Проектная технология на уроках русского языка. Тема: "Фразеологизмы". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Обоснование выбора проектной технологии и оценка её эффективности

Метод проектов формирует исследовательские, информационные, коммуникативные компетенции, дает возможность развивать у ребенка  творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.

Технология проектной деятельности может использоваться практически при изучении любой темы. При обобщении,  закреплении и повторении учебного материала этот метод очень эффективен. В работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности; как взаимопомощь, желание и умение сопереживать. Формируются творческие способности и активность детей. Проектная технология способствует развитию социально - коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка, выявляет его индивидуальность, повышает профессиональную компетентность самого учителя.

В процессе проектной работы учащиеся самостоятельно добывают нужную информацию, анализируют и объединяют индивидуально собранные материалы в единое целое, повышая свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.

Цели урока: формировать умения:

  • самостоятельно находить информацию в разных источниках и целесообразно пользоваться ею,
  • делать выводы,
  • коллективного планирования, взаимопомощи в группе,
  • презентационные умения,
  • навыки оценочной деятельности.

Задачи урока:

1) расширение знаний учашихся по теме “Фразеология”.
2) научить школьников находить ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов, продолжить работу по предупреждению данного вида ошибок;
3) развивать умение ччашихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи;
4) обогащение словарного запаса учашихся;
5) повышать речевую культуру школьников, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.

Работа над проектом

1. Организационный момент.

Выбор темы проекта, определение количества участников, работающих над проектом. (Презентация учителя)

Планирование учителем этапов работы (Приложение 1)

Чтобы больше узнать о таком удивительном явлении русского языка как фразеологизмы, мы сделаем проект на эту темy, предварительно поделимся на группы, каждая из которых будет иметь свою подтему. Мы обобщим все известное об устойчивых сочетаниях а также узнаем много нового и интересного, а также научимся находить ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

Проект “Ах, эти фразы!” (буклет)

2. Выявление проблемы.

(Вопросы и материал, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики, осознание и формулировка их учащимися).

– Миша, заруби себе на носу — на уроке надо внимательно слушать учителя.

– Но ведь это больно — рубить себе нос!

– Ты меня не так понял. Не считай ворон на уроке, не сиди сложа руки, не витай в облаках и не клюй носом. Не сиди как вкопанный и не тяни канитель.

– Ничего не понял, Иван Иванович!

– Ребята, почему Миша ничего не понял?

Знания фразеологии, умелое использование ее – неотьемлемая часть речевой культуры человека. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Эти маленькие поэтические произведения, полные ярких образов, построены, нередко, на прекрасных созвучиях и рифмах.

Они приносят радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учат ценить в жизни честность и справедливость.

– Что такое фразеологизмы?

– Где можно узнать их значение?

– Каковы особенности фразеологизмов?

– На какие группы их можно разделить?

– Что известно о происхождении фразеологизмов?

– Всегда ли правильно мы употребляем фразеологизмы в речи?

Участники делятся на группы, выбирают темы своих проектов.

1 группа

Тема: “Что такое фразеологизмы? Где можно узнать их значение?”

Проблема: разные мнения на понятие “фразеологизм”.

2 группа

Тема: “Особенности фразеологизмов. Деление на группы”.

Проблема: на каие группы можны разделить фразеологизмы?

3 группа

Тема: “Происхождение фразеологизмов”.

Проблема: на какие группы можно разделить фразеологизмы по их происхождению?

4 группа

Тема: “Правильность употребления фразеологизмов в речи”

Проблема: всегда ли мы правильно употребляем фразеологизмы в речи?

3. Работа нал проектами.

Учитель нацеливает учеников на обсуждение возможных методов исследования, самостоятельный поиск информации, творческие решения.

Основные этапы проектной деятельности:

  • Анкетирование.
  • Нахождение информации.
  • Работа с источниками.
  • Наблюдение.
  • Анализ.
  • Обобщение и вывод.
  • Представление результатов — защита проектов.

Перед началом работы нужно:

  • Подумать над планом своей работы.
  • Распределить обязанности внутри своей группы.
  • Обсудить проблему в своих группах.
  • Использовать знания, полученные на уроках, и информацию из разных ресурсов и источников.
  • Анализировать данные наблюдений, обобщить их.

Лист работы группы

Что, где, как?

Основные материалы работы

Примечания учителя

Участники    
Распределение обязанностей    
Название исследовательской работы    
Цель работы    
Проблемы    
Необходимые элементы проекта (опрос, анкетирование и т.д.)    
План работы над проектом    
Ресурсы, которые мы собираемся использовать при работе    
Библиография, справочные материалы    
Форма защиты проекта    
Люди, которых мы хотим видеть на защите проекта    
Форма публикаиии    

4. Промежуточное обсуждение полученных данных в группах.

Участники проекта докладывает о промежуточных результатах.

5. Предзащита проекта

(Высказываются замечания, даются советы по окончательному оформлению результатов).

6. Защита проектов.

(Коллективное обсуждение, экспертиза, оппонирование, результаты внешней оценки, выводы). Лучшие работы публикуются в школьном издательстве “Творчество”, выставляются на сайте школы.

(Например, Презентация 3 группы)

Оценивание. (Приложение 2).

Приложение