Урок математики по теме "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"

Разделы: Начальная школа


Данный урок математики проводится в 1 классе по УМК “Школа России”. На протяжении всего урока применяются элементы системно-деятельностного подхода, здоровьесберегающие технологии. На уроке присутствуют групповая форма работы, а так же дифференцированная и самостоятельная работа.

Целевые установки:

Предметные:

  • Формировать умения называть компоненты и результат действия вычитания. Устанавливать взаимосвязь между компонентами действия вычитания. Уметь читать выражения, используя названия компонентов. Учиться применять теоретические знания при выполнении практических заданий.

Метапредметные:

Познавательные:

1.. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

2. Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Коммуникативные:

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2.Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе, паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Личностные:

  • Развивать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: у учителя – карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”, землянички, рисунок торта, электронное приложение к учебнику Математика, заготовки плакатов для групповой работы, карточки для дифференцированной работы, презентация.

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе №2, рабочая тетрадь.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Ребята, я хочу пригласить вас в математический лес. А отправимся мы туда на паровозике из Ромашкова. Займите места в своих вагонах, они соответствуют цвету ваших билетов. В каждой группе возьмитесь за руки и передайте по цепочке свою уверенность и улыбку.

- Вы готовы отправиться в путь?

Перед началом урока ребята выбрали билет понравившегося цвета (красный, жёлтый, зеленый).
Мотивация к учебной деятельности Первая остановка на ягодной полянке. Соберем земляничку.

(На доске записаны примеры)

  • 5+3=
  • 6+4=
  • 4+3=
  • 5–2=
  • 7+2=
  • 9–3=
  • 7-2=
  • 8-4=

- Перевернём ягоды и прочитаем получившееся слово

- А что такое разность? Это новое слово, хотите узнать, что оно означает?

Значит, чему будет посвящен урок?

(Дети выставляют “ягоды с ответами” к соответствующим примерам)

 

 

 

 

 

Ребята переворачивают карточки и читают: РАЗНОСТЬ

Будем открывать новые знания.

Актуализация знаний

Целеполагание

Посмотрите на равенства. На какие две группы их можно разделить?

- Как по-другому можно назвать равенства первого столбика?

- Назовите компоненты действия сложения.

- А теперь посмотрите на равенства правого столбика, как по-другому можем их назвать.

Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя

- Поставим учебную задачу.

Высказывания предположений. (В 1-ю группу равенства со знаком “ +”, а во 2-ю – со знаком “-”

Сумма

Слагаемые

Высказывания предположений,

Открытие новых знаний Начнем исследование.

- Посмотрите какой пирог испекли для нас лесные жители. Из скольких частей он состоит? (Из 6 частей)

- Из этого целого пирога возьмем одну часть. Что произошло с пирогом? (он уменьшился)

- Какое равенство составим? (6-1=5)

А число 6 - увеличилось или уменьшилось?(уменьшилось)

Если оно уменьшается, как его можем назвать? (уменьшаемое)

- А что мы сделали с одной частью? Что происходит со вторым числом в равенстве? (его вычитают)

- Значит, как его называют? (вычитаемое)

- А что показывает результат? (На сколько 6 больше чем 1)

Вопрос на сколько? задают при сравнении, чтобы найти разницу.

Вспомните слово, которое вы разгадали в начале урока. Оно вам поможет дать название третьему числу

- Как же называется третье число? (разность)

- Если результат вычитания называется “разность”, то выражение на вычитание можно назвать так же? Почему?  (Да, между ними стоит знак “=”)

- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании (Дети хором проговаривают название компонентов. действие вычитания)

 
Физкультминутка
Первичное закрепление. Групповая работа 1. А теперь давайте создадим таблицы – памятки для себя и других учеников 1-х классов Систематизация знаний.
У вас в верхней части будущей таблицы есть рисунок и схема. Восстановите записи по рисунку. Каждая группа получает плакат, на котором имеется рисунок. Ученики по нему составляют равенство и приклеивают к каждому числу соответствующее название компонента действия вычитания. (Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность)
Тренировочные упражнения Проверка выполнения задания.

2. Работа в тетради.

Используя памятку запишите примеры под мою диктовку:

- уменьшаемое 7, вычитаемое 3. Найдите разность.

- разность равна 9, уменьшаемое 10. Впишите вычитаемое.

- вычитаемое 0, разность 6. Восстановите уменьшаемое

- найдите разность чисел 6 и 2

Каждая группа “защищает” свою работу

Самостоятельная работа.

Проверка

Самостоятельная работа с самопроверкой Мудрая Сова составила для вас задания и разложила их по конвертам. С зеленым значком задания легкие, в жёлтом – посложнее, а в красном - трудные. Выберите себе задание и выполните его самостоятельно. Карточки подпишите. Самостоятельная работа.
Рефлексия учебной деятельности - Чему учились на уроке?

- О чём расскажете дома?

- Какую самооценку своему труду на уроке вы бы дали? Просигнальте смайликом

Высказывания предположений, систематизация знаний
  • Я все понял. Хорошо работал на уроке.
  • Не все понял, были небольшие ошибки. Мне надо повторить.
  • Не понял. Было трудно выполнять задания.