В последнее время здоровье подрастающего поколения стало ухудшаться. По данным Минздрава России численность детей с заболеванием эндокринной системы, расстройством питания и нарушением обмена веществ с 2010 года увеличилась почти на 1,5%. А с заболеванием органов дыхания и нервной системы с 2005 года на 3%. [2]
Сегодня задача учителей физической культуры не только развитие физических качеств, но и укрепление физического здоровья детей.
Специалисты ВОЗ определяют здоровье как “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, не только отсутствие болезней и физических дефектов. [3]
С точки зрения ведущих Российских ученых, “здоровье человека – это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни”. [1]
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его систем. [1]
С 2 сентября 2013 года по 25 января 2014 года мы проводили педагогический эксперимент, целью которого было определение уровня физического здоровья учащихся средних классов. Эксперимент проводился на базе ГБС(К) ОУ школы № 9 VIII вида. Участвовало в исследовании 50 человек (35 девочек и 15 мальчиков).
В начале сентября мы определяли уровень физического здоровья учащихся, используя экспресс-оценку соматического здоровья школьников по Г.Л. Апанасенко. В результате показатели оказались очень слабыми: 90% учащихся имели ЖЕЛ (>1000 мл) ниже среднего, у 70% сила кисти ниже среднего и 30% имели низкий уровень. Почти 90% учащихся имеют низкий уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы (АД, ЧСС пок., индекс Руффье). Начальное обследование показало, что учащиеся имели низкий уровень физического здоровья.
На протяжении 2-х учебных четвертей на уроках физической культуры использовались различные фитнесс-технологии. Дети с различными нарушениями в умственном развитии выполняли упражнения под специально подобранную музыку. Музыка создает благоприятный фон и дети занимаются с удовольствием. Использовался различный фитнесс инвентарь: скакалки, фитболы, гимнастические коврики, эспандеры, велотренажеры и т.д.
Нашей задачей было, используя разработанную нами новую программу по физической культуре, укрепить и повысить уровень физического здоровья учащихся. К концу исследования был проведен повторный педагогический эксперимент. 70% учащихся имели средний уровень ЖЕЛ, 65% имели средний уровень в показателях силы кисти, 60% имели средний уровень в показателях функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
Мир не стоит на месте. Все кругом меняется. Появляются новые технологии, которые мы должны осваивать. Кто позаботиться о здоровье наших детей – только мы сами!
Используемая литература:
- Апанасенко Г.Л. Диагностика индивидуального здоровья// Валеология, 2002 с. 350 с.
- Здравоохранение в России. 2013: Стат. Сб./ Росстат. – М., 2013 – 380 с.
- Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. Учебное пособие. М., 2006. – 206 с.