Урок окружающего мира по теме "Наблюдение процессов. Свойства кристаллов". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель учителя:

  • Подвести детей к осознанному пониманию процесса как смены состояний объекта (процессы разрушения и роста (кристаллизация в живой и неживой природе); к символической записи изменения объекта и чтения схематических записей процесса (представление изменений в виде схемы со стрелкой);
  • Продолжить наблюдение за процессом изменения объектов (физический и химический процесс).

Цели учащихся:

  • Находить отличия кристаллов от некристаллов;
  • Научиться распознавать кристаллы в окружающем мире;
  • Научиться наблюдать особым образом за процессом изменения;
  • Работать с учебным текстом, выделяя главную мысль; работать с определениями;
  • Получить практический опыт по выращиванию кристаллов.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • установка на совместную учебную работу в паре (умение выбрать отвечающего от пары, показать готовность отвечать);
  • установка на безопасное поведение (следование инструкции по проведению практической работы).

Метапредметные:

  • умение схематично представить процесс, обозначив исходное и конечное состояние объекта и переход между ними с помощью символов;
  • умение прочитать короткий текст, кратко сформулировать, о чём этот текст, выразить его главную мысль;
  • запоминание и уместное употребление терминов.

Предметные:

  • знание названий трёх агрегатных состояний воды ("лёд - вода в твёрдом состоянии", "вода в жидком состоянии", "пар - невидимая вода в газообразном состоянии") и процессов перехода между состояниями (испарение, конденсация ("образование капель"), замерзание, таяние);
  • умение обнаружить воду в разных состояниях (в природе, показать изображения на фотографиях, рисунках);
  • умение привести примеры природных процессов, в которых участвует вода (процессы растворения, роста сосульки и др.).

Оборудование и материалы:

Для экспериментальной работы: Соль (или медный купорос), кипяток, два стакана, шерстяная нить;

Для практической работы: кусок пластилина на каждого ребёнка;

Материалы урока: модели геометрических фигур; различные бытовые предметы, имеющие грани; чашки с кристаллами морской соли, крупами: рис, горох; карточки "Способы получения информации"; карточки с текстом на каждого ребёнка "Вода - хороший строитель"; инструкция по проведению домашнего эксперимента "Вырасти кристаллы соли"; карточки с рефлексивными шкалами; презентация "Ледяная Кунгурская пещера"; фото "Сосульки"; презентация "Камни и минералы".

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Ход урока

I этап урока (Мотивационный):

(Слайды ледяных фото (1)Ледяной Кунгурской пещеры)

- Что это? Где мы это можем видеть? Из чего сделаны? /Ледяные сосульки/

- Почему сделаны изо льда? Как узнали?

- Как они образовались?

(Рассказ о Кунгурской Ледяной пещере + показ слайд-шоу (2)):

Возраст Кунгурской ледяной пещеры составляет около 10-12 тысяч лет. Полная длина всех ходов пещеры - 5 км 600м. В пещере более 20 гротов, около 60 озёр. Кристаллы растут всю зиму и достигают необычайно крупных размеров, одевая пещеру в морозный ледяной наряд.

II этап урока (Целеполагающий):

(Слайды фото снежинки, куска льда, кристалликов снега)

- Что это? /Снежинка, лёд, снег/

- А из чего образовались снежинка, лёд и снег? /Из воды/

- В каком состоянии находится вода? /В твёрдом/

- Как можно одним словом назвать и снежинку и лёд и снег? /Кристаллы/

- Значит, что такое кристаллы?

Где можно найти ответ на вопрос? Какие способы получения информации вы знаете? /наблюдение, источники информации, спросить у взрослого/

(карточки) /Кристалл - это твердое тело, имеющее упорядоченную естественную структуру и форму правильного многогранника/

- Кристаллы могут быть разной формы, но у каждого кристалла есть грани (показ моделей геометрических фигур: тетраэдр, куб и др.)

III этап урока (Практический):

(Практическая деятельность учащихся - наблюдение и выявление признаков кристаллов: кристаллы морской соли, рис круглозёрный, горох дроблёный)

- Предлагаю вам рассмотреть вещества. Это кристаллы? Что лишнее, определите /рис, горох/. По каким признакам определили лищние вещества?

- Понаблюдайте за кристаллами /морская соль/. Назовите их признаки (форма, цвет, состояние, вкус, живое/неживое).

- Обобщите, какие признаки кристаллов вы выделили? /неживые, имеют много граней, твердые, прозрачные/белые/

IV этап урока (Моделирующий):

- Как вы считаете, кристаллы все одной формы? Какие бывают кристаллы?

- Посмотрим разные формы кристаллов /Презентация "Камни и минералы"/.

- Сделаем пластилиновые копии кристаллов пирита и сапфира (работа в парах - лепка форм кристаллов)

- Какие свойства кристаллов не удалось передать в пластилине? /твердость/

- Мы слепили по форме и цвету такие же, как на рисунке. Но это можно назвать кристаллами? /нет, кристаллы окружают нас в природе, мы сделали копии кристаллов/

- Рассмотрите окружающие нас предметы, предложенные вам предметы и определите, что будет являться кристаллом. Свой ответ поясните (учащимся предлагаются материалы для определения кристаллов: кристаллы пород, тумбочка, коробка, ткань в складку, геометрические тела, огранённые бусины и т.д.)

- Сделайте вывод: что такое кристаллы? /неживое, твердое вещество, у которого есть четкие грани/

V этап урока (Работа с источниками информации):

1. (Фото сосулек)

- Как вы считаете, сосульки это кристаллы? /Да, сосульки - это лед, а лед - это кристалл/

- Понаблюдайте и сравните две фотографии сосулек. Что можете сказать об этих кристаллах? /неживые, твердые, прозрачные/

- Но мы не видим четких граней? (Сосулька состоит из множества пластинок, которые слиплись вместе)

- Какое еще наблюдение можно сделать, рассматривая фото этих сосулек? /на фото сосульки разных размеров/

- Сосульки изменились? Изменилось их состояние? Как изменилось, что произошло с сосульками на 2-ом фото?

- Как называется такое изменение? /Процесс/

- Что называют процессом? /Процесс - это изменение (переход) состояния любого предмета или явления/

- Как записать схемой процесс изменения сосульки? (Работа на доске учащихся)

- Какой процесс мы наблюдаем с сосульками? /Процесс роста/

- Человеку присущ процесс роста? А растению, животному?

- Вы определили, что сосульки - это кристаллы, они неживые, как же они могут расти?

- Значит, кристаллы могут расти?

2. (Работа с текстом, определениями и запись в тетради)

- Узнаем, какие виды сосулек бывают (учебный текст на листах):

Прочитай текст.

Выпиши новые для себя слова.

Зарисуй в тетради сталактит и сталагмит.

В каких высказываниях выражены главные мысли текста? Подчеркни эти высказывания.

Вода - хороший строитель. В пещерах часто встречаются каменные колонны, арки: Кто их построил? Вода! В пещеру проникла влага, с потолка стала капать вода. В каждой капле воды есть маленькие частицы камня.

Там, где вода капает на пол пещеры, остаются кусочки камня. Начинает расти каменный столбик. А на потолке, там, откуда капает вода, растет сосулька. Посередине они встречаются, получается колонна. Столбик из камня назвали сталагмитом, а сосульку - сталактитом.

- Мы можем наблюдать сталактиты и сталагмиты в Пермском крае? /В Кунгурской Ледяной пещере/

- Что можете сказать о кристаллах? /неживые, имеют грани, твердые, прозрачные, полупрозрачные, могут расти сверху, снизу или соединяться друг с другом/

VI этап урока (Подготовка к проведению домашнего эксперимента):

- Рассмотрите предложенную инструкцию. Что значит следовать по инструкции? /соблюдать точно все этапы и последовательность действий/

Тема "Наблюдение процессов. Переход из одного состояния в другое"

Дорогой друг!

Если тебе нравится проводить простейшие опыты - эта страничка для тебя! Принимайся за работу. Попробуй вырастить кристаллы соли.

Приготовь раствор соли.

Для этого нужно насыпать соль в горячую воду при постоянном помешивании до тех пор, пока она не перестанет растворяться.

Опусти шерстяную нитку в два стакана с раствором соли и оставь на несколько дней.

Зарисуй, что у тебя получилось.

Презентация результатов самостоятельной работы состоится

(указывается дата презентации)

- Какое задание необходимо выполнить дома? /самостоятельное выращивание кристаллов соли по инструкции/

- Какой эксперимент вы проведете? /Выполнить эксперимент: четко следуя инструкции, вырастить кристаллы соли/

VII этап урока (Рефлексивный):

- Определите, как оценить работу на уроке? Какие критерии вы можете предложить? (Шкалы и критерии оценивания по ним: внимательность, аккуратность, активность, интересно, трудно/легко и т.д.)

Приложения.