Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи

Разделы: Работа с родителями


План:

  1. Актуальность проблемы.
  2. Организация взаимодействия педагогов и семей воспитанников.
  3. Основные направления взаимодействия ДОУ с семьей.
  4. Формы, методы и средства взаимодействия.
  5. Заключение.

Актуальность

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы), то для родителей наиболее значимо – как “вписывается” и в режим, и в реализацию программы их ребенок.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.

Сотрудничество – это “общение на “равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.

Каков же портрет современного родителя? Современный родитель он ни хороший, ни плохой – он просто соответствующий своему времени. Он то боится оказаться плохим, некомпетентным воспитателем, то как будто старается подчеркнуть свое безразличие к социальным рамкам и требованиям к родительству. Очень много родителей на сегодня заняты обеспечением материального благополучия семьи, совсем мало времени остается на общение с детьми.

С другой стороны можно отметить и то, что современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации в области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Здесь возникает противоречие между имеющимся у родителей объёмом информации и недостаточным умением эффективно использовать её в практике воспитания собственных детей. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и популярной литературной информации непосредственно на практике. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Нетрадиционные формы работы с родителями – т.е. нестандартные, особенные, оригинальные, отличающиеся от общепринятого.

Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников посредством нетрадиционных форм является необходимым условием для:

  • привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью полноценного и своевременного развития ребёнка
  • целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения
  • формирования активной позиции воспитательной роли семьи

Организация процесса взаимодействия педагогов и семей воспитанников

Содержание взаимодействия педагогов и родителей в нашем ДОУ определяется методическими разработками таких авторов, как: Метенова, О.И. Давыдова. Е.П. Арнаутова.

Основной аспект плодотворного взаимодействия педагога и родителя, по мнению авторов, строится на принципах доверия, диалога, партнерства.

  1. Психология доверия. Родители, должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку. Воспитатели, в свою очередь не должны торопиться с оценками в его развитии.
  2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.
  3. Информация должна быть динамичной. Минимум раз в неделю необходимо обновлять материал на стенде для родителей (таблица контроля в приложении).
  4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, присутствовать на занятиях, во время режимных моментов, практикуется в “Дни открытых дверей”, по просьбе педагога, либо по желанию родителей.
  5. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания (собрания-дебаты, индивидуальное общение, встречи по интересам в “Родительском клубе”)
  6. Дифференцированный подход. Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания (например, детское упрямство, застенчивость, капризы, беспокойный сон)

Реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями осуществляется в нескольких направлениях:

Основные направления взаимодействия ДОУ с семьей

Направление

Формы

Рекламное

  • Стенды
  • Дни открытых дверей
  • Работа сайта ДОУ
  • Публикация
  • Сотрудничество со СМИ

Диагностическое

  • Анкетирование
  • Опросы
  • Беседы
  • Тестирование
  • Комплексные исследования
  • Работа почтового ящика

Психолого-педагогическое

  • Наглядная педагогическая пропаганда
  • Родительские собрания
  • Консультации
  • Беседы
  • Тренинги
  • Игра
  • Работа “Родительского клуба”
  • Мастер классы

Непосредственное участие родителей в образовательном процессе

  • Участие родителей в проектно-познавательной деятельности детей
  • Участие родителей в трудовых, спортивных, культурно-досуговых мероприятиях

Формы, методы и средства взаимодействия педагогов и семей воспитанников

Наиболее продуктивные и интересные формы работы, как отмечают сами родители это:

  • групповые собрания в форме дебатов, ток-шоу, с включением игровых моментов, с приглашением специалистов,
  • “Родительский клуб”, мастер классы для родителей
  • “Дни открытых дверей”,
  • проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники, соревнования, дни театра, экскурсии и т.п.);
  • организация проектной деятельности педагог – дети – родители
  • оформление наглядной педагогической пропаганды, газета для родителей

Традиционной формой работы с родителями в любом образовательном учреждении является родительское собрание. Мы проводим собрания в нетрадиционных формах.

Собрания

Собрания – как форма сотрудничества дают возможность родителям ближе узнать содержание воспитательно-образовательной работы в ДОУ, а педагоги узнают особенности воспитания в семьях наших детей. Приобщение родителей к жизни детского сада создаёт ситуацию, в которой папы и мамы размышляют над проблемами воспитания, им доставляют удовольствие совместные с ребёнком игры, общая командная победа. Всё это сплачивает семью, повышает её педагогическую культуру.

Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Мы считаем, что собрания, консультации для родителей важно построить так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, т.к. современные родителя не захотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям материал и проводится не для “галочки”, а для пользы дела. Н.М. Метенова рассматривает нетрадиционную методику проведения. Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Мы разработали этапы или методы работы педагога с родителями с целью привлечения родителей к посещению собрания.

  1. Обдумать оригинальное нестандартное название мероприятия.
  2. Лично пригласить, поинтересовавшись удобным временем для посещения, предоставив выбор, не позже чем за неделю-две до собрания.
  3. Заинтересовать объявлением по собранию в рекламной форме (оформить рекламный буклет), оставив недосказанность, интригу.
  4. Включить в собрание выступление детей по теме собрания, видеозапись и др. сюрпризные моменты, проинформировав об этом родителей.

Начнем с первого этапа “обдумать оригинальное нестандартное название”.

1. Оригинальное название и приглашение на мероприятие имеют большое значение в привлечение родителей к самому мероприятию, чем интересней оно будет называться и чем эмоциональней будет продуман текст приглашения, тем больше шансов, что мероприятие посетят наибольшее количество родителей. Придумать название не сложно, главное, чтобы оно затрагивало современные запросы общества, запросы родителей, завуалировав тем самым скучную по меркам родителей педагогическую тему. Например, тема общего родительского собрания “Мой ребенок будущий миллионер”, цель показать родителям, что у ребенка миллион возможностей, задатков, талантов нужно их только помочь раскрыть, а поможет в этом игра. Всеобуч для родителей по сюжетно-ролевой, дидактической игре, а также играм-макетам, которые несложно сделать дома совместно с ребенком. Следующее собрание “Искусство самопрезентации. Ребенок и общество”. Цель: помочь родителям понять важность развития речи в дошкольном возрасте, научить родителей некоторым приемам развития речи.

2. Конечно, немало важным является и то, когда и как вы пригласите родителей на собрание или другое мероприятие информационного, просветительского характера.

Начнем со времени “когда”, под понятием времени в данном случае подразумевается насколько заранее, вы приглашаете родителей за день, два или неделю до собрания. За две недели до собрания это оптимальный период времени, когда родители могут скоординировать свои планы. Вы можете в течение этого времени готовить их к мероприятию посредством приглашений, объявлений, индивидуальных бесед и др. Раньше, чем за две недели возможно родитель передумает из – за длительной отсрочки мероприятия, а позже не успеет проникнуться идеей. Во все нужна мера.

3. Как пригласить на собрание? Есть некоторые тонкости и в этом вопросе. Можно кратко изложить тему собрания, оставив недосказанность. Включить в приглашение текст, который заинтересовал бы родителей темой собрания, это могут быть выдержки из актуальности темы, например,

Дорогие наши мамы и папы”

В преддверии праздника “День семьи” приглашаем Вас посетить конференцию на тему “Ребенок и компьютер или ребенок и книга”.
Бесконечное сидение у телевизора, компьютера может отрицательно сказаться на здоровье ребенка, на его поведении, на взаимоотношениях в семье.
Специалисты утверждают, например, что немало семей распадается оттого, что семейный ужин, который еще недавно был символом семейного счастья, с появлением телевизора превратился в “кинозал”.
Отсутствие общих тем для разговора, глухое недовольство тем, что включили не тот канал, не тот фильм, не ту передачу, – все это отнюдь не способствует укреплению семейных уз.
Однако периодические просмотры телевизионных передач, работа с компьютером не могут принести так уж много вреда…
Какие плюсы и минусы СМИ и книг для семьи вы можете узнать на конференции. Приглашаем Вас, будем очень рады, обещаем интересную форму проведения.
Конференция состоится 20__ года
в музыкальном зале в 17.30”

4. Также посещаемость собрания возрастет во много раз, если вы включите в план собрания выступление детей группы, видеозаписи с детьми, что очень интересно всем родителям.

Cобрание “Искусство самопрезентации. Ребенок и общество”.

Уважаемые родители!

Все родители без исключения, хотят видеть своих детей здоровыми и успешными. Чтобы они шли по жизни с гордо поднятой головой и были уверены в себе.
А для этого не мало важно овладеть искусством самопрезентации. Что же такое самопрезентация, какие ее главные составляющие вы можете узнать на родительском собрании, которое пройдет …..в……
Также для вас выступят дети со сказкой…..
Приходите, будем рады встрече с вами!!!

Но если собрание было не продумано в плане организации, подбора материала оно обречено на неудачу, а вместе с тем в следующий раз родители десять раз подумают прийти ли к вам на мероприятие. Мы выявили следующие возможные положительные и отрицательные стороны организации и проведения собрания:

положительные

отрицательные

Нетрадиционная форма проведения (конференция, дебаты, мастер-класс, деловая игра и др.)

лекция

Ограничено во времени

Собрание длится больше 1 часа

Тема для собрания взята по запросу родителей, по проблеме группы, ДОУ

Тема без учета возможных трудностей, интересов родителей

Качественно подготовленное собрание

Слабое, плохо подготовленное собрание

Проходит в форме диалога. Родители непосредственные участники, обсуждают, спорят, доказывают

В форме монолога. Родители только слушают.

Привлечение узких специалистов ДОУ, выступления детей (музыкальная композиция, сценка, подарки друг другу)

Выступает один воспитатель

Исходя, из всего выше сказанного можно прийти к выводу: для того, чтобы мероприятие прошло успешно воспитателю необходимо заинтересовать родителей, узнать интересы и вопросы самих родителей, привлечь их внимание к проблеме, качественно подготовить собрание, что нетрудно сделать, используя все выше перечисленные методы.

Родители регулярно (и многие с удовольствием) посещают родительские собрания. Практически во всех группах родители активно включались в обсуждение педагогических проблем, связанных с воспитанием собственного ребёнка. Вот только некоторые отзывы о проведенных собраниях:

“Огромное спасибо организаторам за создание и проведение этой конференции “Искусство самопрезентации”. Все предоставленные доклады, игры и упражнения были интересными и познавательными…” И.В. Рочева

“Собрание понравилось, особенно, тем, что можно было активно дискутировать на определенную тему. Очень много полезной информации и позитива. Спасибо организаторам” Захарова.

Родительский клуб

Это одна из интересных форм работы, которая имеет большой успех у родителей детей разных возрастных групп. Прежде, чем начать работу в данной форме, были запущены опросники с перечнем тем на выбор родителям. Затем составлялся план работы по актуальным темам для родителей и готовился материал информационного и практического характера. Вот некоторые из тем родительского клуба: “Страна пальчиковых игр. Развитие мелкой моторики руки”, “Права детей. Кто их защитит”, “Досуг семьи – как его проводить”. Родители во время таких встреч узнавали новое для себя в плане воспитания, обучения детей, а также могли обсудить некоторые трудности в общении с детьми по данной теме друг с другом. Также большое удовольствие родители получали при выполнении какого– либо практического занятия, которое потом могли дома применить вместе с ребенком (бумажная пластика в изо деятельности, пальчиковые игры, игры – забавы своими руками и многое другое).

Дни открытых дверей (технология организации)

По мнению авторов: О.И. Давыдовой, Л.Г. Богославец, А. А. Майер появление у родителей желания разобраться, чем живет, чем занимается ребенок в детском саду, можно считать убедительным доказательством эффективности проделанной с ними работы. Проанализируем наиболее распространенные виды проведения Дней открытых дверей, практикуемые в нашем ДОУ. Основной критерий анализа – цель, поставленная коллективом педагогов. Одна из них – ознакомление родителей вновь прибывших детей с детским садом, распорядком дня, деятельностью детей, требованиям к ним. Характерно, что первый для родителей День открытых дверей иногда дает два противоположных эффекта: один успокаивает настолько, что почти снимает дальнейший интерес к жизнедеятельности ребенка в детском саду (“Там все так хорошо устроено, что не о чем беспокоиться). Другой, напротив, побуждает этот интерес (“Я и не думал, что с малышом столько проблем”).

Дни открытых дверей на сегодня, самая популярная форма среди родителей взаимодействия с ДОУ. Педагоги приглашают родителей в один из дней, информируют заранее о мероприятиях, проводимых в детском саду. Так как в основном родители работают, то могут выбрать режимный момент или занятие, время посещения, когда им удобно будет прийти в группу. Родителям предлагается понаблюдать за ребенком в разных ситуациях: на занятии познавательного характера, на музыкальном, творческом (рисование, лепка) занятии. В игровой деятельности, когда можно увидеть, как взаимодействует ребенок со сверстниками. И просто узнать, чем живет ребенок в детском саду.

Рассчитывая на результат, о чем говорилось выше, педагогический коллектив стремиться “озадачить”, а не успокоить родителей воспитанников. День открытых дверей предоставляет для этого наилучшие возможности благодаря особой наглядности: ребенок наблюдается в обычной для него обстановке, его действия и поведение воспринимаются в контексте реальных взаимоотношений с окружающими. Данная форма работы с родителями отличается тем, что в ней познавательное начало как бы скрыто за внешней видимостью обычного знакомства с жизнью детей. Подготовить хорошее занятие, организовать игру или обогатить воспитательными приемами прогулку-это всего лишь полдела. Не менее важно найти формы объяснений, позволяющие действительно научить даже тогда, когда человек на это не настроен: он шел в детский сад, руководствуясь желанием просто посмотреть.

Подготовка к открытому занятию для родителей включает не только моменты, предусмотренные методическими рекомендациями, но и тщательное обдумывание сведений, сообщаемых присутствующим. Объяснения даются вначале (вступительная беседа) и в конце как заключение. Они должны быть изложены последовательно и в доступной для родителей форме.

Наиболее рациональна следующая структура вступительной беседы: вначале сформулировать воспитательные цели, затем указать, какая задача ставится перед детьми и каким образом они должны ее разрешить. Анализ должен касаться особенностей деятельности успеха или неуспеха.

Помимо дифференцированного подхода возникают требования к отбору деятельности для наблюдения. Успешность любых видов деятельности определяется тем, как дети овладели необходимыми знаниями и умениями. Важно довести до сознания родителей, что занятия с ребенком (физические упражнения, изобразительное творчество, ручные поделки и т.д.) помогут ему достичь лучших результатов. Если же объект наблюдения носит показательный, а не учебный для родителей характер, то и требования к нему иные (тогда его следует отнести к разряду досугов, развлечений). Участие родителей в досуговых мероприятиях также способствует установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создают атмосферу праздника, радости и взаимопонимания. Вместе с тем любые соревнования чреваты для дошкольников сложными переживаниями, поэтому требуют большой осторожности и не могут проходить без комментария взрослого, умело расставляющего нужные акценты.

Газета для родителей

Ещё одна новая форма взаимодействия педагогов и родителей – родительская газета. Выпуском газеты “Здоровый образ жизни детей в детском саду и дома” нам хотелось придать новизну практике взаимодействия семьи и детского сада в направлении “Физическое воспитание”, обеспечить единства физического воспитания в детском саду и дома. Задачи, способствующие реализации данной цели: оказание родителям квалифицированной психолого-педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей дошкольного возраста; обеспечение своевременной информации об особенностях работы нашего дошкольного учреждения, о событиях, происходящих в детском саду.

Мы решили, что газета поможет сделать интересный семейный опыт доступным для всех желающих, а тех родителей, которые не очень интересуются проблемами воспитания, тем или иным способом вовлечет в совместную с воспитателями и детьми работу. И это удалось сделать.

Групповая родительская газета стала эффективным способом педагогического информирования родителей о возможных мероприятиях с детьми дома и в саду по проблеме укрепления здоровья дошкольников, развитии их двигательной активности.

Преимущество групповой газеты в том, что она строго ориентирована на конкретных родителей, учитывает уровень их образования, запросы, интересы. А, главное, газета пишет о наших детях, их достижениях и их проблемах. Газета читается родителями. Газета для родителей, среди прочих достоинств, обладает еще одним неоспоримым качеством – здесь совершенно исчезает элемент принуждения, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можно читать, можно просмотреть, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка.

Выпуск газеты – достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки, ведь нужно продумать саму форму, т.к. наша газета не традиционная как из типографии, а сделанная своими руками. Все педагоги, работавшие над выпуском газеты, искренне стремились выполнить это дело компетентно и качественно. Основные критерии, на которые ориентировался педагог при выпуске газеты:

наличие информации о:

  • мероприятиях группы с детьми в данном направлении
  • информационных рубрик с привлечением специалистов, ст. медсестры
  • эстетичность, оригинальность оформления газеты
  • размещение в уголке для родителей
  • отзывы родителей о газете

Мы убеждены, что газета хоть и не главная, но важная форма взаимодействия детского сада и родителей. Она и способ педагогического информирования семьи, и средство развития творческих способностей педагогов.

Проекты взаимодействия ДОУ и семьи

В рамках акции “Берегиня”, целью, которой стало привлечь внимание детей и родителей к масштабной вырубке елей в преддверии новогодних праздников. Параллельно проводилась работа с целью решения годовой задачи: “Воспитывать у дошкольников экологическую культуру поведения через осознание детьми ценности природы”. А также обратить внимание родителей на речевое развитие детей, помочь составить ребенку сказку. Проходила следующая работа: родители совместно с детьми проявляли творчество и фантазию по изготовлению елок из бросового материала, которые впоследствии могли стать украшением дома. Составляли сказки с детьми “Экологические сказки”, развивая речь, воображение, фантазию. Родители вместе с детьми придумывали истории про новогоднюю елочку, оформляли семейную книгу. Затем организовывалась выставка книг в вестибюле группы. По итогам проекта все семьи принявшие участие были награждены благодарностями от Деда Мороза и поощрительными призами (для дальнейшего творчества: карандаши, альбомы, краски, мелки). Дети, родители и сами сотрудники остались довольны после проведенной акции.

Продолжением стали последующие проекты с родителями в речевой группе в рамках тематической недели “Комнатные растения”, дети и родители составляли рассказы на данную тему, в старшей группе возрастной нормы был дополнен проект “Мини музей в группе “Мой любимец”, выставкой рисунков детей и составлением рассказов о домашних питомцах.

Социальный педагог проводила проект “Твои корни, малыш”. Здесь родители консультировались по правилам оформления генеалогического древа. Совместно с детьми изготовили семейное древо. С детьми проводились занятия, беседы. Итогом проекта стало награждение победителей, причем право выбора победителя был представлен самим родителям.

Заключение. Полагаем, что сегодня можно говорить о положительных результатах взаимодействия педагогического коллектива и семей воспитанников: детский сад имеет достаточно высокий рейтинг среди родителей и других дошкольных образовательных учреждений, родители поддерживают педагогов и откликаются на наши предложения и начинания.

Коллектив детского сада сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования; представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменение социального состава родителей (одиночки, семейные пары, безработные, очень обеспеченные и т.д.), их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого специалисты должны менять формы и направления работы детского сада с семьей.

Библиографический список:

  1. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М., 2004 (беседа десятая “Создаем в дошкольном учреждении уют для детей и родителей.
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья.– М.:Изд. Дом “Карапуз”, 2001
  3. Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания.-2-е изд., стереотипное.-М.: Глобус, Волгоград:Панорама, 2007
  4. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – (Приложение к журналу “Управление ДОУ”) Рассматриваются инновационные формы работы с семьей в условиях открытости дошкольного учреждения и новой философии.
  5. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие, -2-е изд. –М.: Айрис – пресс, 2007
  6. Метенова Н.М. “Взрослым о детях”.
  7. Метенова Н.М. “Родительские собрания в детском саду.