Урок математики по теме "Решение задач". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

  • Формировать умение решать задачи.
  • Развивать устные и письменные вычислительные навыки.
  • Развивать логическое мышление, интерес к предмету.

Задачи урока:

Предметные:

  • воспринимать содержание задачи на слух, путем самостоятельного чтения текста;
  • анализировать  текст задач на предмет наличия в них необходимых признаков задачи, достаточного количества данных для их решения; анализировать содержание задач, устанавливая  зависимость между величинами, между условием и вопросом;
  • переводить условия задач на математический язык (построение математической модели), работа с математической моделью;
  • определять количество и порядок действий;
  • оценивать  правильность хода решения и реальность ответа;
  • интерпретация результатов (переход от полученного числового результата к ответу на вопрос задачи).
  • находить разные способы решения задачи
  • усвоить алгоритм решения задачи данного вида

Метапредметные

1. Регулятивные

Определять и формулировать цель и задачи предстоящей деятельности, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, корректировать план по ходу работы, оценивать результат  деятельности.

2. Познавательные

Строить речевые высказывания в устной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

3. Коммуникативные

Опускать возможность существования у одноклассников и учителя различных точек зрения, формировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия, умение работать в группе и  в парах,  договариваться с партнерами.

4. Личностные:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Развивать активность, смекалку,    целеустремленность, работоспособность.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

“Хочу, потому что могу”.

2. Психологический настрой обучающихся.

II. Актуализация знаний обучающихся.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

1) Работа в тетради. Минутка чистописания

– Прочитайте числа.

(Сначала дети читают числа по одному, а затем хором.)

1560 2650 3740 _

– Определите и запишите следующее число последовательности.

Дети думают, записывают в тетрадь, затем сверяют с записью на доске. Выходит к доске 1 ученик и записывает число.

– Назовите предыдущее число 4830.

– Запишите в тетради последующее число 4830.

2) Устный счёт. Работа над совершенствованием вычислительных навыков.

1) Найдите сумму 4830 и 170.

2) Какое число меньше 4830 на 300?

3) Какое число больше суммы чисел 350 и 250 на 100?

4) Какое число надо уменьшить на 80, чтобы получить 150?

5) Во сколько раз 30 меньше 900? 20 меньше 220?

6) Найдите сумму 1340 и 260.

7) Найдите первое слагаемое, если сумма равна 630, а второе слагаемое 90.

9) Какое уравнение будет следующим:

х+15=25; х+17=37; х+19=49.

Как найти неизвестное слагаемое?

8) Один журнал “Мурзилка” стоит 140 рублей. Хватит ли у Даши денег на покупку 5 журналов “Мурзилка”, если у неё с собой 600 рублей?

10) В темноте Нина увидела 6 пар кошачьих глаз. Сколько ног у этих кошек?

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы будем продолжать работать над решением задач, познакомимся с новым видом задач.

IV. “Открытие нового знания”. 

Этап изучения новых знаний и способов действий.

Решите задачу.

В магазин привезли 120 кг зефира, мармелада и пастилы. Зефира и мармелада было вместе 77 кг, а мармелада и пастилы – 70 кг. Сколько килограммов зефира, мармелада и пастилы привезли в магазин?

1) Знакомство с задачей путём самостоятельного чтения текста.

– Прочитайте задачу про себя.

– А теперь задачу прочитает … (Повторное чтение задачи вслух.)

– Что известно в задаче?

– Сделаем чертёж.

– Что нужно узнать?

– Зная массу всех сладостей и массу мармелада и пастилы, что можно узнать?

(Массу зефира)

– Каким действием? Запишите.

– Рассмотрим вторую пару. Какую?

– Зная массу всех сладостей и массу зефира и мармелада, что можно узнать?

(Массу пастилы)

– Каким действием? Запишите.

– Массу чего осталось узнать? (Массу мармелада)

– Как узнать? Запишите.

1 способ: 77-50=27(кг) – мармелада

2 способ: 70-43=27(кг ) – мармелада

3 способ: 120-(50+43)=27(кг)

– Это один способ решения задачи. Как можно решить задачу иначе?

– Запишите ответ задачи.

V. Гимнастика для глаз.

VI. Первичное закрепление. 

Этап закрепления  знаний и способов действий.

Цель: проговаривание нового знания, усвоение алгоритма решения задачи рассматриваемого вида.

Решите задачу.

В трёх школах 1955 учеников. В первой и второй школах вместе 1225 учеников, а во второй и третьей – 1300 учеников. Сколько учеников в каждой школе?

– О чём или о ком говорится в задаче?

– Составим чертёж-схему.

(Составление схемы под руководством учителя).

– К доске пойдёт …

– Что известно нам в задаче?

– Что нужно узнать в задаче?

– Что мы будем узнавать первым действием? ( Мы можем узнать, сколько учеников в первой школе.)

– Каким действием? Запишите.

1) 1955-1300=655(уч.) – в первой школе

– Что узнаем вторым действием? Каким действием? (Мы можем узнать, сколько детей во второй школе, а можем узнать, сколько в третьей школе).

– Ребята, задачу можно решить разными способами.

2) 1225-655=570 (уч.) – во второй школе

(а можно 1955– 1225=730 (уч.) – в третьей школе)

– Как можно найти количество учеников в третьей школе? (или во второй школе?)

3) 1300– 570=730 ( уч.) в третьей школе

(1300– 730=570 (уч.) – во второй школе)

Ответ: 655 учеников – в первой школе, 570 учеников– во второй школе, 730 учеников в третьей школе.

Итак, задачу можно решить по-разному. Решения разные, а ответ одинаковый.

(Развитие коммуникативных УУД.)

(Можно сначала узнать количество детей I и III школ. Затем сложить полученные результаты и вычесть из общего количества).

– Сколько действий?

– Записываем решение задачи.

VII. Физкультминутка.

VIII. Самостоятельная работа.

Цель: повторение изученного материала раннее.

1) Запиши выражение и найди их значения:

А) из частного чисел 761238 и 6 вычесть 16985;

Б) из разности чисел 800000 и 62345 вычесть частное чисел 7764 и 6;

В) к сумме чисел 179287 и 12713 прибавить произведение 140 и 3.

Работа по учебнику.

IХ. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

– Какую задачу ставили?

– Удалось решить поставленную задачу? 

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

Х. Домашнее задание.

Детям предлагается решить дома аналогичную задачу изученного вида.