Начальные этапы автоматизации звуков

Разделы: Логопедия


В логопедической практике часто вызывает затруднение не только постановка звука, но и введение поставленного звука в речь (процесс автоматизации), особенно у детей, имеющих проявления дизартрии разной степени, ЗПР. Период автоматизации бывает трудным и долгим, т. к. на начальном этапе положение органов артикуляции ещё неустойчивое, и требуется время на поиск нужного артикуляционного уклада. Поэтому правильное изолированное произнесение звука бывает недостаточно для того, чтобы ребёнок мог употреблять поставленный звук в словах и фразах. Возникает необходимость продлить период автоматизации поставленного звука в слогах.

Предлагаемые приёмы логопедической работы по автоматизации звуков в слогах основаны на методе наглядного моделирования. Предлагаются задания на воспроизведение звука изолированно, в слогах, слоговых рядах с опорой на символы. Такие задания позволяют разнообразить занятия по автоматизации, повысить мотивацию к логопедическим занятиям и активность речи ребёнка во время занятий, способствуют развитию навыков самоконтроля за речью. Ребёнок может самостоятельно воспроизводить речевой материал после запоминания символов.

Сначала выбирается символ, обозначающий нужный для автоматизации звук, например, предмет или существо, издающий похожий звук: “тигр” – обозначает звук [р], “пароход” –звук [л], “змея” – звук [ш], “жук” –звук [ж] и др.

При произнесении поставленного звука изолированно символ рисуется столько раз, сколько требуется произнести данный звук (сколько раз получается у ребёнка воспроизвести этот звук правильно). Переходя к автоматизации поставленного звука в слогах, добавляем к имеющемуся символу согласного, который ребёнок уже запомнил, символы гласных звуков. Символы гласных звуков имеют сходство с их оральным образом и наглядно показывают, какой звук следует произносить после тренируемого: например, шар круглый – звук А, шар овальной формы – звук О, дудочка – звук У, кусок сыра – звук Ы. (Рисунок 1)

Через 1-2 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка, предложить повторять слоговые ряды до 4 одинаковых слогов в каждом ряду по моделям. (Рисунок 2) Модели можно зарисовать в тетради ребёнка или заготовить карточку, которую можно использовать для работы с другими детьми.

Когда ребёнок хорошо запомнил модели слогов, можно переходить к другим заданиям. Предлагаемые упражнения:

1. Произнесение слоговых рядов, состоящих из трёх разных слогов (по моделям). (Рисунок 3)

Здесь уже можно обойтись и без называния слогов взрослым. Каждую модель слога можно выполнить на отдельной карточке и из этих карточек составлять разные слоговые ряды, комбинируя карточки со слогами. Слоговой ряд может составлять логопед, родитель дома или сам ребёнок. Возможность самому себе составлять задания повышает интерес ребёнка к упражнениям и его активность.

2. Произнесение слогов по парам, где первый слог один и тот же, а второй слог в паре меняется по очерёдности (очерёдность даётся в самом начале при воспроизведении слогов по моделям по одному слогу на Рисунке 1).

ША

ШО

ШУ

ШИ

Первые варианты пар даются с опорой на модели, по которым получаются такие пары слогов: (на Рисунке 4 показаны модели)

I В

II В

III В

IV В

Ша – ша

Шо – ша

Шу – ша

Ши – …

Ша – шо

Шо – шо

Шу – шо

Ши – …

Ша – шу

Шо – шу

Шу – …

Ши – …

Ша – ши

Шо – ши

Шу – …

Ши – …

Или так (Рисунок 5):

Сколько вариантов пар предложить на одном занятии, зависит от возможностей ребёнка. Ребёнку можно предложить самому выбрать, какой слог будет первым в парах. Эти пары также можно выкладывать из отдельных карточек с изображёнными моделями слогов. При этом карточек должно хватить на весь вариант. Первые варианты пар ребёнок воспроизводит по моделям, а когда поймёт закономерность, можно предложить называть пары слогов по представлению, сначала добавляя второй слог в третьем и четвёртом ряду третьего варианта (например, отрабатывая звук [л], это будут слоги лу-лу, лу-лы), а в четвёртом варианте можно предложить договорить второй слог в каждой паре: лы-…(ла), лы– …(ло), лы – ...(лу), лы – …(лы). Такие упражнения способствуют формированию навыков самоконтроля за правильным произношением.

К тому же модель слога позволяет ребёнку усвоить состав слога-слияния, ведь слияние трудно расчленить на составляющие его звуки, а данная модель наглядно это представляет. Заменяя символ согласного звука в моделях слогов при автоматизации следующего поставленного звука, ребёнок чувствует и наглядно представляет наличие гласного звука, что способствует профилактике пропуска гласных при письме. А сам символ гласного звука уточняет артикуляцию, способствует укреплению связи фонема-артикулема и тем самым дифференциации звуков и букв о-у, а-о, профилактике замен на письме соответствующих букв.

В зависимости от возможностей и желания ребёнка, при автоматизации следующих поставленных звуков, для разнообразия можно предложить поменять и символы гласных звуков, которые также будут напоминать оральный образ гласного звука: мяч, солнышко или ромашка – звук А, овал – звук О, маленький кружок (вишенка) – звук У, дыня или грибок с широкой шляпкой – звук Ы.

Сколько получается упражнений на автоматизацию звука в слогах! И не скучно, и можно закрепить произношение поставленного звука в слогах и тем самым подготовить к произнесению звука в словах.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., Аркти, 2007 г.
  2. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.//Логопед для ДОУ. Сборник материалов. М., 2005 г.
  3. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [з], [з'], [ц] (Логопедическая тетрадь). Ярославль, Академия развития. 1996 г.