Тема | Умножение многозначного числа на однозначное (7 часов) Слайд1 | |||||
Цели | Сформировать представление о
письменном умножении многозначного числана
однозначное число. Ввести: - алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число без перехода через разряд; - алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число с переходом через разряд. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
|||||
Основное содержание темы, термины и понятия | Актуализация знаний о конкретном
смысле действия умножения, о разрядном составе
числа, о распределительном свойстве умножения
суммы на число. Освоение алгоритма умножения
многозначногочислана однозначное число.
Изучение частных случаев умножения
многозначного числана однозначное число: без
перехода через десяток, с переходом через
десяток, умножение трехзначных чисел с нулем на
конце и в серединемногозначного числа. Алгоритм, многозначный, множитель, однозначный, окантовка, периметр, произведение, разность, разряд, сумма, тесьма, умножение. |
|||||
Планируемый результат | ||||||
Личностные умения Проявлять:
|
Метапредметные умения Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
Предметные умения
|
||||
Организация образовательного пространства | ||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | ||||
Технология Тема - "Работа с тканью. Окантовка прихватки" |
Информационный материал Учебник "Математика" ч.2, рабочая тетрадь №2 Демонстрационный материал Электронная презентация Интерактивный материал Карточки с учебными заданиями. |
Фронтальная индивидуальная - парная - групповая - |
||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | ||||||
I этап. Самоопределение к деятельности | ||||||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Результат деятельности | ||||
* Мотивировать учащихся к
изучению темы. * Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Пети. |
Слайд 2 и 3 На уроках технологии Петя делал прихватки для мамы, бабушки и сестры. Он старался и очень хотел успеть выполнить подарки к празднику "8 Марта". Для окантовки он купил тесьму, но когда стал обшивать, оказалось, что для трех подарков ее недостаточно. В результате он не завершил работу и расстроился, потому что до праздника оставалось мало времени. Ребята, почему Пете не удалось завершить изготовление подарков вовремя? Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию. Есть ли у вас желание научиться выполнять вычисления, которые помогут Пете успешно завершить изготовление подарков к празднику? |
Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Пете. |
||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
||||||
Цели деятельности | Учебные задания на "знание" (З), "понимание" (П), "умение" (У) | Результат деятельности | ||||
Блок А. Письменное умножение двузначного числа на однозначное число | ||||||
Цели: Актуализировать знания:
Ввести алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное без перехода и с переходом через разряд. Научить:
|
Задание 1 (З) Назовите компоненты действия сложения и умножения. Задание 2 (З)с взаимопроверкой Напишите числа, которые получатся в результате выполнения арифметического диктанта. Подчеркните в каждом числе единицы одной чертой, десятки- двумя. Арифметический диктант.*
Задание 3 (З) Расскажите о представлении двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. 42=:+: Задание 4 (З) Расскажите, как умножить сумму на число. (10+3)*4= Задание 5 (П)Слайд 4 Верно ли Петя выполнил умножение суммы на число? Обоснуйте свое мнение. (10+7)*4=10*4+4=40+4=44 Сообщение учителя При умножении двузначного числа на однозначное используют письменное вычисление, которое записывают в виде столбика, используя знак "х". Слайд 5 Алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное без перехода через разряд Чтобы двузначное число умножить на однозначное число, надо: 1. Написать второй множитель под первым так, чтобы единицы были под единицами. 2. Умножить единицы и написать полученное число под единицами. 3. Умножить десятки и написать полученное число под десятками. 4. Назвать ответ. Например: 1. Умножаем 12 на 3 Пишем второй множитель "3" под первым множителем "12" так, чтобы единицы были под единицами: 12 х 3 2.Умножаем 2 единицы на 3 единицы и получаем 6 единиц, пишем под цифрой "3". 12 х 3 6 3.Умножаем 1 дес. на 3 получаем 3 дес. Записываем под десятками. 12 х 3 36 4. Называем ответ:36 Задание 6 (З) Расскажите алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное без перехода через разряд, используя выражение 23х2. Задание 7 (П) Верно ли Петя написал выражение для письменного умножения? Обоснуйте своё мнение. 12 х 3 Задание 8 (У)Учебник с.55 №2с взаимопроверкой Выполните письменные вычисления выражений, используя алгоритм умножения двузначного числа на однозначное без перехода через разряд. 14*2 21*4 32*3 11*9 13*3 42*2 Слайд 6 Задание 9 (П) с взаимопроверкой Верно ли, Маша выполнила письменное вычисление выражения? Обоснуйте свое мнение. 31 х 3 63 Задание 10 (У) с взаимопроверкой(задание на карточках) Выполните письменное умножение. 1 в.:13*2 22*4 34*2 11*8 12*3 2в.: 12*3 22*3 42*2 11*9 21*4 Слайд 7 Задание 11 (У) Учебник с.56 №3 Составьте и решите задачу, используя условие в виде рисунка. Выполните вычисление, используя алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное без перехода через разряд. Слайд 8 Сообщение учителя Алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное с переходом через разряд Чтобы двузначное число умножить на однозначное число, надо: 1. Написать второй множитель под первым так, чтобы единицы были под единицами. 2. Умножить единицы и написать единицы под единицами, а десятки запомнить 3. Умножить десятки. Прибавить к полученному числу, то число которое мы запоминали, и написать полученное число под десятками. 4. Назвать ответ. Например: Умножаем 38 на 4. 1. Пишем второй множитель "4" под первым множителем "38" так, чтобы единицы были под единицами: 38 х 4 2.Умножиаем 8 ед. на 4 ед., получаем 32 ед. или 3 дес. 2 ед. Под единицами записываем 2 ед., а 3 дес. запоминаем. 38 х 4 2 3.Умножаем 3 дес. на 4, получаем 12 дес. Прибавляем ещё 3 дес., которые запоминали. Получаем 15 дес. или 1 сот. 5 дес. Под десятками записываем 5, а 1 сот.записываем перед десятками. 38 х 4 152 4.Назваем ответ:152. Задание 12 (З) Расскажите алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное с переходом через разряд:56х2. Задание13 (П) Верно ли, Маша выполнила письменное вычисление выражения? Обоснуйте своё мнение. 47 х 4 152 Задание 14 (У) Учебник, с.57, № 5 с взаимопроверкой Выполните письменное вычисление выражения, используя алгоритм. Задание 15 (У) Учебник, с.57, №8,9 Решите задачу, используя алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. Задание 16 (У) Рабочая тетрадь, с.26, № 87,88, с взаимопроверкой. |
Диагностические задания 1. Выполните письменное вычисление числовых выражений: 23*3 34*2 42*2 13*6 24*3 48*4 2. Рабочая тетрадь с.26 №88 Решите задачу и оформите письменное умножение чисел. Из города в село выехал мотоциклист. Каждый час он проезжал 84 км. На каком расстоянии окажется мотоциклист через 3 ч, если от города до села нужно проехать 360км? Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
Предметные умения:
|
||||
Блок Б. Письменное умножение трехзначного числа на однозначное число | ||||||
Цели: Ввести алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное без перехода и с переходом через разряд. Научить:
|
Слайд 9 Сообщение учителя Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд Чтобы трехзначное число умножить на однозначное число, надо: 1. Написать второй множитель под первым так, чтобы единицы были под единицами. 2. Умножить единицы и написать результат под единицами. 3. Умножить десятки и написать полученное число под десятками. 4. Умножить сотни и написать полученное число под сотнями. 5. Назвать ответ. Например: 1. Умножаем 123 на 3 Пишем второй множитель "3" под первым множителем "123" так, чтобы единицы были под единицами: 123 х 3 2. Умножаем 3 единицы на 3 единицы и получаем 9 единиц, пишем под цифрой "3". 123 х 3 9 3. Умножаем 2 дес. на 3 получаем 6 дес. Записываем под десятками. 123 х 3 69 4. Умножаем 1сот. на 3 получаем 3 сот. Записываем под сотнями. 123 х 3 369 5. Называем ответ:369 Задание 17 (З) Расскажите алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное, используя выражение 231х2. Задание 18 (П) Верно ли выполнено письменное умножение? Обоснуйте своё мнение. х 4 х 3х 2 488 536 642 Задание 19(У)с взаимопроверкой Выполните письменное умножение, используя известный алгоритм. 233*2 312*3 123*2 345*1 Слайд 10 Сообщение учителя Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд Чтобы трехзначное число умножить на однозначное число, надо: 1. Написать второй множитель под первым так, чтобы единицы были под единицами. 2. Умножить единицы и написать единицы под единицами, а десятки запомнить. 3. Умножить десятки и к полученному числу прибавить число десятков, которое запоминали, и написать полученное число под десятками. 4. Умножить сотни и написать полученное число под сотнями. 5. Назвать ответ. Например: 1. Умножаем 123 на 6 Пишем второй множитель "6" под первым множителем "123" так, чтобы единицы были под единицами: 123 х 6 2. Умножаем 3 единицы на 6 единиц и получаем 18 единиц, или 1 дес. и 8 ед., пишем 8 под цифрой "3", а 1 дес. запоминаем. 3. Умножаем 2 дес. на 6 получаем 12 дес. Прибавляем 1 дес., который запоминали. Получается 13, или 1 сот.и 3 дес. Записываем 3 под десятками, а 1 сот.запоминаем. 123 х 6 38 4. Умножаем 1сот. на 6 получаем 6 сот. Прибавляем 1 сот., которую запоминали. Получается 7, записываем под сотнями. 123 х 6 738 5. Называем ответ:738 Задание 20 (З) Расскажите алгоритм письменного умножения, используя выражение 231х4. Задание 21 (У)Учебник с.59 №13 Выполните письменное умножение, используя известный алгоритм. 235*4 452*2 157*5 368*2 Задание 22 (У) Учебник с.59.№14 Решите задачу и оформите вычисление, используя алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд. В магазин привезли 8 ящиков с грушами по 14 кг в каждом и чернослив. Чернослива привезли в 4 раза больше, чем груш. Сколько килограммов чернослива привезли в магазин? На сколько килограммов груш привезли меньше, чем чернослива? Сколько всего фруктов привезли в магазин? Задание 23 (У)Тетрадь с. 29 №94с взаимопроверкой. |
Диагностические задания 1. Выполните письменное вычисление каждого выражения: 423*2 231*3 240*3 347*2 245*3 104*3 2. Учебник, с.61 №22 Решите задачу и напишите ее, решение по действиям с пояснениями, используя письменное вычисление чисел. После того как 132 человека купили по 2 билета в кассе осталось 85 билетов. Сколько билетов было в кассе? Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
Предметные умения:
|
||||
Блок К. Диагностика качества освоения темы | ||||||
Цель - установить степень
усвоения темы, а именно: - выполнять письменноеумножение многозначного числа на однозначное число; - проверять вычисления и вносить исправления. |
Контрольное задание 1 вариант 1. Вычисли значения числового выражения двумя способами. (6+8)*5 (7+4)*9 2. Выполни устные вычисления числовых выражений 3*10 100*5 20*4 2*300 3. Реши задачу В магазин привезли 7 ящиков яблок по 15 кг в каждом и виноград. Винограда привезли в 3 раза больше, чем яблок. Сколько килограммов винограда привезли в магазин? 4. Выполни письменное умножение числовых выражений 218*3 154*6 106*7 230*4 2 вариант 1.Вычисли значения числового выражения двумя способами. (3+9)*4 (8+5)*7 2. Выполни устные вычисления числовых выражений 5*10 40*2 100*9 3*300 3. Реши задачу В магазин привезли 3 коробки конфет по 19 кг в каждый и пряники. Пряников привезли в 4 раза больше, чем конфет. Сколько килограммов пряников привезли в магазин? 4.Выполни письменное умножение числовых выражений 317*2 109*6 168*5 320*3 3 вариант 1. Запиши числовые выражения и вычисли их значения двумя способами: сумму 5 и 6 умножить на 8; сумму 4 и 9 умножить на 7; 2. Выполни устные вычисления числовых выражений 9*10 30*2 100*4 5*200 3. Реши задачу После того как почтальон разложил в 36 ящиков по 3 газеты, у него осталось газет в 3 раза больше, чем он уже разложил. Сколько газет было у почтальона? 4. Выполни письменное умножение числовых выражений 359*2 208*3 218*4 190*5 4 вариант. 1. Запиши числовые выражения и вычисли их значения двумя способами: сумму 9 и 5 умножить на 6; сумму 7 и 8 умножить на 4; 2. Выполни устные вычисления числовых выражений 8*10 50*3 100*6 2*200 3. Реши задачу После того как 42 человека купили по 2 билета, в кассе осталось билетов в 5 раз больше, чем купили. Сколько билетов было в кассе? 4. Выполни письменное умножение числовых выражений 286*3 105*9 399*2 430*2 5 вариант. 1. В произведении один из множителей представь в виде суммы двух однозначных чисел и найди значение числового выражения, пользуясь правилом умножения суммы на число 7*13 15*6 2. Выполни устные вычисления числовых выражений 7*10 40*9 100*8 4*200 3. Реши задачу За перемену в школьном буфете 28 учеников купили по 2 пирожка. Это в 4 раза меньше пирожков, чем привезли. Сколько пирожков привезли в этот день в школьный буфет? 4. Выполни письменное умножение числовых выражений 188*5 406*2 397*2 140*7 6 вариант 1. В произведении один из множителей представь в виде суммы двух однозначных чисел и найди значение числового выражения, пользуясь правилом умножения суммы на число 8*11 14*9 2. Выполни устные вычисления числовых выражений 4*10 50*8 100*7 2*500 3. Реши задачу До обеда в магазине 39 человек купили по 4 творожных сырка. Это в 2 раза меньше сырков, чем завезли в магазин утром. Сколько творожных сырков завезли в магазин утром? 4. Выполни письменное умножение числовых выражений 285*3 109*8 176*4 440*2 * Школьники выполняют вариант задания по усмотрению учителя. 1-2 вариант - низкий уровень сложности. 3-4 вариант - средний уровень сложности. 5-6 вариант - высокий уровень сложности |
Регулятивные умения:
Предметные умения:
|
||||
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | ||||||
Цели деятельности | Варианты заданий | Результат деятельности | ||||
* Стимулировать интерес к процессу
изготовления прихватки в подарок к 8 Марта. *Научить школьников:
|
Этап
интеллектуально-преобразовательной
деятельности включает: выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический); выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный); самоорганизацию по выполнению задания:
Слайд 11 и 12 На уроках технологии Петя делал прихватки для мамы, бабушки и сестры. Он старался и очень хотел успеть выполнить подарки к празднику "8 Марта". Для окантовки он купил тесьму, но когда стал обшивать, оказалось, что для трех подарков ее недостаточно. В результате он не завершил работу и расстроился, потому что до праздника оставалось мало времени. Ребята, почему Пете не удалось завершить изготовление подарков вовремя? Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию. Есть ли у вас желание научиться выполнять вычисления, которые помогут Пете успешно завершить изготовление подарков к празднику? Информативный вариант Слайд 13 Определите длину тесьмы, необходимой для окантовки трёх одинаковых прихваток квадратной формы, если известна, что длина стороны прихватки равна 155мм. Для этого используйте план: 1. Определите периметр геометрической фигуры, которой соответствует прихватка. 2. Определите количество тесьмы, необходимое для одной прихватки. 3. Определите количество тесьмы, необходимое для трёх прихваток Импровизационный вариант Слайд 14 Определите длину тесьмы, необходимой для окантовки трёх одинаковых прихваток, если известна, что длина стороны прихватки равна 155мм. Для этого используйте способ определения периметра геометрической фигуры. Эвристический вариант Слайд 15 Определите длину тесьмы, необходимой для окантовки трёх одинаковых прихваток, если известна, что длина стороны прихватки равна 155мм. * 1. Периметр квадрата 155 х 4 620 (мм) 2. 620мм - количество тесьмы для одной прихватки. 3. 620 х 3 1860 (мм) |
Личностные умения:
Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
Предметные умения:
|
||||
IV этап. Рефлексивная деятельность | ||||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | ||||
Научить школьников:
|
I. Самоанализ Слайд 16 Закончите предложения: 1. Мне важно правильно умножать многозначное число на однозначное, потому что: 2. Чтобы умножить многозначное число на однозначное без ошибок, нужно: II. Самооценка Слайд 17 Закончите предложение: Я доволен (льна):::::(очень, не очень),что научился (лась) выполнять вычисления, которые помогли бы Пете завершить работу:::::(сам(а), с помощью учителя.) |
Личностные умения:
Регулятивные умения:
|
||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности | ||||
* Соотнести полученный результат с
поставленной целью; * Оценить результат своей деятельности. |
Цели темы: Сформировать представление о письменном умножении многозначного числана однозначное число.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
Предметные умения:
|
*Заполняется учителем по окончании изучения темы. | ||||
Ключевые умения | умения | |||||
Личностные умения: 1 - проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Пете. 2 - проявлять позитивное отношение к процессу изготовления подарка к 8 Марта. 3 - осознание собственной успешности при изучении темы. Познавательные умения: 1 -определять порядок письменного умножения трехзначного и обосновывать свое мнение; 2 - определять условияписьменного умножения трехзначного числа на однозначное без перехода и с переходом через разряд и обосновывать свое мнение; 3 - определять правильность умножения двузначного числа на однозначное и обосновывать свое мнение 4 - раскрывать значение понятия"множитель", "произведение", "сумма", "разность" и использовать их в активном словаре; 5 - использовать приобретенные знания для изготовления прихватки. Регулятивные умения: 1 - выполнять учебное задание, используя алгоритм. 2 - выполнять взаимопроверкуи корректировку учебного задания; 3 - выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные умения: 1 - формулировать высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога. 2 - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. 3 -согласовывать позиции и находить общее решение Предметные умения: 1 - выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное без перехода и с переходом через разряд; 2 - выполнять письменное умножение многозначного на однозначное при решении задачи. 3 - рассказывать алгоритмумножения двузначного числа на однозначное и обосновывать свое мнение |
Личностные умения: 1- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Пете. 2 - проявлять позитивное отношение к процессу изготовления подарка к 8 Марта. 3 - осознание собственной успешности при изучении темы. Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
Предметные умения:
|
Урок математики по теме "Умножение многозначного числа на однозначное". 3-й класс
- Бакулина Светлана Борисовна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Класс: 3