Урок геометрии по теме "Метод координат". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цели урока:

  • Образовательная. В процессе проведения данного урока учащиеся должны повторить пройденный материал, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках, развить и закрепить навыки решения задач, обобщить материал, как систему знаний. Осуществляется контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся, полученными при изучении темы “Метод координат”.
  • Развивающая. Активизировать деятельность учащихся на уроке. Развивать у них грамотное математическое мышление и культуру речи, умение формулировать свои мысли, пользоваться зрительной и слуховой видами памяти.
  • Воспитательная. Обучать умению управлять своим поведением во время урока. Подчиняться требованиям коллектива, прививать коммуникативные навыки при работе в группах. Создать условия для реальной самооценки учащихся. воспитывать у учащихся познавательный интерес, чувство взаимопомощи;

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Место проведения: учебный кабинет

Средства обучения:

1. Учебник “Геометрия 7-9”(авторы Л.С.Атанасян и другие, 2013г)

2. Компьютер, мультимедийный проектор,

3. Слайд-презентация, раздаточный материал (тесты, карточки)

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний учащихся
  3. Закрепление знаний
  4. Физкультминутка
  5. Самостоятельная работа
  6. Историческая справка
  7. Домашнее задание
  8. Итог урока.
  9. Билетик на выход

1. Организационная часть урока.

Проверка готовности к уроку. Опрос дежурных об отсутствующих.

Дети сидят в группе по 4 человека. Приветствие (партнер по лицу, по плечу; партнер А, Б. МЭНЭДЖ МЭТ - инструмент для управление классом)

Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.

2. Актуализация знаний

Мы живём в реальном мире, и для его познания нам необходимы знания. Но прежде, чем подняться на следующую ступеньку, нужно убедиться, что мы крепко стоим на ногах, имеем хорошие, прочные знания по изучаемой теме.

1).Проверка домашнего задания.

Два ученика пишут домашнее задание на доске, после доска закрывается. Далее ученики берут в руки тетради с домашним заданием и карандаши и встречаются с другом, с которым у него назначена встреча в 3 часа (структура КЛОК БАДДИС ). В течение 1 минуты они разбирают домашнее задание и ставят друг другу карандашом оценку. Садятся на свои места и теперь проверяют с доски домашнее задание.

2) Фронтальный опрос

Делимся ответами друг с другом по очереди более одного круга (структура КОНТИНИУС РАУНД РОБИН )

1. Правила нахождения координат суммы двух векторов (Обсуждают по кругу. Начинает Ученик №2 стол №1)

2. Правила нахождения координат разности двух векторов (Начинает ученик №2 стол№2

3. Правило нахождения произведения вектора на число (Обсуждают по кругу. Начинает ученик №2 стол №2)

4. Как найти координаты вектора через координаты его начала и конца? (Обсуждают по кругу. Начинает ученик №2 стол №3).и тд.

5. Как найти координаты середины отрезка, зная координаты его начала и конца?

6. Какая формула позволяет вычислить длину вектора по его координатам?

7. Какая формула используется для вычисления расстояния между двумя точками по их координатам?

8. Какой формулой задаётся уравнение окружности? Что вы можете сказать о точках с координатами (х00)?

9. Уравнение прямой в прямоугольной системе координат?

Проверим правильность ваших ответов (слайд1-3) Когда вы уже в командах поделились своими ответами, мы хотим услышать ответы некоторых участников.

(Стол №1 ученик №4, и тд....Проверим ваши результаты)

Вот видите, сколько необходимо знать, а всякое знание должно перейти в умение и навык. На следующем уроке у нас контрольная работа по данному материалу. А сегодня на уроке мы с вами будем: (слайд 4)

- обобщить и систематизировать знания и умения;

- подготовиться к контрольной работе;

- совершенствовать навыки решения методом координат;

Это наши общие задачи, а у каждого из вас есть и свои личные, которые вы попытаетесь решить в ходе урока.

3) Открыли тетради, записали число, тему урока (слайд5) Решение задач по теме: “ Метод координат”

3. Закрепление. Решение задач.

1) Выполнение практического задания. Работа в парах.

Перед вами задание для работы в парах, выполните работу в тетрадях (10 мин), консультируясь с соседом по плечу. Затем каждый из вас проговаривает свой ответ в течении 30 сек. (Структура ТАЙМД-ПЭА ШЭА).

- Начинаем решать задачу, затем взаимопроверка в парах.

Задача. Дано А (-4:-4), В (1:6), С (7:-2) (слайд 6)

а). Докажите, что треугольник равнобедренный,

б). Найти координаты вектора АМ, где М-середина ВС,

в). Найти длину медианы АМ,

г). Найти площадь треугольника АВС

4. Физкультминутка (упражнение для глаз)

Сядьте по свободнее, закройте глаза, расслабьтесь.

Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем... (два раза).
Сном волшебным засыпаем...
Дышатся легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают...
Отдыхают, засыпают... (два раза).
Шея не напряжена...
Губы чуть приоткрываются...
Всё чудесно расслабляется... (два раза).
Дышится легко... ровно... глубоко.

А теперь откройте глаза. Перерыв окончен.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Ученики в двух вариантах выполняют задания на рабочих тетрадях.

Тест, в нём 6 заданий. Время на выполнение теста 15 минут.

В “выбранный ответ” впишите букву, соответствующую верному, по вашему мнению, ответу. Участники №1,3 выполняют первый вариант, №2,4-второй вариант. После выполнения работы меняются партнерами по плечу, проверяют и оценивают работу, оценки ставьте карандашом.

(Структура Сималтиниус Релли Тейбл)

Тест

Вариант 1.

1. Если М(-3;4), N(-1;-5), то:

н) {-4;-1}; о) {-2;9}; п) {2;-9}.

2. Если {4;-2}, {6;-3}, = -2 + , то:

а) {-2;1}; б) {2;-1}; в) {2;1}.

3. Если О – точка пересечения диагоналей параллелограмма АВСD, А(3;-7), С(-5;-1), то:

б) О (4;-3); в) О (-1;-4); г) О (-4;3).

4. Если = 6 – 8, то:

и) | | = 2; к) | | = ; л) | | = 10.

5. Если окружность задана уравнением (х + 1)2 + (у – 2)2 = 16, то координаты центра и радиус окружности:

о) (-1; 2), r = 4; п) (1; -2), r = 16; р) (-1; 2), r = 16;

6. Принадлежит ли окружности, заданной уравнением х 2 + (у – 1)2 = 4, точка:

в) А (2;1); г) В (0;3); д) С (5;0).

Вариант 2.

1. Если А (2;-5), В (-4;-2), то:

д) {-6;3}; е) {6;-3}; ж) {-2;-7}.

2. Если {-3;-6}, {-2;4}, = – 3, то:

г) {3;18}; д) {-3;18}; е) {3;-18}.

3. Если АМ – медиана треугольника АВС, В(2;-5), С(-6;3), то:

к) М(-2;-1); л) М(4;-4); м) М(-4;4).

4. Если = -3 + 4, то:

я) | | = 1; а) | | = 5; б) | | = .

5. Если окружность задана уравнением (х – 2)2 + (у + 3)2 = 25, то координаты центра и радиус окружности:

о) (-2;-3), r = 25; п) (-2;3), r = 5; р) (2;-3), r = 5.

6. Принадлежит ли окружности, заданной уравнением х 2 + (у - 2)2 = 4, точка:

с) А (7;-3); т) В (2;2); у) С (3;1)

(Показать слайд 7 с правильными ответами)

Ключ к тесту

  1 2 3 4 5 6
1 вариант П а в л о в
2 вариант Д е к а р т

Критерий оценок: “5” -6зад, “4” -4-5 зад, “3” -3 зад. “2” - 1-2зад.

6. Историческая справка (слайд)

Какие слова вы получили? Если вы выполнили правильно все задания теста, то у вас получились фамилии известных людей. Почему я выбрала именно эти фамилии? Иван Петрович Павлов – великий учёный-физиолог, его высказывание служит эпиграфом к сегодняшнему уроку (прочесть), я думаю, что эти слова будут также напутствием вам в дальнейшем (просмотреть слайд 8 из презентации).

А Рене Декарт – французский математик и философ (просмотреть слайд 9 из презентации).

7. Задание на дом

Домашнее задание дифференцированное. Каждый ученик сам определяет, какой уровень сложности ему выбрать.

Задается по учебнику: вопросы к главе Х стр.249 (слайд 10)

  • 1 уровень  926(г), 948(б)
  • 2 уровень 926(в), 980

Дополнительное задание (по желанию ученика)

АВСD – квадрат. А(0; 0), В(0; 4), D(4; 0).

1. Найдите координаты вершины С.

2. Составьте уравнение прямой СР, если Р (1; -5). Лежит ли точка (-7; -28) на прямой СР?

8. Подведение итогов урока.

Подведём итог нашей работы.

  • Проанализируйте свой уровень знаний. Выполнили ли мы задачи урока?
  • Достигли ли поставленных целей? Если не получилось, подумайте, над чем надо поработать перед контрольной работой.

9. Билетик на выход

“Сегодня на уроке математики...”

1.Я научился...

2. Было трудно...

3. Сегодня я узнал...

4. У меня получилось...

5. Теперь я могу....

Спасибо за урок.