Цели занятия: познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.
Задачи занятия.
Образовательная. Организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения.
Коррекционная. Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной.
Воспитательная. Формировать задатки самоконтроля в поведении детей; воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.
Ход урока
В гостях у дедушки Этикета. Звучит музыка Шаинского “День рождения”
Учитель: Сегодня, друзья, я предлагаю вам отправиться в гости на день рождения. Вы, конечно, помните, что обычай ходить в гости возник на заре человеческой истории. Уже тогда люди испытывали потребности в том, чтобы пообщаться, поделиться горем и радостью, удостовериться в добром отношении друг к другу. И мы с вами тоже любим ходить в гости и приглашать к себе гостей. Только давайте задумаемся: умеем ли мы это делать? Порой мы попадаем в самые нелепые ситуации, не знаем, как правильно пригласить знакомого в гости, как встретить гостя, чем его развлечь, как вести себя за столом, что подарить, чем угостить. Приобрести эти знания нам помогут занятия “В гостях у дедушки Этикета”. А знаете ли вы, что такое этикет?
Ответ: Это совокупность норм и правил поведения, установленных для различных форм общения, или просто – соблюдения правил хорошего поведения.
Учитель: “Пригласительный Этикет”. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Но сначала разминка по вопросам:
- Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)
- Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)
- Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)
- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)
- Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)
– Какие бывают гости? \Приглашенные, неожиданные, приехавшие из далека, ранние, поздние, надоевшие, засидевшиеся\
Вспомним русские пословицы о гостях. Незваный гость хуже татарина. Незваные гости с пиру долой. Самый желанный гость тот, кого пригласили. \Ученики собирают пословицы и объясняют их смысл\
А теперь послушайте правила приглашения, которые вам предлагает запомнить Дедушка Этикет и его помощники.
Правила приглашения:
- Приглашая к себе друзей, вы должны быть уверены, что в вашем доме их примут приветливо, поэтому следует предупредить родных, что приедете с друзьями.
- Родители должны знать, куда пошли их дети, иначе они будут волноваться. Поэтому, когда приглашаете к себе друзей, обязательно спросите, предупредили ли они домашних.
- Если кто-то пришел к вам в первый раз, обязательно покажите, где находится туалет, ванная, какая дверь куда ведет.
- Если дома есть кто-то из взрослых, обязательно представьте им своего друга.
- Если хотите, чтобы друзья бывали у вас часто, постарайтесь быть к ним очень внимательными, не оставляйте гостя одного.
Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. \ Ученики в группах составляют открытку, пишут, затем зачитывают приглашения). Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующее задание посвящено подарочному этикету.
“Подарочный этикет”
(Помощники выносят стол, на котором лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка).
– Вы видите на столе много подарков. Ученик должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.
(Ученик показывает подарок и объясняет свой выбор).
Скажите, что вы сами больше всего любите, когда гости приходят к вам, например, на День рождения? (Получать подарки)
А нравится ли вам делать подарки другим?
Вот, как один мальчик решил это сделать:
“Подружке подарю машину,
Сестре отдам я автомат,
Отцу – модели бригантины
И клюшку – деду. Будет рад!
Для бабушки припас я гири,
Для мамы – видеоигру.
Мой принцип – самый лучший в мире:
Что нужно мне – то и дарю!”
Вы придерживаетесь такого же мнения?
Советы от Дедушки Этикета и его помощников.
Как выбрать подарок
- Подарок должен выбираться с уважением, с любовью, к тому, для кого он предназначен.
- Он должен соответствовать интересам, возрасту, того, для кого вы выбираете.
- Подарок должен быть не только красивым, изящным, но и полезным, чтобы человек тепло и часто вспоминал о вас.
- Никогда не называйте цену подарка, не говорите, как трудно вам было его найти или сколько времени понадобилось вам, чтобы его изготовить.
- Никогда не дарите домашних животных, если вас об этом не просили или точно не знаете, что подарку будут рады.
- Помните, подарок должен быть упакован. Упаковка должны быть красивой и оригинальной. Не заворачивайте подарок в газету.
- Всегда хороший подарок – цветы. Цветы можно дарить всем и по любому поводу
Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно!
Назовите правила внешнего вида воспитанного человека.
- Одежда должна быть чистой.
- Волосы должны быть уложены в прическу.
- Одежда должна быть скромной, неброской.
Учитель: Сейчас вопросы для тех, у кого хорошее чувство юмора. Я буду называть вам юмористические определения предметов одежды, а вы угадывайте, что на самом деле я имею в виду:
- сапоги-теплицы (унты, валенки);
- дубленки для сторожа (тулуп);
- головной убор для дурака (колпак);
- безрукавка с подолом (сарафан);
- бабочка на косе(бант);
- зонтик для носа (козырек);
- стрелочники (брюки);
- дамская треуголка (косынка);
- защитная одежда стряпухи (фартук);
- сверх обувь (галоши);
- кистяное изделие (шаль).
Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. Вы гостях.
“Знаете ли вы правила поведения для хозяев?”. Как вы понимаете значение слова “Гостеприимство”. Давайте посмотрим, как ведет себя герой стихотворения О.Григорьева “Гостеприимство”.
Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма.
Не ходите по ковру —
Вы протрёте в нём дыру.
И не трогайте кровать —
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать
У вас слишком острый ноготь.
И не надо книги брать —
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти?
Можно ли назвать хозяина дома гостеприимным? Что бы вы ему посоветовали? (Ответы детей)
Теперь послушаем советы Дедушки Этикета и его помощников.
Правила поведения для хозяев:
- Приветливо встретить гостей, даже если они пришли без приглашения.
- Пригласить гостей за стол, угостить чем-нибудь.
- Позаботиться о развлечении гостей, сделать так, чтобы всем было интересно.
- Следить за тем, чтобы гости не ссорились, чтобы им было приятно вместе.
- Поблагодарить гостей за приход, подарки.
Приятно ли обедать за чистым, аккуратным, хорошо сервированным столом или главное чтобы еда была вкусной, а все остальное неважно? Ответ мы узнаем, если отгадаем кроссворд.
- Что говоришь, когда выходишь из-за стола? \спасибо\
- Что находится между ртом и желудком ? \пищевод\
- Что переваривается в желудке? \пища\
- Что находится после пищевода ? \желудок\
- Куда первоначально попадает пища ? \рот\
- Где происходит впитывание питательных веществ? \кишка\
- Что мы стелим на стол? \скатерть\
Какое слово получилось по вертикали?\аппетит\
Пиши и говори правильно. Запись на доске. Аппетит.
Убранство стола и вид приготовленных блюд может вызвать аппетит и положительные эмоции.
Теперь послушаем советы Дедушки Этикета и его помощников.
Как правильно покрыть стол?
- Скатерть должна опускаться с каждой стороны стола на 20-30см.
- Приборы ставят по числу обедающих.
- Вначале ставится самая широкая из всех, подставная тарелка, которая защищает стол от горячего. Эта тарелка убирается только перед подачей чая.
- На нее ставится тарелка из которой едят, на этой тарелке размещают салфетку из ткани. Во время еды эту салфетку сложенную вдвое кладут на колени, она защищает одежду.
- Левее подставной тарелки и вилок ставится мелкая тарелка для хлеба, если ее не поставили, хлеб можно положить на бумажную салфетку.
- Слева от подставной тарелки-вилки, по числу блюд, зубцами вверх.
- Справаот подставной тарелки-ножи по числу блюд, лезвием к тарелке и ложка выпуклой стороной вниз.
- Перед ножами и ложкой ближе к центру стола-слева большие бокалы для воды, справа-маленькие для крепких напитков.
- При наличии десерта, перед подставной тарелкой ближе к центру стола располагается прибор для десерта: вилка зубцами вверх, ложка выпуклостью вниз, ручкой вправо, нож лезвием к подставной тарелке, ручкой вправо.
- Справа от бокалов-маленький бокальчик, с бумажными салфетками, можно положить салфетки рядом со столовым прибором.
- Принято нож держать в правой руке, а вилку в левой.
Сервировка стола.
- Чашку с блюдцем ставят напротив сидящего на расстоянии4-5смот края стола, ручка чашки смотрит вправо, чайная ложка лежит под ручкой чашки на блюдце, выпуклостью вниз, ручкой к сидящему.
- Нож для масла кладут слева от чашки с блюдцем или на десертную тарелку для торта, стоящую правее чашки с блюдцем, розетка для варенья левее тарелки для торта.
- Стаканы в подстаканниках ставят на десертную тарелку.
Игра “Да – нет”
“Застольный этикет”
1. Когда можно сесть за праздничный стол?
- как только вошли в комнату.
- только после того, как сядут хозяева.
- после приглашения хозяйки +
2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и...
- заправляете за воротник.
- кладете на колени +
- кладете рядом с тарелкой.
3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
- гневно отказаться.
- отказаться, назвав причину отказа.
- взять немного, поблагодарив +
4. Как правильно есть котлету?
- ножом и вилкой.
- одной вилкой +
- одним ножом.
5. Для чего к рыбе подается нож?
- чтобы отделять мясо от костей +
- чтобы разрезать большой кусок на маленькие.
- чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.
6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?
- самые большие.
- самые маленькие.
- те, что лежат ближе к вам +
7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?
- в правой руке – вилка, в левой – нож.
- в правой руке – нож, в левой – вилка +
- по очереди.
8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?
- поднять и продолжать есть.
- попросить другой прибор.
- извиниться и попросить подать другой прибор +
Практическая работа.
Расположите на обеденном столе столовые приборы.\взаимопроверка\
Загадка.
Стоит толстяк, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.\ Самовар\
Только на Руси пили чай из самовара. Его родиной считался город Тула. В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины цветы липы, Иван-чая и другие. Почти 300лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были пакетики с непонятной надписью “бах-ча”, что переводилось как “чай для заварки” Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию. Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить. Поэтому и появилось выражение “чайком побаловаться”
– Назовите популярные у нас сорта чая.\Липтон, Ахмат, Беседа, Бодрость, Лисма, Эдвин\
- Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечится. - Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает
А в морозы согревает. - И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью – лучший друг!
А сейчас вспомним названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь.
- Скатерть была,
Как снег, бела,
Зубцы вокруг,
Шита без рук,
А на скатерти той-
Каравай золотой.\Ромашка\ - И в лесу, и в квасу,
И в конфетке, и в таблетке\Мята\ - Хороша трава-
Красна голова,
И медку подарит,
И чайку заварит.\Иван-чай\ - Есть и украшение,
Есть и устрашение,
Гляди да любуйся,
А руками не суйся! \Шиповник\
В синем конверте вот такой вопрос: знаете ли вы правила поведения за столом?(Ответы детей) Сценка по рассказу В.А.Осеевой “Печенье” Вопрос: знали дети правила поведения за столом\(нет\ – Чему учит этот рассказ?
Чтение правил поведения за столом в учебнике, которые предлагает Дедушка Этикет и его помощники.
Правила поведения за столом:
- Не тянитесь через весь стол или через соседа за каким-либо блюдом, попросите его вам передать это блюдо.
- Не говорите громко, старайтесь не привлекать к себе всеобщего внимания.
- Не обращайтесь через весь стол к кому-либо, разговаривайте с соседями по столу.
- Ешьте не торопясь.
- Не говорите о том, что то или иное блюдо не очень вкусное – все блюда надо похвалить.
- Не говорите с набитым ртом.
- Говорите, прежде всего, о том, что интересует хозяина, именинника, пригласившего вас.
На день рождения гостей надо развлекать. Музыка, песни, игры, танцы, смех– это признаки веселого праздника.
Игра “Комплименты” Дети передают друг другу воздушный шарик. Как только музыка остановится, то игрок, у которого оказался в руках шарик, должен сделать комплимент тому, от кого он получил шарик.\Примеры комплиментов: “Ты отлично выглядишь!” “Какая у тебя замечательная улыбка !” “ Как мне нравится твоя стрижка!” “Тебе очень идет эта заколка!”\
Время в гостях прошло быстро, вам пора прощаться. Что нужно не забыть перед уходом? (Ответы детей)
Дедушка Этикет и его помощники советуют:
Перед уходом не забудьте попрощаться. При прощании обязательно еще раз поблагодарите за приглашение, скажите о том, как приятно было провести это время, вечер в этом доме, поблагодарите родителей вашего друга (подруги) за праздник, устроенный для вас.
Не забудьте пригласить товарища к себе в гости, договоритесь о следующей встрече– этого требует этикет.
Подведение итогов.
– Что нового о культуре поведения в гостях вы теперь знаете?
Домашнее задание.
Стр.58-61, прочитать.