Цель:
- познакомить детей с их правами, отработать бесконфликтные способы отстаивания своих прав;
- показать взаимосвязь прав личности с правами других людей;
Материал занятия: ватман, маркеры, карточки с заданиями, таблички (юристы, журналисты, социологи, политологи), цветные геометрические фигуры.
Ход занятия
У каждого человека есть права и обязанности.
- Права – это...
- Обязанность - это....
На сегодняшнем занятии мы поговорим, обсудим права, которые имеют дети, т.е. вы, ребята и ваши сверстники. Но прежде чем мы приступим, мне хотелось бы напомнить правила работы в нашем классе:
- Каждый имеет право высказываться.
- Никто никого не критикует.
- Не перебивай!
- Уважай мнения другого.
а) Игра активатор
(метод “Шести думательных шляп” Э. Д. Боно).
б) Какие права детей вы знаете?
(дети отвечают по очереди, ответы фиксируются на доске).
в) Просмотр детских театральных миниатюр (инсценировка отрывков из сказок, где нарушаются права героя).
Учитель делает выводы.
Ребята, каждый из вас получил домашние задания. Я попрошу вас разойтись по своим “офисам”
(рассаживаются по группам):
- Журналисты подготовили анализ публикации, в которых поднималась проблема нарушения прав ребенка.
- Юристы провели литературно-правовую викторину по сказкам.
- Социологи в начальных классах провели социологический опрос “Нарушают ли взрослые права детей?”.
- Политологи в классе опросили детей, родителей.
Каждая группа делает сообщение по выбранному вопросу.
Вопрос для обсуждения: что было самым сложным при подготовке проекта?
Разделим всех учеников на подгруппы с помощью цветных геометрических фигур.
В каждой подгруппе выбирается докладчик, хронометрист, секретарь.
На выполнение задания даётся время 5-7 минут.
Задания:
- Разыграйте ситуацию, где нарушаются права ребенка.
- Разработайте и напишите 5 новых прав для детей, необходимых по вашему мнению.
- Разработайте заповеди для родителей, чтобы они не нарушали права ребенка.
Подведение итогов.
Расскажите о том, что показалось вам самым важным, полезным, интересным для вас сегодня.
Поздравления с окончанием работы над проектами.
Использование метода проекта в начальной школе предусматривает основную цель личностно-ориентированного обучения и воспитания: создания оптимальных условий для развития и становления личности, как субъекта обучения. Метод проектов формирует личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и могут быть усвоены вербально (через рассказ, пояснение). Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.