Приблизительная программа лагерной смены "Музы науки и искусства"

Разделы: Внеклассная работа


Программа рассчитана на смену не менее 20 дней. Наиболее приемлема для работы с 9 отрядами, но, как и любая летняя примерная программа может изменяться и подстраиваться под имеющиеся средства и возможности.

Необходимо понимать и представлять, что практически все мероприятия летних смен проходят в режиме импровизации. Но самая лучшая импровизация та, которую хотя бы пару раз отрепетировали.

Предлагаю назвать смену: Музы науки и искусства.

Греческие музы - это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Они являются дочерьми самого Зевса, и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями. (Более подробно можно посмотреть информацию о музах в приложении и других источниках). (Приложение 1)

Итак. 9 муз - 9 отрядов, по 2 дня на каждую музу (исключая 1 и 20 дни: вступление и отъезд). Каждый первый день проводится как игра, помогающая ознакомиться с материалом. Предполагает работу в "мусейонах" (кружках), которые помогут подобрать необходимый материал и правильно им распорядиться. Каждый 2 день проводится зальное мероприятие в соответствии с темой дня.

Необходимо помнить и учитывать, что в лагере дети не только готовятся к мероприятиям, но и купаются, загорают, ездят на экскурсии. Поэтому не стоит рассматривать каждое мероприятие, как глобальное, лучше подходить к нему, как к игре.

В первый же вечер в зале разыгрывается вступление - знакомство, где в роли Зевса предпочтительно выступить начальнику лагеря, а в роли муз по одной вожатой от отряда. В качестве декораций можно использовать слайдовую презентацию. В начале знакомства музы не разделяются атрибутами, т.к. каждой необходимо будет уйти к своему отряду. Что отряд выберет, тот атрибут и достанется музе.

9 муз на сцене и Зевс.

Зевс: Дочери мои, разглядел я в наших соседях страну, где природа не уступает нашей, люди добры, гостеприимны и приветливы, много и вкусно готовят, умеют работать, учиться и отдыхать! А танцуют не хуже чем у нас на Олимпе, а хоровым пением прославились на много-много миль вперёд.

Задумал я поближе познакомиться с народом, там проживающим и отдыхающим, найти отроков, достойных получить из рук моих свиток, нарекающий их первыми в различных науках и искусствах. Отправляйтесь на землю Болгарскую, да приведите мне лучших из лучших!

Музы: (споря между собой). Отец, не можем мы определить, кто куда отправится. Знаем мы, что самые талантливые отдыхают в летнем лагере..., но отрядов там много и все хороши. Поделить, где кто искать будет, не можем!

Зевс: Так пусть они сами и выберут, раз такие гостеприимные, кто кого из вас все дни удивлять, да радовать будет!

На сцену приглашаются "командиры" отрядов для жеребьевки. Ребята по очереди вытаскивают жребий, называют музу. Вожатая их отряда берёт соответствующий атрибут и с помощью слайда раскрывает таланты и область увлечений и покровительства данной музы.

После жеребьевки Зевс зачитывает указ, в котором прописана краткая программа и велит устроить танцы (или костёр в зависимости от традиций и обычаев лагеря) в честь встречи гостей и знакомства.

Стоит помнить, что по русской привычке многие своё основное задание начинают готовить в последний день, активно принимая участие в мероприятиях дня текущего. Необходимо учить детей распределять силы и ресурсы, а так же планировать свою деятельность. Вожатые в первую очередь должны обратить внимание отряда на мероприятия своих дней.

Кроме того, дети с большим удовольствием готовят то, что придумали сами, поэтому любое запланированное мероприятие можно аккуратно адаптировать с предложениями самих ребят.

Планирование по дням:

Каждое мероприятие нового дня открывает муза и её отряд. (Это так же является продолжением знакомства, но уже более подробного).

ДЕНЬ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИМЕЧАНИЕ (место, время, инвентарь и т.д.) Ответственные и участники
1 Знакомство. Вступление.    
2 КАЛЛИОПА. (Приложение 2) Конкурсы знатоков литературы. Литературные гостиные, викторины. Знакомство с эпосом. Конкурсы иллюстраций к эпическим произведениям. Конкурсы произведений собственного сочинения. Материалы детского творчества можно использовать для создания номера журнала или буклета по итогам летней смены. (Кстати это хороший подарок в конце смены для самих ребят)!  
3 Литературный вечер с представлением наиболее интересных материалов первого дня. Знакомство с литературой Болгарии (можно пригласить детского писателя). Приглашение писателя.  
4 КЛИО. (Приложение 3) Кругосветка: "Остров сокровищ", где в качестве подсказок используются задачки по истории. Работа с картой. Краткое знакомство с историей Болгарии. Подготовка маршрута и маршрутных листов. Хорошо бы в 1 половине дня провести небольшую экскурсию.  
5 Интерактивная игра "Герои былых времён". (по принципу "Своя игра")    
6 ПОЛИГАМНИЯ. (Приложение 6) "Угадай мелодию". Эта игра может содержать в себе разные задания: угадывание по звукам, по названию и автору, по перевёрнутым строчкам, по ассоциациям и т.д. Хорошо бы в ходе подготовки к игре предложить детям ознакомиться с гимнами разных государств ( в том числе и Болгарии) и для закрепления включить их игру. Игру не обязательно делать в зале одновременно для всех. Она может превратиться в кругосветку.    
7 Конкурс отрядной песни. (можно инсценированной и даже собственного сочинения).    
8 ТАЛИЯ. (Приложение 5) Юмористический футбол, конкурс шаржей, стихоплётства и т.д.    
9 КВН. (можно включить интересные задания связанные с болгарской кухней, достопримечательностями, природой, жизнью в лагере и т.д.)    
10 МЕЛЬПОМЕНА. (Приложение 4) Конкурс анимации: "Трагедии 21 века". Средства фото и видео, компьютер.  
11 Постановка музыкального мини-спектакля. (например "Ромео и Джульетта"). К музыкальным и массовым номерам хорошо бы привлекать ребят из других отрядов.  
12 УРАНИЯ. (Приложение 8) Конкурс детских рисунков на тему "Космос" (можно на асфальте). Конкурс космических нарядов, конструирования кораблей.

Спортивная игра "Космическое путешествие вокруг солнца"

   
13 "Космо-брейн" Брей ринг по развитию космоса (на примере игры ДДМ на Воробьевых горах).    
14 ЭВТЕРПА. (Приложение 9) Конкурсы: продолжи строчки, угадай поэта, сочини произведение из набора слов.    
15 Конкурс-показ: "Старое кино". Трёх минутное видео инсценировки разыгранного жеребьевкой лирического произведения. Камера, компьютер.  
16 ТЕРПСИХОРА. (Приложение 7) Желательно провести экскурсию по местам представляющим национальный колорит: песни, танцы. Можно пригласить танцевальную и хоровую студии в лагерь, для выступления на концерте.  
17 Конкурсы хоровых песен. И танцев. (можно сделать подборку по странам или по жанрам).    
18 ЭРАТО. (Приложение 10) Подведение итогов. Чтение од музам и дням проведённым в лагере. Встреча муз с Зевсом. Награждение. И в качестве главного подарка Зевс разрешает музе Эрато провести в лагере последний день - днём всех влюблённых.    
19 Переписка, конкурсы на самый лучший комплимент, самое красивое сердце. Прощальная дискотека.    
20 Отъезд.    

Если лагерная смена более 20 дней, то можно включить дополнительные экскурсии и увеличить время на подготовку к наиболее сложным мероприятиям.

Примерный план работы "мусейонов" (кружков):

КРУЖОК Обязательные дни работы Минимальное количество часов
Литературный 2,3,8  
Изобразительного искусства В течении всей смены со 2 по19 день включительно. 2
Астрономии 11,12,13 2
Истории 4,5,6 2
Танца В течении всей смены со 2 по19 день включительно. 2
Пения 6,7,8,9,11,14,16,17 2
Театральный 2-11 2
Фото и видео 5-15 2 (при наличии достаточного количества техники)
Спортивные секции В течении всей смены со 2 по19 день включительно. 2

Желаю солнечной погоды и хорошего настроения!

Приложение.