Урок русского языка по теме "Письмо букв Й, й. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какое? какая? какие?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: формировать умение писать буквы й и Й, писать слова и предложения с этой буквой, развивать фонематический слух, мыслительные операции, воображение и речь учащихся, воспитывать общие учебные умения, внимание, любовь к русскому языку. Закрепить умение делить слова на слоги, когда согласная буква й стоит в слабой позиции(после гласной буквы).

Оборудование: сигнальные карточки (красные, синие, зеленые), образец буквы й краткое, рисунок радуги, [й].

Ход урока

1. Орг. момент. Все улыбнемся друг другу и пожелаем успехов.

- Какой у нас урок? Вспомним, как надо сидеть на уроке письма?

- Разомнем пальчики. (Выполняют разминку пальчиков.)

- Как правильно держать ручку? Возьмите ручку и покажите друг другу.

2. Оформление целей урока.-Предскажите тему урока.

- У.Письмо буквы й строчной и Й заглавной. Письмо слов и предложений с буквой й, Й.

- Сформулируем задачи урока.

Задачи урока.1. Изучить элементы буквы й, Й ,сравнить ее с другими буквами . 2. Научиться писать слова и предложения с буквой й краткое. 3. Закрепить умение делить слова на слоги.

3.

1) Анализ элементов буквы й краткое.

-Из каких элементов состоит буква й, Й ,в каких буквах встречаются ? 1). Й- состоит из двух палочек с закруглением внизу, встречаются в буквах ш строчной и заглавной, г,п,т , и, л, м, н,я, а, ы).

2).Показ учителем на доске письма строчной буквы: ставлю мел на верхнюю рабочую строку, пишу палочку с закруглением внизу на счет -раз, закругляю на счет -и, довожу закругление до верхней рабочей строки-2, закругляю на нижней рабочей строке-и. Письмо заглавной буквы Й под счет.

4. Работа в прописях.

1). Письмо 1 и 2 строки.

Характеристика звука [й.] (Согласный, не образует слог, звонкий, всегда мягкий). Оденьте звук [й] в красные башмачки.

-В каждой строке подчеркните одну самую красивую букву в строке.

2).Игра "Услышь меня". Давайте поиграем. Если изучаемый звук есть в слове, хлопните в ладоши. Если нет - топните. Красный, синий, желтый, зеленый,оранжевый, фиолетовый. -- - -Молодцы! Какую особенность заметили в словах?(Цвета радуги) -Поставьте вопрос ы к словам. (какой?) Выберем, на какой слог оканчивается слово красный (-ый), голубой (-ой_) Какая? голубая (-ая), небо какое? Голубое(- ое).Какие? голубые (- ые.) Слова ,которые отвечают на вопросыКакой? Какая? Какое? Какие? имеют окончания вопроса: -ой, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие.

3) Запись 3 строчки.-Что общего и различного в словах 3 и 4 строчки?(слоги прямые и обратные).

4) Прочитайте 3 строку хором. -Какое соединение буквы й с гласными буквами? (верхнее)

5) Ребята, можете ли вы сказать, чем похожи и чем различны слова 5 строчки? Определяем по букве й. (-буква й краткая пишется после гласной буквы-этим похожи. Различие-слово айва начинается с гласной буквы)

6) Разделите на слоги эти слова. Делим хором: мой-ка, лай-ка, йод, ай-ва.

7) Работа в паре. Сделайте вывод: Где пишется буква й в слоге а) в конце слова б)в середине после гласной 3)никогда не отрывается от гласной буквы. Запись слов собъяснением значения слов.

-У. Буква й пишется после гласной буквы , при переносе слова буква й не отрываеся от гласной буквы.

- Вот мы открыли новые знания!

8) Списать слова . На следующей строке разделить слова на слоги и записать: мой-ка, лай-ка, йод, ай-ва -1 ученик пишет на доске. Подчеркнуть гласную вместе с буквой й.

5. Работа с текстом. Словарная работа. Наборное полотно. Игра "День и ночь". День: На наборном полотне слово петух. Читаем слово, ставим ударение и выделяем безударную гласную.

Ночь: (закрыли глаза) Что изменилось в слове? День. На наборном полотне слово петушок.(суффикс -ок) Определите корень, назовите орфограмму в слове.

-Найдите безударные гласные в слове -перо-(перья), НАЗОВИТЕ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО. Назовите орфограмму.

Зеленые-(зелень) орфограмма- безударная гласная в корне - е. Безударную гласную подчеркнем одной чертой, проверочную гласную двумя чертами.

6. Физминутка. Подтянитесь на носочках столько раз, сколько пальчиков у нас.

1, 2, 3, 4, 5-топаем ногами.

1, 2, 3, 4, 5-хлопаем руками.

1, 2, 3, 4, 5-наклониться-3, 4.

И на месте поскакать: 1, 2, 3, 4, 5!

7. Работа в паре. Прочитать текст в паре. Разбор по вопросам. У кого жил петушок? Что на голове? Какой хвост у петушка? Какие перышки? Что описывает рассказ? (внешний вид петушка) Придумайте заголовок? (Петушок.) С какой буквой пишется первое слово в предложении? Какой знак ставится в конце предложения?

8. Списывание текста. Взаимопроверка.

9. Итог урока.

1) Какое открытие мы сделали на уроке? - (Узнали из каких элементов состоит й, буква - й в слоге не отделяется от гласной буквы,буква й-присутствует как в прямых так и в обратных слогах, при переносе слов с одной строки на другую буква й не отделяется от гласной буквы.

- У вас на партах лежат квадраты 3-х цветов. На счет 1, 2, 3-покажите квадрат нужного цвета для обозначения звука[й].

- Выполнили ли мы задачи урока? (Мы выполнили намеченные задачи урока).

10. Рефлексия собственной деятельности. Ребята, если вы считаете, что отлично трудились на уроке, то возьмите в руки фигуру красного цвета, если трудились хорошо, то фигуру синего цвета, если удовлетворительно, то возьмите фигуру зеленого цвета.