Урок русского языка по теме "Род несклоняемых имен существительных". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Пояснительная записка

Образовательное учреждение МБОУ “Лицей №1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк”
Класс (возраст) 5
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс УМК под редакцией А. Д. Шмелева, И. А. Флоренской, Ф. Е. Габович, Е. Я. Шмелева, Москва, Вентана-Граф, 2012г.(урок по ФГОС)
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) Презентация
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) Компьютер, проектор, экран
Цели, задачи материала • познакомиться с понятием “несклоняемые существительные”; • учиться определять род несклоняемых существительных по контекстному окружению и с помощью словаря, а также уметь употреблять их в речи; • отрабатывать правильное произношение некоторых иноязычных слов.
Краткое описание работы с ресурсом  (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). Урок проводится после изучения склонений существительных с использованием групповой работы.
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет-источники Источники: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/75dfb919-ae4e-4811-aa20-fe0ca45d78e0/60313/?interface=pupil&class=47&subject=8

Цели урока:

  • познакомиться с понятием “несклоняемые существительные”;
  • учиться определять род несклоняемых существительных по контекстному окружению и с помощью словаря, а также уметь употреблять их в речи;
  • отрабатывать правильное произношение некоторых иноязычных слов.

I этап урока: организационный, мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы будем работать с помощью волшебных резинок. Покажите с помощью рисунка на резинке ваше настроение.

Продолжим создавать настроение с помощью блиц-вопросов по пройденному об имени существительном.

II этап урока: актуализация знаний.блц-опрос

III этап урока: пстановка учебной задачи:

Лексический диктант (см.презентацию приложение №3).

  • Как называют драчуна, зачинщика ссор и драк?

Забияка, задира

  • Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам.

Зевака

  • Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь.

Выскочка

  • Кто владеет левой рукой лучше, чем правой.

Левша

  • Шейный платок или шарф.

Кашне

Минута красивого письма.

“Маша, пожалуйста, подай мне кашне”, – произнёс Пётр.

Объясните постановку знаков препинания в данном предложении, составьте схему предложения.

Определите род имён существительных.

Просклоняйте существительное кашне. Что вы заметили при изменении слова?

IV этап урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Сформулируйте тему урока и попробуйте определить, чем мы будем заниматься на уроке (5 слайд).

Работа с опорным материалом учебника (стр. 129-130). Отметьте ключевые слова в тексте параграфе.

– Какая информация о роде существительного вам знакома?

– Что нового вы узнали?

– Что вызвало затруднение?

– Что требует разъяснения?

– А есть в классе несклоняемые имена, фамилии?

Работа с ЭОР. Определить род несклоняемых сущ.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/75dfb919-ae4e-4811-aa20-fe0ca45d78e0/60313/?interface=pupil&class=47&subject=8

V Этап урока: Физкультминутка. (Приложение №1 – музыка)

VI этап урока: Закрепление изученного.

А) Работа с аудиоприложением (упр.44) (Приложение №2)

I вариант – записать несклоняемые.

II вариант – записать сущ.среднего рода.

Б) Орфоэпическая минутка.

Произнесите правильно следующие слова: парикмахер, маэстро, кафе, шоссе, радио, купе, купейный.

Пари[к]махер, ма[э]стро, ка[фэ], шо[сэ], ради[о], ку[пэ], но ку[п’э]йный.

В) Творческое письмо (7 слайд)

Составьте словосочетания из данных существительных с прилагательными, определите род.

Сочи, пальто, фламинго, такси, метро.

Г) Взаимопроверка.

Критерии:

“5” – нет ошибок;
“4” – 1– 2 ошибки;
“3” – 3 – 4 ошибки;
“2” – 5 и более ошибок

Восстановите текст странички. В Африке учёный вёл дневник. Одна страничка пострадала от дождя. Помогите ему прочитать эту страницу.

Язык местного населения – суахили. Приходится его учить. Ну и труд… же язык. Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах хижины небольш… жалюзи. Скучаю по родине, вспоминается широк… авеню, что виднел… из окна моей квартиры. Очень устаю. Единственное спасение – крепк… чёрн… кофе. Одна чашечка так… кофе сразу поднимает работоспособность. Туземцы подарили мне говорящ… какаду и маленьк… забавн… шимпанзе, котор… я назвал Артур.

Д) работа по слайду 9.

VII этап урока: Рефлексия. Лист самооценки. Что нового мы узнали на уроке?

  1. Если все понял и поможешь другу – красный цветок приклей.
  2. Если все понял, но есть сомнения – зеленый цветок приклей.
  3. Если плохо понял – желтый.

Итоги урока. (Оценки, домашнее задание)

Приложение