Организация групповой работы учащихся 6-х классов на этапе актуализации знаний

Разделы: Математика


Важным и начальным этапом урока является актуализация имеющихся знаний. Организация данной работы будет эффективней, если в ней примут участие все учащиеся класса. Совместная согласованная деятельность приобретает новое качество по отношению к индивидуальной: помимо решения задачи по установлению контроля над обучением она способствует формированию сплоченности, взаимопомощи.

Предлагаемая на данном этапе урока деятельность должна быть новой и необычной по форме подачи, именно это сделает ее привлекательной и интересной. Это могут быть:

  • математические кроссворды и ребусы для закрепления терминов и определений;

  • графические схемы, позволяющие учащимся установить различные взаимосвязи и закономерности (возможно, с первого взгляда, не являющиеся вполне очевидными);
  • рисунки, образующиеся при работе учащихся с координатной плоскостью, например, задание, в котором нужно отметить на координатной плоскости точки, соединяя их последовательно [1]:
(-6; 10) (-4; 9) (-3; 7) (-1; 6) (0; 4)
(2; 3,5) (4; 4) (6; 3) (9; 2) (11; -1)
(10; -2) (8; -1) (8; 1) (6; 2) (6,5; 0)
(6; -1) (6; -2) (8; -4) (8; -7) (11;-10)
(12; -12) (10; -12) (10; -11) (7; -7) (7; -6)
(3; 0) (0; -1) (-3; -1) (-6; -3) (-7; -7)
(-8; -8) (-8; -9) (-9; -12) (-8; -12) (-9; -13)
(-10; -13) (-10; -11) (-7; -2) (-5; -1) (-6; 1)
(-5; 2) (-6; 5) (-7; 3) (-7; 2) (-8; 1,5)
(-9; 2) (-11; 6) (-10; 7) (-11; 9) (-10; 9)
(-10; 10) (-9; 9) (-6; 10) (-6; 10) Отдельная точка (-9; 6)

Или предложить учащимся обратное задание: по предлагаемому рисунку по цепочке восстановить координаты точек.

зашифрованные фразы, разгадывание которых осуществляется через вычисление примеров или выполнение различных заданий.

Например, можно предложить учащимся такой вид работы в группах. Каждая группа получает своё задание: “сократить дроби”, “найти значение суммы или разности”, “решить уравнения”, “выбрать большую дробь” и т.д. На усмотрение учителя, сильным или слабым учащимся можно дать индивидуальные задания в зависимости от их темпа работы.

Сократите дроби:

(1,25,40,43,81)

(2,6,8,31,34,44,48,57,65,72,76,88,90,95)

(3,28,32,45,63,77)

(4,14,19,21,23,39,42,46,51,53,80,83,84,86)

Найдите значение суммы:

(5,47,62)

(9,27,35,50,59,87)

(11,16,33,37,78)

(10,20,30,36,38,41,60,66,75,79,82,96)

Вычислите разность:

(12,58,91)

(17,92)

(15,52,89)

(13,22,56)

Решите уравнение:

(7,18,49)

(24,54)

(61,67,70,74,94)

(64)

Выберите большую дробь:

(26,29)

(68)

(55), (69,73,85)

Вычислите:

(71,93)

Выполнив задание, ученик ищет полученный ответ в таблице, в которой каждому правильно полученному ответу (числу) сопоставлена буква алфавита.

А –; Б -10; В - ; Г – 0; Д - ; Е - ; Ё - ; Ж - ; З - ; И - ; Й – 1; К - ; Л - ; М - ;

Н - ; О - ; П - ; Р - ; С -; Т - ; У - ; Ф- ; Х – 20; Ц – 30; Ч - ; Ш - ; Щ -

Ъ - ; Ы – 40; Ь - ; Э - 13; Ю – 11; Я - .

Данную букву учащийся вписывает в пустые ячейки, номера которых указаны рядом с заданием. Выполнив правильно все задания, учащиеся получают фразу или высказывание выдающегося деятеля или ученого.

Ответ: “Человек есть дробь, у которой числитель есть то, что человек собой представляет, а знаменатель – то, что он о себе думает” Лев Николаевич Толстой.

Через аналогичные задания учитель может реализовать воспитательные цели урока, расширить кругозор учащихся, передать им интересные сведения или показать значимость математики, ее проникновение в разные сферы деятельности человека.

[1] Научно-методический журнал 12(36) 2013 Л.В. Горина стр. 36.