Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9


Цель урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе.

Задачи:

образовательные

1. Расширить и углубить знания о роли бесполого размножения в жизни живых организмов.

2. Систематизировать знания о способах бесполого размножения: деление, споруляция, почкование, вегетативное размножение.

развивающие

1. продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное и формулировать выводы.

воспитательные

1. Продолжить формирование у обучающихся научного мировоззрения.

2. Создать условия для развития познавательного интереса к устройству окружающего мира.

Тип урока: (комбинированный) (Данная тема изучалась учащимися в 6-м классе)

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: учебник, таблицы по теме, тесты к теме, кроссворд по теме.

Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие учащихся, определение темы урока, задачи урока.

2. Актуализация опорных знаний учащихся

А) Учащиеся вспоминают основные свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение, обмен веществ, выделение.)

Б) дают определение термина “размножение” (Размножение – воспроизведение себе подобных)

В) Вспоминают способы размножения (половой и бесполый)

Учитель вместе с учащимися заполняет следующую таблицу:

Половое Бесполое
Участвует два организма Участвует один организм
Участвуют половые клетки (гаметы), полученные путем мейоза Участвуют соматические клетки, размножающиеся митозом.
Дети не похожи на родителей,так как происходит перекомбинация признаков отца и матери. Дети похожи на родителей, копии родителя.
В эволюционном плане появился позже Это древнейшая форма размножения.

3. Изучение нового материала:

А) (Учащиеся записывают формы бесполого размножения в тетрадь)

А) У одноклеточных

- Деление клетки надвое

- Множественное деление клетки

- Почкование

Б) У многоклеточных

-  Почкование

- Спорообразование

- Фрагментация

- Вегетативное размножение растений

В) Самостоятельная работа учащихся в группах (произвольно учащиеся выбирают форму размножения, работая с дополнительными и основными источниками информации –учебник, ресурсы интернета, энциклопедия Кирилла и Мефодия, дают характеристику определённой формы размножения.

Г) Выступление перед классом представителей каждой группы (При необходимости учитель или учащиеся задают вопросы группе)

4. Подведение итогов урока

- Почему при всем разнообразии способов вегетативного размножения новые организмы в точности повторяют генотип материнского организма?

- Какой цитологический процесс приводит к тому, что бесполое размножение не сопровождается повышением генетического разнообразия?

Учащиеся отвечают на вопросы, анализируют, делают выводы.

Вывод урока:

1. При бесполом размножении новые особи образуются из одной или нескольких клеток материнского организма путем митотических делений. Следовательно их клетки получают ту же самую наследственную информацию, которая содержалась в клетках материнского организма.

2. Новые организмы, возникшие бесполым путем, генетически являются точными копиями материнского.

5. Закрепление изученного материала

Учащимся предлагается выбрать номера верных утверждений (задания даются на карточках, потом происходит проверка в парах, выставление отметок) (Номера верных утверждений и нормы отметок прописаны на доске)

1. Спорообразование характерно только для грибов. -

2. Инфузория туфелька размножается путём деления клетки. +

3. В бесполом размножении участвует одна особь. +

4. Мхи размножаются почкованием. -

5. При бесполом размножении потомство сильно отличается от родительских организмов. –

6. Для одноклеточных характерно деление пополам. +

7. Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных. +

8. Гидра размножается почкованием. +

9. Дрожжи размножаются спорами -

10. Фрагментация характерна для позвоночных -

6. Домашнее задание

А) заполнить таблицу, используя параграф 30 учебника и дополнительные источники информации

Способы бесполого размножения

Способ размножения Особенности размножения Примеры организмов, рисунок
1. Деление клетки на двое    
2. Множественное деление клетки    
3. Почкование    
4. Спорообразование    
5. Фрагментация    
6. Вегетативное размножение: у растений:
  • усами
  • черенками
  • отводками
  • корневищем
  • клубнями
  • луковицей