вам не удастся
Всех собак пересчитать
И породы их назвать. (6 собак).

Продолжение работы по теме урока.

- Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять рубежи нашей Родины. Бесстрашные овчарки преследуют нарушителей границы, беря неразличимый порой след. Герой Советского Союза известный следопыт Н.Карацупа за период службы в пограничных войсках задержал 467 нарушителей границы. Рядом с ним всегда была служебная собака.(Слайд 20).

В суровые годы войны собаки вместе с воинами прошли нелегкий боевой путь. Успешно использовались они при истреблении немецких танков. На их боевом счету 300 подбитых танков. Вот как описывает писатель Е.Ржевская в книге "Берлин, май 1945" бесстрашный подвиг собак - взрывников танков:

(Читает хорошо подготовленный ученик - Приложение № 1).

"На лесной опушке сбились в кругу, лают, резвятся собаки. Но взвоет за кустами танк - и собаки замрут нервно, настороженно. А он движется сюда - страшная громада!, переваливаясь, оглушая. Собаки мучительно ждут, подрагивая. Внимание! И бросок вперед, безудержный, ликующий, - собаки мчатся под танки противника, неся смертоносный груз на спине".

- В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, на разведку к звездам поднялась собака Лайка.(Слайд 21).

А затем уже были Белка и Стрелка. (Слайд 22).

Собака облегчает тяжелый труд чабана: пасет овец, охраняет их от хищников.

Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приводит на работу и домой, оберегает его в пути. Всероссийское общество слепых имеет под Москвой специальную школу, в которой обучают собак-поводырей. (Слайд 23).

Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам: в Париже поставлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек.(Слайд 24).

В Японии жила собака Хатико, которая ежедневно встречала своего хозяина на вокзале, когда тот возвращался с работы. Однажды хозяин не вернулся - умер на работе от сердечного приступа. Но верный Хатико не терял надежды увидеть его. Долгих девять лет он каждый день, как и раньше, приходил на станцию и встречал все поезда, терпеливо ожидая его возвращения до поздней ночи. И все старания людей забрать собаку жить в другое место заканчивались одинаково - Хатико возвращался на станцию, садился на "свое" место и ждал, ждал, ждал... (Слайды 25-26).

И в Москве на станции метро Менделеевская есть памятник дворняге.(Слайд 27).

Чтение стихотворения П. Синявского "Мой щенок" наизусть заранее подготовленными учащимися.

В нашем доме знают взрослые и дети
То, что я теперь счастливей всех на свете:
У меня на зависть всем собаководам
Есть собака удивительной породы.
Мой щенок похож немного
На бульдога и на дога,
На собаку-водолаза
И на всех овчарок сразу.
Во дворе мы с ним всегда играем в мячик,
А когда сажусь я дома за задачки,
Мой щенок без дела тоже не скучает -
Туфли мамины по комнате гоняет.
Мы ходили с ним на выставку собачью,
Но обратно возвращались, чуть не плача,
Потому что нам в комиссии сказали,
Что дворняжкам не положены медали.
Не дают щенку медали - и не надо!
Я куплю ему медаль из шоколада,
Я для друга ничего не пожалею,
Лишь бы хвостик завертелся веселее.

Чтение учителем рассказа В.Дурова "Наша Жучка".

- А сейчас я прочитаю вам рассказ. Подумайте, какое отношение к собаке показал автор? (Приложение № 3).

"Когда я был маленький, я учился в военной гимназии. У нас была своя собака Жучка. Мы ее очень любили, играли с ней и кормили ее остатками от обеда.

И вдруг у нашего надзирателя, у "дядьки", появилась своя собака, тоже Жучка. Жизнь нашей Жучки сразу переменилась: "дядька" заботился только о своей Жучке, а нашу бил и мучил. Однажды он плеснул на нее кипятком. Собака с визгом бросилась бежать, а потом мы увидели - у нашей Жучки на боку и на спине облезла шерсть и даже кожа! Мы страшно разозлились на "дядьку". Собрались в укромном уголке коридора и стали придумывать, как отомстить ему.

- Надо его проучить, - говорили ребята.

- Надо вот что: надо убить его Жучку!

- Правильно! Утопить!

- А где утопить? Лучше камнем убить!

- Нет, лучше повесить!

Приговор был принят единогласно: смертная казнь через повешение.

- Постойте, а кто будет вешать?

Все молчали. Никому не хотелось быть палачом.

- Давайте жребий тянуть! - предложил кто-то.

- Давайте!

В гимназическую фуражку были положены записки. Я почему-то был уверен, что мне достанется пустая, и с легким сердцем сунул руку в фуражку. Достал записку, развернул и прочитал: "Повесить". Мне стало неприятно. Я позавидовал товарищам, которым достались пустые записки, но все же пошел за "дядькиной" Жучкой. Собака доверчиво виляла хвостом. Кто-то из наших сказал:

- Ишь, гладкая! А у нашей весь бок облезлый.

Я накинул Жучке веревку на шею и повел в сарай. В сарае было темно. Дрожащими пальцами я нащупал над головой толстую балку, потом размахнулся, перекинул веревку через балку и стал тянуть.

Вдруг я услышал хрипенье. Собака хрипела и дергалась. Я задрожал, зубы у меня защелкали, как то холода, руки сразу стали слабые: Я выпустил веревку, и собака тяжело упала на землю.

Я почувствовал страх, жалость и любовь к собаке. Что делать? Надо скорее добить ее, чтобы не мучилась. Я нашарил камень и размахнулся. Камень ударился обо что-то мягкое. Я не выдержал, заплакал и бросился вон из сарая. Убитая собака осталась там:

В ту ночь я плохо спал. Все время мне мерещилась Жучка, слышалось ее предсмертное хрипенье. Наконец настало утро. Я кое-как поднялся, оделся и пошел на занятия.

И вдруг я увидел чудо. Что такое? Собака, убитая мною накануне, стояла и помахивала хвостом. Завидев меня, она, как ни в чем не бывало, подбежала и с ласковым повизгиванием стала тереться у ног.

Как же так? Я ее вешал, а она не помнит зла и еще ласкается ко мне! Слезы выступили у меня на глазах. Я нагнулся к собаке и стал ее обнимать и целовать в косматую морду. Я понял: там, в сарае, я угодил камнем в глину, а Жучка осталась жива.

Вот с тех пор я и полюбил животных".

- Какой это рассказ?

- Какое отношение к собаке показал автор?

- В какой момент было особенно страшно?

- А как бы вы поступили?

Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунки на с. 75. Расскажите, как нужно ухаживать за собакой и что нужно для ее содержания.

(Ответы детей).

- А у кого дома есть собака? Расскажите, как вы воспитываете свою собаку.

2. Правила поведения при встрече с собакой. (Слайд 28).

1) Ни в коем случае нельзя показывать собаке свой страх. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно. И уж тем более нельзя убегать от собаки: этим вы изображаете из себя убегающую дичь и предлагаете собаке поохотиться.

2) Нельзя пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. На собачьем языке это значит: скалиться и показывать свое превосходство.

3) Никогда не трогайте собак во время еды или сна, не пытайтесь отобрать предмет, с которым собака играет. Не надо также трогать щенков.

4) Не подходите к собаке, сидящей на привязи.

5) Не приближайтесь к большим собакам служебных пород: некоторые из них выучены бросаться на людей, подошедших на определенное расстояние.

6) Не делайте резких движений, общаясь с собакой или ее хозяином: собака может подумать, что вы ему угрожаете.

3. Работа в группах. (Звучит песня "Пропала собака").

Распредели фотографии на две группы:

Рефлексия.

-Какие цели ставили для себя на уроке?

-Что нового для себя узнали на уроке?

- Что запомнилось больше всего?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

- Оцените свою работу на уроке.

Рекомендации для занятий дома.

Подготовить рассказ о своем четвероногом друге, нарисовать рисунок или принести фотографию.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Презентация.