Интегрированный урок по теме "Друзья мои, прекрасен наш союз!". 11-й класс

Разделы: Физика

Класс: 11


"Да здравствуют музы!
Да здравствует разум!"
А.С.Пушкин

Цели занятия: ознакомить учащихся с методами преподавания физики в Царскосельском лицее; развивать познавательный интерес к учению, используя связи физики и литературы; прививать любовь к творчеству классика русской литературы А.С.Пушкина, воспитывать чувство товарищества.

Краткие сообщения делают ученики-ведущие; стихи читают тоже учащиеся.

Краткое содержание.

Учитель. В 2014 году исполняется 215 лет со дня рождения А.С.Пушкина. Память о великом русском поэте чтут народы всего мира, но особенно он дорог нам, русским людям. Пушкин входит в нашу жизнь вместе с первыми детскими книжками и остается в ней навсегда. О нем написано много книг, в которых едва ли не по дням прослежена вся его недолгая жизнь. Сегодня мы ознакомимся, как велось преподавание физики в лицее, где учился поэт.

Ведущий 1. Название учебного заведения - лицей пришло из Древней Греции. В Афинах философы обучали в лицеях своих воспитанников, ведя с ними беседы. Позже лицеи появились в Западной Европе как средние учебные заведения. Царскосельский лицей был приравнен в правах к университету, его девиз - "Для пользы общей".

Ведущий 2. Царскосельский лицей был учрежден в 1810 г. с целью образования юношества, "особенно предназначенных к важным частям службы государственной". Его создатели главное внимание уделяли отбору "предметов учения", сформулировав главный принцип: "Курс учения состоит из предметов, приличных важным частям службы государственной и необходимо нужных для благовоспитания юноши". Обучение в лицее подразделялось на 2 курса - начальный и окончательный (каждый изучался в течение 3 лет). В начальном курсе главное внимание уделялось изучению языков (латинского, французского, немецкого), а математические и физические науки (арифметика, геометрия, часть алгебры, прямолинейная тригонометрия и начала физики) занимали не столь важное положение. В этом курсе излагались "большие явления и, так сказать, исторические описания различных физических действий", в основном выяснялась "связь явлений и действий с законами природы и причинах оных". В окончательном курсе наукам физическим и математическим отводилась главная роль.

Ведущий 3. Учебная неделя в лицее состояла из занятий (42-44 часа), которые велись с 8 часов утра каждого дня до 18-19 часов с перерывами на завтрак, обед и прогулки. Свободным от уроков был лишь один летний месяц - июль. В конце начального курса на точные науки отводилось еженедельно 6 часов, в конце окончательного - от 10 до 15 часов.

Отдельная глава в "Постановлении об учреждении Лицея" называлась "Способы учения". ЕЕ основные положения весьма актуальны и сегодня. Основополагающим было утверждение: "Главное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтоб не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие".

Чтец.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен.
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастье куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Ведущий 1. 30 мальчиков - лицеистов сдружились, полюбив своих учителей, свою "лицейскую республику". Вспоминает Иван Пущин: "Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать:".

В лицее Пушкин понял, что главное дело его жизни - поэзия.

Ведущий 2. А как велось преподавания наук естественно-математического цикла и как эти знания отразились в творчестве Пушкина?

Наставником лицеистов в математическом и физическом классах был Яков Иванович Карцев, человек, обладавший обширными знаниями. Еще студентом, он перевел с немецкого книгу Шрадера "Начальные основы физики", которая была рекомендована в качестве учебника для гимназий.

Курс физики в то время включал 3 части: всеобщую, частную и прикладную физику. Первые две части преподавались в начальных классах, последняя - в окончательном. Во всеобщей физике рассматривались общие явления, явления сцепления, притяжения, сродства, законы равновесия, движение твердых и жидких тел.

Ведущий 3. Александр Горчаков, будущий канцлер России, лицейский друг Пушкина, один из самых прилежных и способных учеников, окончил лицей с малой золотой медалью. До нас дошли его тетради по математике и физике с записями лекций Я.И.Карцева. В одном из конспектов читаем: " На уроках физике изучались темы: "Простое преломление света", "О гальваническом электричестве", "О явлении магнита"".

На занятиях лицеисты узнавали о последних достижениях науки того времени. Говоря о науке, учитель не сообщал факты и выводы в абсолютной форме: "Время и старания физиков должны решить, справедливо ли мнение или нет".

При рассмотрении электростатики и магнетизма материал излагался стройно с описанием электроскопов, электрофоров и других приборов. В оптике изучалось преломление света в линзах, объяснение цветов по Ньютону. Механические науки (статика, динамика, гидростатика, гидродинамика, аэрометрия), астрономические и оптические науки включались в прикладную математику.

Учитель физики. Давайте пофантазируем и представим себе фрагмент урока по физике, который вел Я.И.Карцев.

Звенит звонок. За столом - учитель, за другим столом - 4 ученика-лицеиста.

Учитель. Мы ознакомились с трудом английского физика И.Ньютона "Математические начала натуральной философии", который вышел в свет в 1687 году. Вспомним основные определения и положения. Что такое масса?

Ученик 1. Количество материи (масса) есть мера таковой, устанавливаемая пропорционально плотности и объему ее.

Учитель. Что такое приложенная сила?

Ученик 2. Приложенная сила есть действие, производимое над телом, чтобы изменить его состояние покоя или равномерного прямолинейного движения.

Учитель. А каковы основные законы движения?

Ученик 3. Законы Ньютона.

Ученик 1. Закон I: Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние.

Ученик 2. Закон II: Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует.

Ученик 3. Закон III: Действию есть всегда равное и противоположное противодействие, иначе взаимодействия двух тел между собой равны и направлены в противоположные стороны.

Учитель. Назовите положение VII труда Ньютона.

Ученик 2. Тяготение существует ко всем телам вообще и пропорционально массе каждого из них.

Учитель. В дальнейшем мы рассмотрим применение законов Ньютона для изучения движения планет Солнечной системы, малых планет.

Ведущий 2. Вернемся к записям А.Горчакова. В его тетради читаем: "Всеобщая формула для равноускоренного, равноукоснительного и равного движения, данная в дифференциальных уравнениях. При изучении "падения по наклонной плоскости" изучали движение по различным хордам окружности. Тема "Параболическое движение" рассматривалась под воздействием трех сил по диагонали параллелепипеда, изложены честные случаи баллистики".

Ведущий 2. Тема вращения Земли вокруг своей оси и относительности этого движения звучит у Пушкина в стихотворении "Движение".

Чтец. (Воспроизводит это стихотворение.)

"Движение"

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.

Ведущий 3. Физика рассматривалась как наука не только умозрительная, но и "опытная", поэтому в лицее "историческое изложение действий природы сопровождаемо было изъяснением оных посредством опытов и наблюдений". В 1829г. Пушкин написал:

Чтец.

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

Учитель физики. ХХ век - век космических и многих других открытий. К какой телевизионной передаче авторы взяли слова А.С.Пушкина в качества эпиграфа?

Ученики. "Очевидное - невероятное", ее вел ученый-физик С.П.Капица.

Учитель. А.С.Пушкин - непревзойденный лирик-пейзажист. В его стихах соединились не только блестящее использование слова, наблюдения за явлениями природы, но и знания, полученные на уроках физики. Насладимся пушкинской поэтической строкой.

Учащиеся читают стихотворения А.С.Пушкина.

Чтец.

Буря.

Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами,
Когда бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С ее лучами покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
В блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.

Чтец.

Приметы.

Старайся наблюдать различные приметы.
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветер, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду.
Так, если лебеди, на лоне тихих вод
Плескаясь вечером, окличут твой приход,
Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,
Знай, завтра сонных дев разбудит дождь ревучий
Иль бьющий в окна град, а ранний селянин,
Готовясь уж косить высокий злак долин,
Услыша бури шум, не выйдет на работу
И погрузится вновь в ленивую дремоту.

Ведущий 2. Как же чувствовал себя Пушкин в том мире, где царил Карцев? Надо сказать, что шкала отметок в лицее появилась после 1816г., а до этого успехи каждого определялись местом в списке и характеристикой профессора. Я.И.Карцев разбил воспитанников на 4 класса согласно их успехам; третий класс из 7 фамилий замыкал А.Пушкин. Тем не менее, прав был Петр Александрович Плетнев, профессор словесности, ректор Петербургского университета, близкий друг и постоянный издатель произведений Пушкина, которому поэт посвятил "Евгения Онегина", когда писал об А.С.Пушкине так: "Природа, кроме поэтического таланта, наградила его изумительной памятью и проницательностью. Ни одно чтение, ни один разговор, ни одна минута размышления не пропадали для него на целую жизнь".

Мы с уверенностью можем присоединиться к этому мнению. Ведь сами за себя говорят и такие факты: в журнале "Современник", издаваемом А.С.Пушкиным в 1836 г., были помещены статьи "Разбор Парижского математического ежегодника" "О надежде" (по теории вероятности), "Краткое начертание теории паровых машин", а в библиотеке его квартиры на набережной Мойки среди более 4 тысяч томов хранились и работы Паскаля, Бюффона, Гершеля, Лапласа и других ученых. Они "не пропадали для него целую жизнь".

Учитель. Для нас ценно все, что связано с именем А.С.Пушкина. И пусть всю жизнь нас сопровождают слова Ф.И.Тютчева:

Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!..

Приложение.