Рабочая программа для индивидуально-групповых занятий "Гимнастика ума"

Разделы: Начальная школа


Интеллект человека определяется
не суммой накопленных знаний,
а высоким уровнем логического мышления.
А.З.Зак

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. Главной задачей обучения детей Л.В.Занков считал достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.

Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал “умнее”, “способнее”, “одареннее”? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Актуальность выбора курса “Гимнастика ума” определена следующими факторами:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Отличительными особенностями программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Система занятий по курсу “Гимнастика ума” позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

  • воспитание системы межличностных отношений.

Цель программы – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи

  • Организация специального психолого-педагогического пространства для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей.
  • Формирование практических умений поиска, восприятия, воспроизводства информации и помощь в систематизации полученных знаний по школьным курсам математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения.
  • Развитие творческого мышления, воображения учащихся.
  • Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков (умения ставить вопросы, строить ответы, обосновывать высказывание, умение вести диалог), активности и самостоятельности школьников.
  • Создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях и умения провести небольшое исследование по определённой проблеме.

Ценностные ориентиры содержания курса “Гимнастика ума”

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Место индивидуально-групповых занятий в учебном плане.

Данный курс направлен на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка в рамках реализации ФГОС НОО и адресован обучающимся 2-4 классов. Он не имеет чётко заданной предметной направленности, а является межпредметным (интегрированным). Система заданий курса “Гимнастика ума” позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии, умений исследовательской работы, коммуникативных качеств, самостоятельности. Курс направлен и на формирование у учащихся интереса к познавательной деятельности. Индивидуально-групповые занятия введены в расписание учебной недели и проводятся 1 раз в неделю – 34 занятия в год. Ведёт их учитель начальных классов. Планирование индивидуально-групповых занятий разрабатывается на основе “Положения об индивидуально-групповых занятиях с обучающимися” и программы начального общего образования.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как “Гимнастика ума” создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче.

Особенности организации работы индивидуально-групповых занятий

  • На индивидуально-групповых занятиях занимается группа из 12-15 человек.
  • Для занятий у ребёнка должны быть: ручка, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, тетрадь в клетку, отпечатанный материал занятия, счётные палочки или спички.
  • В начале каждого занятия - “Мозговой штурм” или “Разминка” (2-3 мин.)
  • следующие 15 минут индивидуальное решение, совместное (парное, групповое) обсуждение, доказательство действий, аргументация.
  • в течение 3-4 минут отдых - “Мой подарок” - (домашнее задание), который по очереди готовит каждый ребёнок. Это может быть игра, которую он проведёт с другими, исполнение песни или танца, комплекса упражнений для других ребят и т.д.
  • 10-12 минут посвящается индивидуальной работе каждого ученика по уровневой диагностике из архива заданий конкурсов в конце занятия - 4-5 минут – цветовая рефлексия, оценка занятия. Дети в тетради рисуют цветок, листок (любую фигуру) в соответствии с результатом: красный - получилось всё отлично, жёлтый - всё хорошо, зелёный - только часть выполнена так, как хотелось, синий- не получилось так, как хотелось

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса “Гимнастика ума”

В результате изучения данного курса в начальной школе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения является формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

Формы, методы и средства работы

Одним из непременных условий успешной реализации курса “Гимнастика ума” является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

В рамках развивающего курса “Гимнастика ума” можно использовать тот же, что и на уроке, арсенал методов обучения с внесением небольших корректив. Значительное место при проведении занятий занимают игры, в том числе и сюжетно-ролевые. Широко используется системно -деятельностный подход, словесные методы обучения, методы наблюдения за предметами и объектами. С целью воспитания у школьников самостоятельности, инициативы, развития их творческих возможностей используются методы, включающие элементы исследования, самостоятельного добывания знаний, вырабатывающие умение применять знания в новых условиях, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Способы преподнесения материала различны. Это и введение сказочных героев, выбор сюжета в виде путешествия, экспедиции и др. Такие приёмы, как использование элементов драматизации, создание комических ситуаций, включение игр, позволяют сделать занимательными те или иные этапы занятия. Оценивание производится в словесной форме. Используются также поощрительные жетоны, значки, флажки и пр.

Результативность

Результативность реализации программы будет оцениваться следующим образом:

Методы диагностики результативности занятий

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего “знания-незнания”.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру;
  • достижение конкретных ожидаемых результатов: победа в школьном туре по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру, успешное выступление в городских турах предметной Олимпиады среди школьников младшей ступени, а также во Всероссийских и Международных конкурсах и олимпиадах;
  • результаты опроса родителей.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80–100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

Ожидаемые результаты.

  • Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
  • Создание системы работы с одаренными детьми
  • Разработка и апробация новых видов занятий для работы с одаренными детьми.
  • Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.
  • Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

Материалы для занятий – архивы Интернет-сайтов

  1. Международная игра-конкурс "Русский медвежонок - языкознание для всех"-http://www.rm.kirov.ru/
  2. Международный математический конкурс Кенгуру -http://mathkang.ru/
  3. Всероссийский игровой конкурс по естествознанию “Человек и Природа” -http://www.konkurs-chip.ru/
  4. Всероссийские заочные конкурсы-олимпиады "Познание и творчество" http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=644&Itemid=160
  5. Международная игра-конкурс по информатике ИНФОЗНАЙКА-http://www.infoznaika.ru/Materials/diplom.aspx
  6. Образовательный центр “Перспектива”, турниры ПОНИ - http://www.perspektiva-omsk.ru/pony/main
  7. Мир конкурсов “Уникум” -http://www.unikru.ru/rasp/view/?kid=89
  8. Эвристическая олимпиада для младших школьников “Совенок”-http://www.covenok.ru/sov/7
  9. Центр СНЕЙЛ-http://www.nic-snail.ru/calendar/chempionat-nachalnoy-shkoly-vunderkind-vesenniy-sezon?utm_source=Yandex-Direct&utm_medium=cpc&utm_term=olimpiada_dlja_nachal%27noj&utm_campaign=snail

Учебно-тематическое планирование. Приложение

Описание материально-технического обеспечения.

Технические средства обучения.

  • Интерактивная доска.
  • Мобильный класс Classmate PC.
  • Компьютер учителя.
  • Документ-камера.
  • Мультимедиа.
  • Электронная библиотека.

Литература

  1. Асмолов А.Г; Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. М.Ю.Демидова Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (стандарты второго поколения).
  4. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога. 1998. № 4.
  5. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. Москва - Челябинск, 1993.
  6. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. //Вопросы психологии. 1989. №6.
  7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.
  9. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
  10. Винокурова Н.К. Магия интеллекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М., 1994.
  11. Иванов В.Г., Иванова О.П. Развитие творческих способностей младших школьников. Ярославль, 1996.
  12. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, 1997.
  13. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2003.
  14. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, “Экзамен”, 2009 г.
  15. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-на-Дону..2008 г.