Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика

Класс: 7


Цель урока: познакомить учащихся с правописанием частицы НЕ с глаголами и с глаголами, которые без НЕ не употребляются.

Задачи урока:

  • продолжить формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения;
  • совершенствовать грамматико-орфографические умения и навыки.
  • развивать навыки самостоятельного и творческого мышления, умения слушать, вести диалог, применять знания и делать умозаключения;
  • развивать и обогащать устную и письменную речь;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, карточки для составления алгоритма, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

- Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Желаю Вам творческих удач!

Урок русского языка я бы хотела начать с пословицы: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться".

-Как вы понимаете ее смысл?

(Не стыдно и не вредно знать. Всего знать никто не может, а стыдно не учиться, не открывать для себя новые знания.

Недостаточно только получать знания, надо находить им применение. Если вы чего-то не знаете, не стесняйтесь, спросите, вам объяснят, вы будете знать. Стыдно не учиться, т.е. вы не будете знать ничего никогда. Учиться очень полезно.)

2. Актуализация знаний о глаголе.

-Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая "самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий".

-Что это за часть речи? (Глагол)

Вспомним все, что мы знаем о глаголе. Составление алгоритма.

(Индивидуальная работа: 2 человека - работают по карточкам.)

  • Глагол - это самостоятельная часть речи.
  • Глагол обозначает действие предмета.
  • Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?
  • Изменяется по временам.
  • Прошедшее настоящее будущее
  • В прошедшем времени по родам, суффикс - л.
  • Изменяется по числам.
  • В предложении является главным членом - сказуемым.
  • Глаголы украшают, обогащают нашу речь.

Примеры, оценка.

3. Постановка учебной задачи.

-Знаете ли вы, что в русском языке есть части речи "слуги"?

- Как их называют? (служебные части речи)

С некоторыми из них вы уже знакомы.

- Это какие части речи? (предлоги, союзы).

-Какую роль они выполняют? (Предлоги служат для связи слов в предложении. Союзы служат для соединения однородных членов предложения и связи простых предложений в составе сложного.)

-Сегодня мы поговорим еще об одной служебной части речи.

Выясним, какой смысловой оттенок она придает. Для этого вы должны разгадать кроссворд.

-Разгадайте слова по горизонтали.

1) Маленький кустарник семейства брусничных с круглыми черно-синими сладкими ягодами (черника)

2) Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений (маляр)

3) Военный человек, воин (солдат)

4) Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни (газета)

5) Желание есть (аппетит)

6) Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания (цитата) 

7) Душистый, приятный запах (аромат)

  • черника
  • маляр
  • солдат
  • газета
  • аппетит
  • цитата
  • аромат

-Итак, какое слово получилось по вертикали? (частица)

4. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей не. Рассмотрим, как она связана с глаголом.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Правописание частицы НЕ с глаголами.

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

- Расширить и углубить знания о правописании частицы НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.

А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

-Предлагаю вам реализовать цели через выполнение различных заданий. Согласны?

5. Работа по теме урока

а) На доске написаны пословицы:

(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

В чужом доме (не) указывают.

(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).

Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?

Не откладывай, не указывают, не хвали.

- Что вы уже знаете, помните о правописании НЕ с глаголами?

б) Чтение правила в учебнике стр. 207.

-А какое значение придает частица не глаголам? (отрицательное значение).

- Напишите глаголы с частицей НЕ, подчеркнув ее.

НЕ откладывай

НЕ указывают

НЕ хвали

в)

Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся раздельно!
Всегда? Нет! Без сомнения,
Бывают исключения.
Бывает все же, что глагол
Совсем без "НЕ" не может!
Тогда, куда бы он ни шел, -
И "НЕ" с ним вместе тоже.

- Прочитайте слова

навидеть, годовать, волить, доумевать, здоровится, взлюбить

-Ребята, скажите, пожалуйста, вам знакомы эти глаголы?

Можно так говорить?

- Как же нам исправить ошибку? (приписать к глаголам не, записать слитно)

- Какое лексическое значение они имеют?

Невзлюбить - не любить.

Нездоровится - болеть.

Ненавидеть - испытывать ненависть.

Неволить - принуждать что-то сделать против желания.

Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.

Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство.

- Как надо писать частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются? (частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).

- Такие глаголы составляют исключения. Без частицы НЕ эти слова не употребляются. Правописание этих слов нужно запоминать.

г) Обобщим всё сказанное о правописании Не с глаголами в виде алгоритма.

Существует ли такое слово в русском языке? Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.

Существует ли такое слово в русском языке? Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.

6. Закрепление изученного материала.

Упражнение 1.

- Продолжим работу по правописанию НЕ с глаголами и разговор о правильном поведении. Для этого вновь обратимся к фольклору. Прочитаем пословицы, о чем идет речь? (О поведении человека)

Раскройте скобки и подчеркните изучаемую орфограмму).

Вперед людей (не) забегай, и от людей (не) отставай.

В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив.

Через порог руки (не) подают.

От учтивых слов язык (не) отсохнет.

Зазнайство (не) возвышает, а унижает.

Лодырю всегда (не)здоровится.

Проверка. Назовите глаголы.

- Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует выполненному упражнению.

Оценки.

ФИЗМИНУТКА.

Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот.

Не качайтесь, не кружитесь,
Не тянитесь, не шагайте,
Не приседайте, не моргайте,
Не шепчите, и не спите.
А теперь все просыпайтесь
И за дело принимайтесь.

Упражнение 2.

- А сейчас поиграем. Я буду читать предложения и словосочетания, в которых есть глаголы с НЕ, а вы должны поднять нужную карточку вверх. (Слитно -желтая карточка, раздельно -розовая). Работаем по алгоритму.

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу говорить, не были на экскурсии, недомогать всю неделю, в решете воды не удержать, невзлюбил я эту собаку за ее злость, не знать правило, не сочувствовать другу, новых друзей наживай, а старых не забывай.

Какое значение придает частица не глаголам? (отрицательное) Молодцы.

Упражнение 3.

- Перед вами на партах лежат листочки с предложениями. Прочитайте эти предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Подсчитайте, сколько глаголов с НЕ в каждом предложении и проставьте цифры в таблице.

- А в каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2).

- Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).

Запишите готовый текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых людей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек - значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

Количество глаголов с НЕ
1 3
2 -
3 -
4 3
5 1

Индивидуальная работа: 2-ой группе - списать готовый текст, подчеркнуть глаголы с частицей не.

Проверка, оценки.

7. Домашнее задание: продолжая тему о поведении людей, выполните упражнение №270, стр.209, правило.

8. Итог урока

- Наш урок подошёл к концу.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Чему мы научились?

- Какой алгоритм составили?

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Чтение стихотворения ученицей.

Глаголу нравится ЧИТАТЬ,
ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И МЕЧТАТЬ!
Глаголу очень нравится всё делать очень живо...
Частица "НЕ" - красавица, но как она ленива!
Она НЕ ХОДИТ, НЕ СИДИТ,
НЕ ШЬЁТ, НЕ ЖНЁТ И НЕ КИПИТ,
Книг НЕ ЧИТАЕТ, НЕ ПОЁТ,
Другим РАБОТАТЬ НЕ ДАЕТ.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется РАЗДЕЛЬНО!
-Хочу вам пожелать:
Не ругайтесь, не деритесь,
Не стоните, не дразнитесь,
Не кричите, не спешите.
Вместе НЕ не напишите!

- Надеюсь, что вы так и поступите.

- И как воспитанные дети, пожелаем нашим гостям слова с частицей не.