Урок истории по теме "Восточные славяне в древности". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели:

  • научить применять знания учащихся о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян;
  • продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение;
  • развивать коммуникативные умения;
  • формировать навыки работы учащихся в группе.

Задачи:

  • знать территории расселения восточнославянских племенных союзов;
  • знать, как занятия славян были связаны с природными и климатическими условиями;
  • знать, как управлялись восточнославянские племена;
  • уметь работать с текстом, выделять главное, группировать, высказывать предположения, определять последовательность;
  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать умения выполнять взаимооценку.
Этапы урока Содержание этапа
1. Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: настроиться на продуктивную работу на уроке.

Цель, которую учитель должен достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к работе на уроке.

Задачи:

  • создать положительный эмоциональный настрой
  • напомнить о важности правильной организации рабочего места.

Методы: словесные

Здравствуйте! Приготовились к уроку? Давайте настроимся на работу. Проверьте, все ли рабочие принадлежности на столе? Все готовы? Открываем тетради, записываем тему урока.

Презентация.

Слад № 1 (тема урока)

Тема нашего урока - “Восточные славяне”

Слайд №2 стихотворение о восточных славянах

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир восточных славян. Исходя из этого, какую цель мы должны поставить? (изучить мир восточных славян)

На столе у вас документы, атласы и маршрутный лист с заданиями. Посмотрите внимательно и скажите, чему мы сегодня будем учиться? (Работать с контурными картами, отвечать на вопросы, заполнять схемы, понимать основной смысл)

Задачи нашего занятия... (см. выше)

2. Изучение нового учебного материала.

А) Актуализация опорных знаний

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения о происхождении и расселении славян.

Цель, которую учитель должен достичь на данном этапе: организовать работу по заполнению схемы “Происхождение славян”

Обсудить затруднения и сформировать цель урока.

 

Cлайд №3 (план урока)

По какому маршруту мы будем совершать путешествие? (происхождение, расселение, занятия и управление восточных славян.)

Приложение.

Слайд №4

Учащиеся заполняют схему “Происхождение восточных славян” в маршрутном листе. Один из учащихся заполняет схему на интерактивной доске.

Слайд №5

Б) Методы: иллюстрация, демонстрация материала, индивидуальная работа и в группах, самостоятельная работа, творческое задание. Работа с картой “Расселение славян в I –IX веках” (учащиеся показывают у доски расселение славян)

Слайд №6

Изображение монаха Нестора

Работа с документом (извлечение из документа “Повесть временных лет”) Какие сведения о расселении восточных славян можно узнать из этого документа? (где какой племенной союз расселился)

Слайд №7,8

Работа с картой “Восточные славяне и их соседи” (учащиеся заполняют контурные карты на маршрутном листе, где записывают названия племен восточных славян; один ученик на интерактивной доске заполняет контурную карту)

Мы продолжаем наше путешествие. Наша следующие остановки “Занятия славян” и “Система управления у восточных славян”

Слайд №9 и демонстрационный материал (лук и стрелы, гончарные изделия и др.)

Работа с понятиями: производящее хозяйство, присваивающее хозяйство.

О каких занятиях восточных славян свидетельствуют данные источники?

Слайд № 10

Работа со схемой “Занятия славян”

Слайд № 11

Система земледелия.

Слайд 12 орудия труда восточных славян

В) Систематизация полученных знаний Самостоятельная работа в группах:

1-я группа:

  • “3” Какими орудиями пользовались славяне?
  • “4” Что собой представляла подсечно-огневая и переложная система земледелия?
  • “5” Заполните схему “Система земледелия”

2-я группа:

  • “3” Что такое вече? Из кого оно состояло? Какие вопросы рассматривались на вече?
  • “4” Какую роль играло народное ополчение в славянской общине?
  • “5” Заполните схему: “Система управления у восточных славян”

Учащиеся работают с маршрутным листом: задание № 4,5

Двое учащихся заполнят пропуски на интерактивной доске (Слайд 13)

Работа с понятиями: вервь, вече, народное ополчение. (Слайд 14)

3. Закрепление учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применить полученные знания, выполнить практические письменные и устные задания, проверочную работу по выявлению полученных знаний.

Цель, которую учитель должен достичь на данном этапе:

Методы: беседа, моделирование, индивидуальная и групповая работа, самостоятельная работа.

Методы стимулирования: похвала, создание ситуации успеха

Следующий этап урока, творческое задание.

К данной иллюстрации подберите и запишите предложения о занятиях восточных славян.

Письменная работа: вставьте пропущенные слова. (Слайд 15).

Закрепляем полученные знания, отвечая на вопросы:

  • Чем занимались восточные славяне в древности?
  • Какое из этих занятий было главное и почему?
  • Какой орган власти был главным в славянской общине?
  • Какая система землепользования была распространена на севере? Почему?

Взаимопроверка маршрутных листов, выставление оценок. (ключ )

4. Задание на дом, включающее:

Постановка целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); творческое задание.

Параграф №1 Вопросы 1,5. Для наиболее сильных учащихся – мини-сочинение: “Один день в славянском поселке”