Танцевально-двигательный подход в развитии личности дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


Я хочу представить психолого-педагогическую технологию использования движения и танца для развития эмоционально-нравственной и коммуникативной сферы ребенка.

Что же определило мой интерес к данной теме?

Двенадцать лет назад я пришла работать в детский сад. Меня неприятно поразили следующие моменты:

  • авторитарность стиля общения, царящая в педагогической среде,
  • необоснованное ограничение свободы детей(дефицит свободы движения),
  • отсутствие творческого поиска, равнодушие,
  • напряженная атмосфера, конфликтность, скука, психологический дискомфорт,
  • и самое страшное- отсутствие блеска в глазах детей, пониженный эмоциональный фон, подавленное настроение, какое-то тотальное отсутствие радости.

А великие мудрые говорят: "Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь, здоровье и процветание организма, чем чувство радости".

Так как же вернуть эту радость?

Я тогда вела занятия по развитию познавательных процессов- это никак не меняло общей безрадостной картины. Мои занятия во многом дублировали занятия воспитателей. Эмоциональная же,нравственная, коммуникативная сферы никак не затрагивались. А ведь формирование эмоций- важная задача воспитания. С развитием эмоциональной сферы начинается нравственное воспитание, межличностное взаимодействие. Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании,формируют характер ребенка и влияют на определение жизненных позиций взрослого. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребенка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться.

В это время мне предложили должность инструктора по физкультуре. И вот оно озарение! Incite!

Движение -вот основа основ дошкольного развития, естественная потребность ребенка.

Наукой давно доказана взаимосвязь физического и психического. "Движения души познай через движения тела", гласит древняя мудрость. Движение - это как бы видимый айсберг глубинных психических процессов, сенсорных, мыслительных, эмоциональных. Значит, посредством движения можно развивать эмоциональную сферу, высшие психические функции, творческий потенциал и др.

Между эмоцией и движением явно существуют взаимоотношения. Именно через движения можно дать выход и трансформировать сильные эмоции (топание,размахивание и т.д.). Танец есть высшая форма движения. Физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы в танце соединяются вединое действие.

Танец может:

  • воплощать весь спектр человеческих чувств
  • быть способом общения
  • быть способом самовыражения, позволяющим ощутить чистую радость движения
  • усиливать, дисциплинировать, обновлять и питать целостность личности
  • изменять человека, его самоощущение, самооценку
  • помогать стать другим

Именно эти возможности делают танец эффективным и естественным, целостным и гармоничным способом психологической работы.

Итак, психолого-педагогическая технология использования движения и танца для развития эмоционально-нравственной и коммуникативной сферы.

Цель применения технологии (ожидаемые результаты):

  • счастливые, здоровые, радостные дети с блеском в глазах
  • активные творческие педагоги
  • заинтересованные, вовлеченные, доброжелательные родители

Каким образом стремимся к этому результату,т.е. задачи:

  • развитие самовыражения через действие
  • формирование эмоций; ориентация в сфере чувств и эмоций
  • выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении
  • обучение приемам расслабления, снятие "мышечных зажимов"
  • развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике
  • развитие способности к импровизации : в движении, в изобразительной деятельности, в слове
  • воспитание умения сопереживать другим людям, животным
  • развитие творческого воображения и фантазии
  • помощь ребенку и осознании своего реального "Я", повышение самооценки, развитие потенциальных возможностей, отреагирование внутренних конфликтов, уменьшение страха, агрессии, тревожности.

Принципы, которых необходимо придерживаться в работе:

  • принцип сотрудничества (позволяет создать атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности)
  • принцип занимательности (используются с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формированию у них желания выполнять предъявляемые требования и стремлению к достижению конечного результата)
  • принцип новизны (позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе),
  • принцип интеграции (знаний в единое поле деятельности),
  • принцип этической сообразности(предполагает опору на общечеловеческие ценности, приобщение к нравственной культуре),
  • принцип наглядности,
  • принцип педагогического взаимодействия,
  • принцип опоры на социальный внутренний опыт ребенка,
  • принцип свободы самовыражения,
  • принцип маятника (один из самых естественных принципов - активность сменяется пассивностью, высокая интенсивность-медитативностью),
  • принцип смены модальностей (к движению подключается рисование, лепка, голос).

Какими методами, техниками и приемами необходимо владеть:

танцевальная игра(игра-это ведущая деятельность дошкольников, сочетание движений под музыку и игры оправдано и дает великолепные результаты)

  • аутентичное движение,
  • танец с реквизитом,
  • круговой танец,
  • кинестетическая эмпатия (или техника "отзеркаливания"),
  • целенаправленный выбор музыки,
  • дыхательные техники,
  • релаксационные техники (расслабление через напряжение и растяжение),
  • работа с телом (body-джаз, полярности),
  • приемы психогимнастики,
  • игромассаж,
  • системный анализ движения.

Ведьто, как мы двигаемся, отражает наши состояния и чувства, и одновременно влияет на них.

Если стоять вертикально с руками, открытыми в стороны, это даст совершенно другие ощущения, чем,если мы сгорбимся и будем суетиться. Когда мы чувствуем уверенность, мы движемся иначе, чем когда находимся в депрессии и печали. Возможно изменить настроение, двигаясь соответствующим образом и напротив, настроение изменит характер движения(теория Вильгельма Райха), поэтому необходим анализ движения на физическом, эмоциональном и мыслительном уровне:

  • что делает тело? (руки, ноги, голова),
  • что чувствовало тело? (С каким чувством, эмоцией это было связано? Было весело или грустно?),
  • с какими образами ассоциировалось? (Что представляли, о чем думали?)

От движения - к чувствам,от чувств- к знаниям!

Система работы по реализации психолого-педагогической технологии состоит из нескольких этапов:

1 этап - Диагностический

2 этап - Подготовительный

3 этап - Основной

4 этап - Заключительный

Диагностический этап.

Диагностика включала в себя следующие методики : детский апперцептивный тест(САТ), рисунок несуществующего животного, рисунок семьи, свободные рисунки, тест Дембо- Рубинштейна, тест тревожности, социометрические исследования, исследования мимики и пантомимики (Чистякова- младшая и средняя группы, "Правдивая обезьяна" -старшая и подготовительная группы), метод наблюдения за детьми в процессе движения.

Параллельно диагностику двигательной сферы проводил ИФК, а музыкальное развитие - музыкальный руководитель. Все данные фиксируются в карте психомоторного развития.

Динамика развития и эффективность воздействия движения и танца отслеживается еще в середине года и в конце года.

На этом этапе выявляются дети с трудностями, так называемые сложные дети - гиперактивные, тревожные и т.д.

Подготовительный этап.

Подготовка включает в себя в основном работу с педагогами и родителями.

Задачи данного этапа таковы: - вызвать активный интерес к данной теме

  • повысить психолого-педагогическую компетентность,
  • расширить знания о потребностях ребенка - дошкольника,
  • подвести к осознанию задач предстоящего взаимодействия.

Технологический инструментарий:

  • информационные методы (лекции, беседы, психолого-педагогическая литература для самостоятельного изучения),
  • стимулирующие методы, анкеты, тесты ("Творческий потенциал", "Способность к эмпатии", "Звезды и волны", "Какого я цвета?"),
  • репрезентативные (практикум по танцевальным играм, психогимнастике).

Тематика встреч приблизительно такова:

  • "Тело и психика неразделимы" (современные взгляды на проблему психологического и физического развития ребенка)
  • "Танец жизни"
  • "Как быть здоровой" и т.п,
  • мною разработана программа таких встреч "Тропинка к своему Я"

На этом этапе необходимо активное взаимодействие со специалистами.

С методистом - разработка тематики занятий так, чтобы танцы перекликались с тематикой годового плана и актуальной тематикой в группе. Психотерапевтический потенциал таким образом увеличивается.

С логопедом - подбор литературных произведений на проживание всех эмоций.

С музыкальном работником - аудиотека, подбор музыки.

С инструктором по физкультуре - создается картотека танцев и игр.

Ну и, конечно, готовятся условия для проведения занятий - комната с эмоциями, инструментарий ( реквизит, магнитофон и .т.п.).

Основной этап.

Данный этап заключается:

Во внедрении (интеграции) движения и танца во все виды деятельности: утренняя гимнастика, психологическая разминка, танцминутки на различных занятиях, гимнастики после сна.

И собственно занятия с психологом.

Структура занятия психолога:

  • ритуал приветствия
  • настрой (ритмические, пальчиковые игры)
  • создание образа (сказки, стихи, истории, проговаривание эмоций)
  • проживание в движении (разучивание танца, импровизация, имитация, танц. игра)
  • интеграция физического, эмоционального и интеллектуального (проговор, рисование)
  • ритуал окончания (дышим вместе и т.п.).

Необходимо отдельно сказать, что является основой - единство движения, музыки, образа, т.е. создается образ мыслительный и воплощается с помощью выразительных движений под музыку (приложение 4). Дети движениями передают образ сказочных, литературных героев, окружающие предметы, свои ощущения и чувства, отношение к себе, повадки животных, свое отношение к растениям и т.п. Главное на занятиях - свобода самовыражения. Она способствует пробуждению творческих сил, выработки своего понимания и видения явления, предмета, вслед за которым развивается способность к принятию правильных личных решений (т.е. ребенок фактически дает совет сам себе), т.о. происходит преобразование внутреннего мира, личностные изменения, нравственное развитие.

Также важно указать на принципиальное воздействие музыки. Музыка диктует, определяет, задает тон. Музыка специально подбирается. Музыка создает настроение, способствует возникновению определенных чувств, отношений, стимулирует творческую экспрессию.

Несколько слов об использовании рисунка на занятиях.

Рисунок, как и танец-

  • это способ невербального самовыражения,
  • соединяет фантазию и действие,
  • развивает творческий потенциал, что естественным образом способствует повышению самооценки,
  • дает выход подавленным эмоциям,
  • способствует снятию напряжения.

Таким образом, танец и рисование могут дополнять друг друга. Очень, порой, оправданна смена модальностей в тренинге. Смена "языка переживаний" способствует интеграции ощущений, чувств, мыслей (приложение 5).

Занятия проходят во всех группах, если в группе много детей, то детей делим на подгруппы. Занятия проходят циклами по 10 занятий в каждой группе.

Составление программы сугубо творческий процесс(подготовительный этап).

Немного о роли ведущего

Ведущий является ролевой моделью. Я это очень люблю и с удовольствием делаю. Занятия должны проходить без принуждения и излишних указаний, в дружественной теплой обстановке.

Несколько советов-установок для ведущего:

- Дети-наше зеркало. Они очень точно копируют движения, мимику, поэтому будьте как можно выразительнее.

- Чаще улыбайтесь.

- Двигайтесь с радостью и удовольствием, прислушивайтесь к своим мыслям и чувствам, пытайтесь понять свое тело, доверять его ощущениям.

- Музыка и движения заставляют задуматься о смысле своей деятельности. Стремитесь к философскому отношению к жизни и работе

- Стремитесь к постоянному обновлению музыкального и танцевального репертуара

Заключительный этап.

Подходим к заключительному этапу, на котором проводится работа по осмыслению, анализу того опыта, который поучили все участники педагогического процесса в результате применения данной технологии(акты, беседы, наблюдения, интервью). Движения и танец вовлекают в творчество всех участников педагогического процесса - танцуют все!

Также использование технологии способствует внутренней переориентации воспитателей с формально-дисциплинарного отношения к детям на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных партнерских отношений. Появляется творческий подход к работе (приложение 1, 2).

Анкетирование родителей показало, что возникает живой неподдельный интерес родителей к жизни детского сада. Они с удовольствием участвуют в театрализованных представлениях, а круговой танец со своими детьми по окончании мероприятий стал традиционным.

И, наконец, дети. Эта технология оказывает влияние на их эмоциональную сферу. Дети различают эмоции, могут описать чувства словами, ориентируются в нравственных ситуациях, возникают доброжелательные межличностные отношения, воспитывается вежливость, культура поведения, в конце концов, появляется блеск в глазах, удовольствие, но не только это. Технология способствует улучшению состояния здоровья по всем показателям (группа здоровья, показатель заболеваемости, психическое развитие)

Ощущение ребенком положительных эмоций, разнообразные движения, исполняемые с удовольствием способствуют внутренней(душевной) комфортности, что вероятно отражается на соматическом (телесном) уровне.

ТАНЕЦ - это универсальное священное лекарство. Через тело и язык движений танец обретает глубинную связь с эмоциональным и духовным миром.

В одной древней притче человек обратился к мудрецу: "О Премудрый! Научи меня отличать истину от лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни" Подумал мудрец и научил человека танцевать.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.