Интегрированный урок (литература + основы православной культуры) по теме "Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели урока

Образовательные:

  • дать понятие о жанре жития в древнерусской литературе;
  • рассмотреть и выделить признаки жанра жития, его идейно-художественное своеобразие.

Развивающие:

  • углубить формирующиеся в процессе обучения представления о древнерусской литературе через знакомство с произведениями, не входящими в федеральный компонент литературного образования;
  • развивать самостоятельную деятельность учащихся, навыки исследовательского подхода к изучаемому материалу;
  • развивать общеучебные навыки (информационно-аналитические, организационно коммуникативные).

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся интерес к духовной культуре своего народа;
  • обогащать духовно-нравственный опыт школьников.

Оборудование: Учебник-хрестоматия “Литература 8 класс” под ред. В.Я. Коровиной; хрестоматия для чтения “Край родной” под ред. В.Б. Небратенко, В.Д. Яцык, изд. Баро. Пресс, Ростов – на – Дону, 2004г.; “Толковый словарь русского языка” Ожегов С.И., Москва 1997г., мультимедийная система, презентация, карточки с заданием для учащихся.

Словарная работа: святые, подвижники, благочестие, иночество.

Ход урока

I. Определение темы урока и постановка цели. (Слайд № 2)

“В произведениях житийной литературы, как и во всей литературе Древней Руси, мы находим высоконравственные идеи – идеи, не утратившие своего значения и для нас, идеи глубокого патриотизма, сознания высокого гражданского долга”.

Д.С. Лихачев

Беседа с классом.

– Ребята, прочитайте высказывание Д.С. Лихачева, которое послужило эпиграфом к нашему уроку (выразительное чтение одним из учеников).

– К изучению какого раздела русской литературы мы приступаем?

– Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?

– Какие темы привлекали внимание авторов древнерусской литературы?

– Какие произведения древнерусской литературы вы знаете?

– Назовите жанры древнерусской литературы.

– Назовите исследователей древнерусской литературы.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы расширим свои представления о древнерусской литературе, познакомимся с одним из самых излюбленных жанров древнерусской литературы – жанром жития. Что же это за жанр и каковы его особенности, нам предстоит узнать на сегодняшнем уроке.

II. Работа над новым материалом. (Слайд №3)

1. Работа в группах по тексту о житийном жанре. (Приложение № 2)

а) Задание для 1-ой группы: “Ознакомьтесь с текстом и дайте определение жанру жития”.

б) Задание для 2-ой группы: “Ознакомьтесь с текстом и выделите основные качества, которыми должен был обладать герой жития”.

в) Задание для 3-ей группы: “Ознакомьтесь с текстом и выделите особенности композиции жития”.

г) Задание для 4-ой группы: “Ознакомьтесь с текстом и найдите определение слов житие, подвижники, благочестие, иночество по “Толковому словарю русского языка” Ожегова С.И.

2. Проверка выполненных заданий с использованием презентации. (Слайд № 5, 6). Учащиеся выполняют запись выводов в тетрадь.

III. Закрепление полученных знаний.

1. Слово учителя.

В первой половине XIII века, в трудное время исторического

самоопределения страны, воссияла звезда замечательного подвижника, проповедника святителя Дмитрия митрополита Ростовского. Составитель двенадцатитомных жизнеописаний святых “Четьих Миней”, создатель образцового духовного училища, выдающийся церковный писатель, митрополит Дмитрий был причислен к лику святых в 1757 году. А через четыре года его именем была названа крепость, возведенная недалеко от устья Дона, рядом с Темерницкой таможней. Так город Ростов получил имя небесного покровителя. Сегодня мы познакомимся с жизнеописанием этого выдающегося человека. (Слайд № 7-11 с комментариями учителя).

2. Чтение текста “Житие святого Дмитрия Ростовского” и беседа по вопросам:

– Какой цели посвятил всю свою жизнь св.Дмитрий?(Служению церкви и народу, составлению сборника жизнеописаний святых “Четьи-Минеи” и др.).

– Какой личностью предстает перед нами св.Дмитрий? (Благочестивый, великий труженик, образованнейший человек, талантливый педагог, просветитель).

– Найдите в тексте признаки жанра жития.

3. Работа с текстом “Из творений святителя Дмитрия” и беседа по вопросам:

– К какому жанру древнерусской литературы мы можем отнести этот текст? (Жанр поучения).

– Чему учит святой Дмитрий? (Учащиеся приводят примеры из текста).

4. Работа с текстом “Краткое христианское нравоучение” св. Дмитрия Ростовского (Слайд № 12)

– Являются ли нравоучения св. Дмитрия актуальными в наши дни?

– Какие нравственные заветы древней Руси сохранились и являются ценными для нас?

– Чем интересны и полезны оказались для вас жизнеописания святого Дмитрия и фрагменты проповедей Дмитрия Ростовского?

IV. Подведение итога урока. (Слайд № 13)

– Согласны ли вы с высказыванием Д.С. Лихачева ?

– О какой нравственной помощи говорит исследователь? (выводы учащихся)

V. Домашнее задание:

написать сочинение-миниатюру Чем интересны и полезны оказались для вас жизнеописания святого Дмитрия и фрагменты проповедей Дмитрия Ростовского?”

прочитать самостоятельно “Житие Александра Невского”.