Урок русского языка по теме "Урок-календарь. Март". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: урок развития речи

Базовый учебник: Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева ("Школа-2100), 12 урок в теме “Причастие”

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР, используемые на уроке.

Цели:

  • закрепить знания учащихся по теме “Причастие”
  • формировать и развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности;
  • развивать устную и письменную речь учащихся на основе описания природы;
  • формировать ИКТ- компетентность учащихся;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю, его истории

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

2. Определение темы и цели. Мотивация учащихся.

Учитель: Вот и наступила весна. Правда, пока только по календарю. Но с каждым днём солнце теплее, серой тушью красит дороги, тропинки. Днём весна настойчиво гонит зиму, а ночью куда-то прячется от последних морозцев... В марте всё интересно. Каждый день что-то меняет в природе. Сегодня мы будем говорить о приметах весны, о первом весеннем месяце марте. Одновременно вспомним и закрепим знания, полученные в ходе изучения темы “Причастие”.

- Обращение к эпиграфу урока, запись в тетрадях:

День длиннее, солнце выше,
Яркий свет слепит глаза.
Барабанят капли с крыши,
Голубеют небеса...
С.Куликов

3. Актуализация знаний. Работа с текстом.

Учитель: Познакомьтесь с текстом “Происхождение названия месяца март” и выпишите в тетрадь названия марта, данное этому месяцу нашими предками:

“Имя марту дали римляне в честь бога войны Марса или бога производительной силы природы Мартиуса. Древние русичи называли первый месяц весны мягче – берёзозол, соковник. Наши предки применяли подсечную систему земледелия. Они жили в непроходимых лесах и отвоёвывали поля у лесов. В феврале деревья секли, а в марте они, поваленные, сохли. Вот откуда март – сухой.

Но в любом случае этот переменчивый месяц, во многом находящийся под властью не желающей сдаваться зимы, медленно, но верно готовит всё сущее к весеннему пробуждению”.

(учащиеся читают распечатанный текст, выписывают в тетради названия месяца в Древней Руси: берёзозол, соковник, протальник, весновей)

Учитель: А как называют этот месяц в Коми крае? (в Коми март называют рака, это месяц активности ворон и прилёта грачей)

Учитель: Обратите внимание: какое многообразие названий марта! О чём это говорит? (Март многолик, неповторим)

4. Экскурсия по выставке.

Учитель: К теме весны обращались во все времена художники и музыканты (И - модуль. П.Чайковский. Март. Песнь жаворонка )

(учитель демонстрирует картину И. Левитана “Март”, предлагает познакомиться с содержанием учебного модуля)

Учитель: Каким настроением пронизано произведение П.Чайковского? (ответы детей)

Учитель: О многоликости первого весеннего месяца – ваши рисунки (учащиеся комментируют свои работы, называя приметы весны)

5. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель: Сегодня мы не просто говорим о весне, но и закрепляем знания по теме “Причастие” (И-модуль. Причастие. Употребление причастий в речи)

(учитель демонстрирует учебный модуль, комментирует его страницы, обращает особое внимание на стр.5 – морфологические нормы употребления причастий)

6. Работа с текстом.

Учитель: Предлагаю вам прочитать стихотворение нашей землячки Яны Калистратовой “Встреча весны” и выполнить задания к тексту.

Ручей в проталинах журчит,
Поёт капель, и светит солнце,
Синичка весело звенит,
Подмигивает мне в оконце.
Вокруг – природы торжество,
На ветках серебрятся почки,
И в лужах плещет синева...
День – и появятся листочки!

- Задания к тексту: выписать из текста глаголы; образовать от глаголов причастия, выделив суффиксы прошедшего и настоящего времени.

(учитель контролирует работу учеников, при необходимости – помогает)

7. Анализ домашних сочинений-миниатюр “Весна пришла”.

Учитель: Несмотря на достоинства причастий, совмещающих в себе “силу имени и глагола”, в обычной речи они встречаются редко. А.С.Пушкин писал об этом так: “Причастия обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, мы говорим: которая скачет”. Однако в письменной речи, там, где нужен пафос, торжественность, краткость, причастия просто необходимы. Дома вы писали миниатюру “Весна пришла” с обязательным использованием причастий. Проверим, как вы справились с заданием.

(учащиеся зачитывают свои работы, одноклассники оценивают)

Учитель: Вы сами убедились в том, что наша речь с использованием причастий становится более точной, весомой, краткой.

8. Работа по определению морфологических признаков причастия.

Учитель: Что означают слова А.С.Пушкина о том, что причастие “совмещает в себе силу имени и глагола”? (причастия совмещают в себе признаки двух частей речи- глагола (от него образуются) и прилагательного (обозначают признак предмета по действию)

Учитель: Предлагаю вам проверить свои знания, поработав с электронным ресурсом (К-модуль

Причастие. Употребление причастий в речи)

(учащиеся работают с тестом, учитель комментирует результаты работы учеников.)

9. Творческая работа в группах по оформлению открытки.

Учитель: Каждый месяц несёт с собою определённые события. Чем же знаменит март? (В марте родились знаменитые люди: композитор Шопен, писатель Ю.Олеша, лингвист А.В.Щерба, сказочник П.Ершов, наш земляк, певец Валерий Леонтьев)

Учитель: Давайте поговорим о тех ребятах нашего класса, кто родился в марте (учащиеся называют имена одноклассников, родившихся в марте)

Учитель: Дома вы заготовили шаблоны поздравительных открыток. Предлагаю заполнить их, поздравив одноклассника с Днём рождения. При этом вы должны использовать причастия.

(учащиеся работают в группах, заполняя открытки, затем готовые открытки вручают именинникам, читая поздравление вслух)

Учитель: Обратите внимание, ваши поздравления звучали торжественно именно благодаря использованным причастиям.

10. Словарная работа.

Учитель: Именно в марте отмечается Международный день театра.

(ученики слушают сообщение о происхождении Дня театра)

- 27 марта в Древней Греции проходили Великие Дионисии – праздники в честь бога виноделия Диониса. Они сопровождались шествиями и безудержным весельем. Непременно были ряженые, игравшие на музыкальных инструментах. В нашей стране День театра отмечают с 1962 года. Отцом русского театра считают Фёдора Григорьевича Волкова. Актёр и театральный деятель, он организовал в 1750 году первый публичный театр.

Учитель: Что объединяет эти слова: спектакль, зритель, партер, ложа, сцена, актёр, аплодисменты? (это театральная лексика)

- Учитель предлагает записать данные слова, подобрав к ним причастия (учащиеся составляют словосочетания)

11. Инсценирование пьесы.

Учитель: Предлагаю вам перенестись в любительский театр и посмотреть сцену спектакля “Двенадцать месяцев”.

(учащиеся смотрят сцену в исполнении одноклассников)

12. Домашнее задание.

Учитель: Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру “В театре”. Непременным условием будет использование причастий в сочинении.

(учащиеся записывают домашнее задание)

13. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Мы говорили сегодня с вами о весне, замечательном времени года. Какие эмоции вы испытывали в течение урока? (радость от предчувствия весны, обновления в природе и душе)

Учитель: - Каким стал для вас урок? Попробуйте выразить свои впечатления от урока одним словом – причастием (увлекающим, научившим, воспитавшим, обучающим)

- Учитель благодарит всех за работу на уроке.

Приложение.