В 2012–2013 учебном году в контексте подготовки к введению ФГОС второго поколения на этапе ООО и его реализации на этапе НОО коллектив школы начал работу над единой методической темой
Цель работы коллектива школы в рамках единой методической темы – создание системы научно-методического сопровождения педагогов средней школы как важнейшего условия, обеспечивающего эффективность перехода на ФГОС нового поколения.
ЗАДАЧИ:
- Создать нормативно-правовую базу обеспечения введения ФГОС.
- Совершенствовать уровень профессиональной компетентности педагогов школы.
- Обновить материально-техническую, методическую базу средней школы в соответствии с требованиями к условиям реализации ФГОС нового поколения.
- Снизить психологическую напряжённость в коллективе учителей средней школы.
- Выявить, систематизировать опыт, создав банк передового педагогического опыта учителей, использующих деятельностный подход в обучении
Для решения поставленных задач использовались следующие формы методической работы:
1. тематические педагогические советы.
2. методический совет школы.
3. школьные методические объединения
4. работа учителей над темами самообразования.
5. открытые уроки и их анализ.
6. взаимопосещение уроков и их анализ
7. предметные недели.
8. организация и контроль курсовой подготовки учителей.
9. аттестация.
10. методические семинары.
11. работа с молодыми учителями.
12. организация работы с одаренными детьми.
Уровень образования педагогического коллектива (% соотношение)
Структурно-функциональная модель научно-методической службы: Научно-методический совет в составе:
Председатель МС – зам. директора по информатизации;
Секретарь МС – руководитель МО нач. классов
Члены МС - руководители методических объединений и заместители директора по учебно-воспитательной работе
Методические объединения:
- МО естественно-математического цикла (математики, информатики, физики) – руководитель МО
- МО русского языка и литературы
- МО учителей иностранного языка
- МО начальной школы (традиционное обучение)
- МО начальной школы (развивающее обучение)
- МО естественного цикла (химии, биологии, географии)
- МО общественных наук (истории, обществознания)
- МО художественно-эстетического цикла (ОБЖ, физической культуры, музыки, искусства)
- МО классных руководителей
Психолого-педагогическая служба:
- психолог школы
- логопед школы
В течении 2012-2013 учебного года проводилось 3 тематических Педагогических Совета:
1. Анализ деятельности педагогического коллектива по совершенствованию образования и перспективы работы школы на новый учебный год – август;
2. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся – ноябрь;
3. Здоровьесберегающая деятельность в условиях перехода на новые образовательные стандарты - апрель.
В 2012-2013 учебном году для реализации задач, поставленных перед школой, продолжил работу научно-методический Совет, план работы которого подчинен задачам методической работы и находится в соответствии с методической темой школы. В течение учебного года методическим советом школы были проведены 12 заседаний. На заседаниях НМС были рассмотрены следующие вопросы, отражающие направления работы по аналитической, планово-прогностической, организационно-координационной, диагностической деятельности:
1. Анализ работы методических служб в 2011/2012 учебном году.
2. Перспективы, основные направления методической работы на 2011/2012 учебный год.
3. Тематическое планирование по предметам учебного плана ОУ на 2012-2013 уч. год.
4. Аттестация педагогических кадров в 2012/2013 учебном году
5. Утверждение плана работы школьного НОУ.
6. Подготовка к проведению Всероссийской олимпиады школьников
7. Утверждение тем исследовательских работ НОУ “Эрудит”
8. Итоги школьного тура Всероссийской олимпиады школьников
9. Подготовка к участию в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников
10. Результативность методической работы школы за 1 полугодие.
11. Состояние работы по повышению квалификации учителей; аттестация учителей.
12. Создание творческой группы по подготовке к тематическому педсовету “Здоровьесберегающая деятельность в условиях перехода на новые образовательные стандарты”
13. Итоги участия обучающихся в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников
14. Проведение школьного Интеллектуального марафона
15. Рассмотрение “Положение о промежуточной аттестации обучающихся”
16. Проведение школьной научно-практической конференции
17. Рассмотрение проекта Учебного плана на 2013-2014 уч.г.
18. Итоги школьного интеллектуального марафона.
19.Участие в районном интеллектуальном марафоне
20. Рассмотрение экзаменационного материала итоговой аттестации обучающихся 9-х классов по выбору
21.Утверждение списка участников сдачи итоговой аттестации обучающихся 9-х классов по выбору в форме рефератов.
22.Результативность работы НОУ “Эрудит” в 2012-2013 уч.г.
23.Результативность работы рабочей группы по внедрению ФГОС НОО.
24.Результативность методической работы школы в 2012-2013 уч.г..
Кроме заседаний Методического совета в течение учебного года проводились методические семинары:
- сентябрь 2012г. – ““Оформление рабочих программ, заполнение документации учителя, классного руководителя”;
- сентябрь 2012г. – “Качественная работа в системе “Сетевой край. Образование” для педагогов работающих в 1-х классах;
- сентябрь 2012г. – “Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу аттестации” для аттестующихся педагогов в 4 квартале 2012г.;
- октябрь 2012г. – “Качественная работа в системе “Сетевой край. Образование” для педагогов работающих во 2-х классах;
- декабрь 2012г.- “Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу аттестации” аттестующихся педагогов в 1 квартале 2013г.
- февраль 2013г. – “Диагностика одаренности обучающихся”
- апрель 2013г. - для учителей начальных классов, математики и русского языка “Диагностика успешности обучения обучающихся математике и русскому языку в соответствии с ФГОС”
- май 2013г. – “Одаренные дети. Система работы с одаренными детьми в ОУ”
МО учителей русского языка и литературы выступили инициаторами проведения районного семинара “Инновация как способ раскрыть одаренность учащихся” и для учителей русского языка и литературы 31 октября 2012г. проводился районный семинар. На семинаре выступили педагоги с опытом работы с одаренными обучающимися.
Работа в направлении “Аттестация педагогических кадров”
В рамках аттестации педагогических кадров проводились:
- методические семинары: “Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу аттестации” для аттестующих учителей в 4 квартале 2012 г и в 1 квартале 2013 г. В совокупности методические семинары посетили 16 педагогов и 2 руководителя структурных подразделений;
- индивидуальные консультации по оформлению документации аттестующих педагогов;
- самостоятельные занятия по изучению нормативной документации;
- оформление стенда по аттестации в Методическом кабинете;
- составлялся график проведения открытых уроков и занятий аттестующихся педагогов;
- проведение открытых мероприятий, представление собственного опыта работы аттестуемыми учителями на заседаниях МО;
- подготовка документации администрацией для аттестации педагогов.
- За 2012-2013 учебный год аттестацию прошли 16 педагогов и 2 руководителя структурных подразделений:
На высшую квалификационную категорию:
- на подтверждение: 3 педагога;
- с 1 категории на высшую: 4 педагога:;
- На первую квалификационную категорию:
- на подтверждение: 3 педагога;
- со 2 категории на 1 категорию: 4 педагога:;
- без категории на 1 категорию: 2 педагога.
На соответствие занимаемой должности: заместитель директора по воспитательной работе и заведующая библиотекой.
Изменение уровня квалификации учителей в течение учебного года
Повышение квалификации
В рамках персонифицированного повышения квалификации педагоги школы проходили курсы повышения квалификации в учреждениях АКПКРО, АлтГПА, АГУ, АНОО “Дом Учителя”.
Повышение квалификации педагогических кадров через курсовую подготовку в текущем учебном году
Работа по распространению передового педагогического опыта происходила на семинарах и НПК педагогов различного уровня:
№ п/п | Название семинара | уровень | ФИО педагогов | Дата проведения |
1 | “Инновация как способ раскрытия способностей учащихся” | Районный семинар на базе МБОУ “Средней школы № 128” | 30 октября 2012 | |
2 | “Развитие системы поддержки одаренных детей в Алтайском крае” | Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края | 1 ноября 2012г. | |
3 | “Проблемы формирования УУД и метапредметности” | Городская открытая НПК педагогов на базе МБОУ “Лицей № 123” | 27 марта 2013г. | |
4 | “Литературный и художественный Алтай” | Районный, на базе МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 128” | 06 марта 2013 | |
5 | Компенсаторная компетенция в иноязычной устной речи школьников | Заседание районного МО учителей иностранного языка, на базе МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 128” | 17.09.2012 | |
6 | Из опыта работы с устной речью на уроках английского языка | Краевое, АКИПКРО | 17.11.2012 | |
7 | “Информационные технологии в управлении - прогнозируемые риски и возможности” | Всероссийская конференция в рамках мероприятий фестиваля “ЭЛЕКТРОННОЕ БУДУЩЕЕ РОССИИ — 2013г.” | 27-28 июня 2013г. | |
8 | “Дистанционные мероприятия как средство реализации ФГОС” | Международная конференция ЦДО “Снейл” | 29-30 июня 2013 |
Распространение передового педагогического опыта происходило и через публикации в СМИ
№ п/п | Название публикации | Адрес источника публикации |
1 | “Организация внеурочной деятельности подростков” | ISBN “Наука и образование, общество: проблемы и перспективы развития” |
2 | “Организация внеурочной деятельности подростков”(работа с одаренными) | ISBN “Наука и образование, общество: проблемы и перспективы развития” |
3 | “Подготовка учащихся 9-х классов к написанию сочинения-рассуждения”” | ISBN “Наука и образование, общество: проблемы и перспективы развития” |
4 | “Организация поисковых, ориентировочно-исследовательских навыков на уроках естествознания в начальной школе” | ISBN “Наука и образование, общество: проблемы и перспективы развития” |
5 | “Педагогическая поддержка одаренности” | Сборник тезисов докладов I международной конференции ЦДО “Снейл” |
Следующее очень важное направление работы “Работа с одаренными и высокомотивированными детьми”. В рамках выполнения плана работы с одаренными и высокомотивированными детьми осуществлялась подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде школьников 2012-2013 уч.года.
Участие обучающихся в различных олимпиадах
№ п/п | Название олимпиады | уровень | Кол-во участников | ФИО педагогов | Результат |
1 | Всероссийская олимпиада школьников | Муниципальный | 146 | 46 победителей и лауреат | |
Итого (10 олимпиад) | 194 | 59 |
Участие обучающихся в различных предметных конкурсах
№ п/п | Название конкурса | уровень | Кол-во участников | ФИО педагогов | Результат |
1 | Конкурс-игра “Спасатель” (ОБЖ) | всероссийский | 113 | ||
Итого (43 конкурса) | 3404 | 121 |
Участие обучающихся в различных НПК
№ п/п | Название конкурса | уровень | Кол-во участников | ФИО педагогов | Результат |
1 | “Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения” | городской | 1 | ||
Итого (11 НПК) | 56 | 29 |
Общие выводы:
1.В образовательном учреждении созданы условия для успешного решения проблем, стоящих перед Методическими объединениями, Методическим советом:
- кабинетная система и оснащенность предоставляет возможность для решения широкого спектра задач образовательных программ;
- постоянно действует система семинарных занятий;
- расширение диссеминации передового педагогического опыта через СИМ, персональные страницы в интернете, выступления на различных семинарах и конференциях различного уровня;
- повышение качества участия в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников;
-повышение количества конкурсов всероссийского уровня для участия, обучающихся по различным предметным направлениям;
- идет серьезная и систематическая работа психолога школы в решении проблем индивидуального характера, что позволяет значительно продвигаться по пути осуществления личностно – ориентированного подхода в обучении;
Совершенствование методической работы в школе в будущем учебном году включает решение следующих задач:
1. Совершенствование учебно-методического обеспечения по предметам.
2. Оказание методической помощи учителям и их самостоятельной научно-практической работе и создании профессиональной среды.
3. Углубление знаний и умений педагогов в области психологии, педагогики, педагогических технологий, в диагностике УУД обучающихся.
4. Совершенствование преемственности в обучении и воспитании.
5. Работа по программе “Одаренный ребенок” (подготовка к олимпиадам, предметным конкурсам и т.д.).
6. Формирование мотивации у педагога для участия в конкурсах профессионального мастерства.