Конспект НОД по познавательно-речевому направлению в старшей группе "Как появился наземный транспорт"

Разделы: Работа с дошкольниками


Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому направлению в старшей группе - "Как появился наземный транспорт".

Цель: расширять представления о возникновения наземного транспорта.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у детей представления о разнообразии и роли транспорта в жизни людей;
  • активизировать словарь детей существительными (кучер), именами прилагательными противоположного значения;
  • закреплять умение рисовать наземный транспорт, передавая характерные признаки его, используя в своей работе цветные, восковые карандаши, краски.

Развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к транспорту, как к средству передвижения по дорогам.

Предварительная работа:

  • дидактические игры по теме "Транспорт";
  • разгадывание загадок;
  • рассматривание картинок, иллюстраций с изображением транспорта;
  • знакомство с энциклопедической литературой, чтение художественной литературы о транспорте.

Материалы к непосредственно образовательной деятельности:

  • демонстрационный материал (картинки с изображением, как люди волочат груз, перевязанной верёвкой, человек привязал быка верёвкой к грузу, животное с телегой, появилась крыша над телегой - карета, первые автомобили с деревянными колёсами, современные автомобили);
  • материал для работы детям (кисточки, краски, цветные, восковые карандаши, бумага, кисточки, подставка под кисточки).

Ход непосредственно образовательной деятельности

Проблемная ситуация, обозначение темы.

Воспитатель: Ребята, почтальон принес телеграмм. Нас приглашают в путешествие в страну "Знайка". А что мы там будем узнавать, нам подскажет загадка, если мы её отгадаем, то тогда узнаем задание. Слушайте загадку: Это средство передвижения, очень необходим людям, на нем можно ездить только по дорогам, он может быть пассажирским и грузовым. Что это такое? (дети отгадывают, что это наземный транспорт).

Беседа о возникновение наземного транспорта.

Воспитатель: Давным-давно, когда не было никаких машин, как вы думаете, как передвигались люди? Как перевозили груз? (Ответы детей)

Воспитатель: А скажите, чем это передвижение было удобным? (Ответы детей). А чем было плохо? (Ответы детей).

Воспитатель: И вот человек стал думать, как же ему перевозить груз? Посмотрите на картинку, как выдумаете, что изобрёл человек? (Показываю изображение, где люди волочат груз, привязанный верёвкой).

Воспитатель: Скажите, чем хорош данный способ? (Ответы детей). А чем плох этот способ перенесения груза? (Ответы детей).

Воспитатель: Что же делать? Как быть? Ведь людям надо груз перевозить? (Показываю картинку, где человек привязал груз к быку и он его тащит)

Скажите, чем хорош этот "транспорт"? (Ответы детей). А чем же он плох? (Ответы детей).

Воспитатель: И вот человек стал думать, что же сделать, чтобы груза можно было перевозить больше и людей можно было перевозить? Посмотрите, что придумал человек? (Показываю картинку с изображением телеги). Чем хороша телега? (Ответы детей). А чем данный транспорт был плох? (Ответы детей).

Воспитатель: И вот проходит время и человек усовершенствовал телегу. Посмотрите, что изменилось? (У телеги появилась крыша). Скажите, это хорошо что у телеги появилась крыша, и чем? (Ответы детей). А что же было плохого в карете? (Ответы детей).

Воспитатель: Но вот опять проходит время и человек изобрёл что? (Автомобиль. Показываю картинки с автомобилем). Посмотрите, чем хороши были первые автомобили? (Ответы детей). А чем был плох первый автомобиль? (Ответы детей).

Воспитатель: А в 1889 году Джон Дайлаг изобрёл резиновые надувные шины. Посмотрите на другие автомобили. Что - нибудь изменилось? Чем хороши эти автомобили? (Ответы детей). Но что то было и плохое в данном транспорте (Ответы детей).

Воспитатель: Ну вот мы с вами и приблизились уже к нашим автомобилям. Какие вызнаете современные автомобили? (Легковые, грузовые и другие). Давайте посмотрим и скажем, чем автомобили наши современные хороши? (Ответы детей). А что в них плохого? (Ответы детей). Молодцы. Долгое наше было с вами путешествие, предлагаю поиграть.

Физкультминутка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно вы всё объяснили. А теперь я предлагаю поиграть в игру "Наоборот". Детям бросаю мяч, спрашивая их:

  • маленький - большой;
  • быстрый - медленный;
  • высокий - низкий;
  • твёрдый - мягкий;
  • глупый - умный;
  • грязный - чистый;
  • длинный - короткий;
  • крупный - мелкий;
  • мокрый - сухой;
  • сильный - слабый;
  • грузовой - пассажирский;
  • далёкий - близкий;
  • приезжать - уезжать.

Игра "Да - нет".

Воспитатель: А вы знаете, что я приготовила для вас сюрприз. Предлагаю поиграть в игру "Да - нет". Я загадываю вам транспорт, а вы должны мне задавать такие вопросы, чтобы я могла только отвечать словами "да" или "нет".

Игра продолжается 2-3 раза. Первый раз ведущий - воспитатель, а потом - ребёнок.

Воспитатель: Игра вам понравилась? Мы в неё и после нашей деятельности поиграем, поотгадываем загадки не только про транспорт.

Художественное творчество.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами изобрести наземный транспорт будущего. Перед вами лежит всё, что вам понадобиться для рисования. Попробуйте нарисовать такой транспорт, чтобы был он удобен для человека.

Подведение итога.

Воспитатель: Вам понравилось сегодня наша с вами деятельность? (Ответы детей).

Воспитатель: Какое задание было лёгким? (Ответы детей).

Воспитатель: Какое задание было интересным? (Ответы детей).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы, составлен на основе принципа интеграции образовательных областей "Коммуникация", "Познание", "Социализация", "Художественное творчество". Вся работа направлена на формирование у детей представления о разнообразии и роли транспорта в жизни людей, на активизацию словаря детей именами прилагательных противоположного значения, на развитие диалогической речи.