Интегративно-модульные карточки как средство реализации контроля результатов обучения. Методика преподавания химии в школе

Разделы: Химия


Традиционно учителя химии для рациональной организации образовательного процесса разрабатывают многочисленные обучающие, тренинговые и контролирующие дидактические материалы.

Реформирование химического образования требует разработки и использования универсальных средств в частности, дидактических материалов, которые выполняли бы, прежде всего разнообразные образовательные функции (обучения, тренинга, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, воспитания и развития), способствовали, бы формированию системных знаний, интегративных умений, положительной мотивации учения.

Другие требования, предъявляемые к современным средствам химического образования (дидактическим материалам и т.п.) – долговременный “долгоиграющий” и интегративный характер. “Долгоиграющий” характер этих дидактических материалов обеспечивается путем интеграции в них существенного содержания многих уроков, учебных тем, разделов, блоков и, следовательно, возможностью реализации комплекса образовательных целей и функций. Интегративный характер этих дидактических материалов обеспечивается также включением в них модулей – дидактически законченных информационно-функциональных узлов содержания обучения.

Для учащихся, начинающих освоение мира науки химии на основе системных представлений, крайне необходим дополнительные средства обучения, в которых инвариативные и вариативные компоненты характеристики химических объектов выражены в явном виде. Необходимы системные развернутые опоры. Одним из видов таких опор являются интегративно-модульные карточки – ИМК. При разработке ИМК мною учитывались:

- основные требования к ИМК, разработанные в дидактике и частных методиках (работы М.С. Пак);

- соответствие современным тенденциям совершенствования учебного процесса с учетом наметившихся в практике приоритетов.

Использование в современной химико-образовательной технологии вместо многочисленных карточек одной интегративно-модульной с целью формирования и развития того или иного химического понятия дает возможность экономить много сил, бумаги и учебного времени, расходуемых на изготовление, дидактического материала, т.е. дает возможность реализовать также важный принцип эргономичности в обучении.

Основные принципы, которыми следует руководствоваться при разработке интегративно-модульных карточек:

  1. Соответствие содержания, представленного в модулях дидактического материала, образовательным стандартом;
  2. Дидактическая значимость представленной в них химической информации;
  3. Целостность внутрипредметной и межпредметной информации, представленной в модулях дидактического материала;
  4. Универсальность выполняемых дидактическим материалом образовательных функций;
  5. Возможность использования личностно-ориентированной технологии образовательного процесса, способствующей формированию системных знаний, интегративных умений, положительной мотивации изучения химии и психоэмоционального комфорта на учебных занятиях, устойчивого интереса к преодолению трудностей;
  6. Оптимальность процессов преподавания и учения, тренинга, коррекции (и самооценки), эргономичность, положительная эмоциональная атмосфера в сфере обучении;
  7. Развитие умений компактно и последовательно излагать свои мысли, осуществлять внутри – и межпредметную интеграцию, применять химические знания в диалоге, обосновывая свои ответы, в процессе фронтальной, групповой и парной учебной деятельности, а также индивидуальной самостоятельной работы.

Таблица – удобная форма представления химической информации в карточках. В форме таблиц возможна реализация большого количества вариантов (фронтальных, самостоятельных, контрольных) заданий. Если в таблице, предположим только 5 столбцов и 5 строк, то возможна реализация не только 25 (5x5) различных вариантов. Число вариантов увеличивается практически неограниченно, если учесть число различных сочетаний (по 2, по 3 и т.д.) заданий, предусмотренных в столбцах и строках таблицы.

Например, разработанными М.С. Пак ИМК “Классы неорганических соединений” (таблица 1) предусмотрена реализация четырех относительно самостоятельных модулей (информационно-функциональных узлов) с условными названиями: оксиды, основания, кислоты и соли.

Таблица 1

Варианты А Б В Г
1 ЭxОy Me(OH)m HnA MenAn
2 Na2O Ca(OH)2 H2SO4 Cu(NO3)2
3 ?+ CuO= ?+Fe(OH)2= ?+ H2SO4 ?+ CaCO3
4 SO3+?= NaOH+?= HCl+?=

H2+?=

CuCl2+?=

Cu+?=

5 = H2O = Ca(OH)2 = H3PO4 = CaSiO3
6 =оксид =основание =кислота =соль
7 =Al2O3 =Fe(OH)3 +… =HNO3+… =ZnCl2+…
8 m=*V = = =
9 CuO+2H= Cu+H2O 2H+2OH= 2 H2O 2H+CO3= 2 H2O+CO2 Ba+SO4= BaSO4
10 O=C=O Na-O-H H-Cl Na-Cl

В модулях схематично представлено закодированном виде следующая химическая информация:

  1. Общая формула оксидов (вариант А1), оснований (вариант Б1), кислот (вариант В1), солей (вариант Г1);
  2. Об оксидах: состав, химические свойства, получение, расчетные задачи, ионные уравнения (вариант А);
  3. Об основаниях: состав, химические свойства, получение, расчетные задачи, ионные уравнения (вариант Б);
  4. О кислотах : состав, химические свойства, получение, расчетные задачи, ионные уравнения (вариант В);
  5. О солях: состав, химические свойства, получение, расчетные задачи, ионные уравнения (вариант Г);
  6. Общие формулы оксидов, оснований, кислот, солей (вариант 10;
  7. Состав оксидов, оснований, кислот и солей (вариант 2);
  8. Химические свойства конкретных веществ (оксида натрия, гидроксида железа (II), серной кислоты, карбоната кальция и других веществ), относящихся к разным классам неорганических соединений (варианты 3,4);
  9. Получение посредством реакции соединения конкретных веществ: воды, гидроксида кальция, фосфорной кислоты, силиката кальция, относящихся к разным классам неорганических соединений (вариант 5);
  10. Получение любого оксида, основания любой кислоты и соли (по усмотрению учащегося) (вариант 6);
  11. Получение посредством реакций разложения или обмена конкретных веществ, относящихся к разным классам неорганических соединений (вариант 7);
  12. Решение или составление расчетных химических задач с использованием указанных формул взаимосвязей между физическими величинами (масса, плотность веществ, объем, количество веществ и т.п.) (вариант 8);
  13. Составление полных ионных и молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства веществ (оксидов, оснований, кислот и солей);
  14. Графические формулы веществ (оксидов, оснований, кислот, солей);
  15. Виды химической связи.

Таблица 2

Технология работы с ИМК

Фронтальная работа Индивидуальная работа Сочетание фронтальной и индивидуальной работы
При фронтальной работе учитель: указывает вариант задания (например, вариант А1); формулирует само задание в соответствии с указанными вариантом (“общая формула оксидов” или “составьте формулу оксида хрома III”); называет фамилию отвечающего; учащийся отвечает устно, при ответе не выходит к доске, даже не встает со своего места (для поддержания оптимального темпа на уроке); остальные по своим карточкам следят за правильностью ответа; если ответ правильный, предлагает отвечающему или другому новое задание; при наличии ошибки в ответе учащегося, заметивший ошибку, поднимает, руку и с разрешения преподавателя вносит исправления в ответе товарища; при неполном ответе, также с разрешения учителя вносятся дополнения; затем предлагается новое задание. Работа с карточками длится недолго (5-10мин), но проходит в очень быстром темпе. Технология индивидуальной работы с использованием ИМК имеет практически неограниченные возможности и зависит от ее дидактических целей. Возможные группы вариантов заданий для репродуктивной и продуктивной самостоятельной работы учащихся. Первая группа вариантов в ИМК. Каждому из этих заданий учитель может придать как репродуктивный, так и продуктивный характер, сформулировав его соответствующим образом. Например, вариант: задание А3. “С какими веществами может взаимодействовать оксид меди (II)? Какие вещества при этом могут образоваться? Приведите формулы эти веществ”.

Вторая группа вариантов в ИМК – по два задания “вертикальных” в варианте. Варианты этой группы более сложные. Третья группа вариантов в ИМК. – по 2 задания “горизонтальных” в варианте. Четвертая и пятая группа вариантов в ИМК – по три задания “вертикальных” и “горизонтальных” в варианте и другие.

Технология сочетания фронтальной и индивидуальной работы с использованием ИМК. Основная группа учащихся работает над единым заданием (например, вариант А1-А4) замет участвует во фронтальном диалоге с учителем, слабы учащиеся выполняют задания из 1-й, 2-й и 3-й групп вариантов (т.е. по 1-2 задания); более сильные учащиеся – более сложные варианты типа А1-А8.

Основными и важными достоинствами интегративно-модульных карточек являются:

  1. интегративность содержания, компактность существенной химической информации и уплотненность дидактических единиц, что обеспечивает возможность замены многочисленных карточек одной;
  2. универсальность выполняемых функций (обучающей, мобилизующей, тренинговой, воспитывающей, развивающей, контролирующей, оценивающей и др.);
  3. “долгоиграющий” характер (карточки “работают” на протяжении всего времени, пока идет формирование и развитие ключевых понятий и других знаний, предусмотренных в программе);
  4. значительная экономия учебного времени учителя и учащихся посредством технологии “уплотнения” дидактических единиц изучаемого материала;
  5. создание психологического комфорта, положительной мотивации учения благодаря осознанию учащихся актуальных, ближайших и перспективных учебных задач, закодированных в дидактических материалах.

Практическую значимость ИМК:

- реализация принципа гуманизации, технологизации и оптимизации образовательного процесса, расширение возможностей интеграции, дифференциации и индивидуализации в обучении химии;

- формирование у учащихся системных знаний, интегративных умений, положительной мотивации изучения химии и психологического комфорта на учебных занятиях благодаря личностно-ориентированной и разноуровневой учебно-познавательной деятельности учащихся;

- реализация приемов интерактивного обучения, в процессе которого учащийся активно воздействует на своего учителя через систему контроля (и самоконтроля), и оценки (самооценки) и учета знаний и предметных умений;

- развитие у учащихся навыков активного использования химического языка, методов химической науки, умений применять знания в процессе диалога с учителем и другими учащимися, обосновывая свои ответы, осуществлять самоконтроль и самооценку химических знаний, приобретая уверенность в своих учебных возможностях;

- экономия времени учителя и учащегося в условиях постоянной его нехватки за счет интенсификации образовательного процесса, базирующего на технологий интегративно-модульного обучения.

Одной из самых интересных с теоретической и практической точек зрения разделов курса “Химия” является раздел “Органическая химия”. Для оценивания качества результатов обучения химии по разделу “Органическая химия”, мною разработана система контроля результатов обучения с помощью ИМК, основанная на структуре модульной технологии с использованием дифференцированного и интегративного подхода.

Система состоит из пяти интегративно-модульных карточек (ИМК) и каждая ИМК состоит из соответствующих модулей (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5). Например, в ИМК “Углеводороды” предусмотрена реализация четырех относительно самостоятельных модулей (информационно-функциональных узлов) с условными названиями: алканы – А, алкены – Б, алкадиены – В, алкины – Г (Приложение 1).

Эксперимент по теме исследования проводится в 10 классе химико-биологического профиля МБОУ СОШ с.Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района Республики Тыва. Данный класс обеспечен разработанной мною системой ИМК. В этапе эксперимента решается следующая задача:

- выявление эффективности или неэффективности процесса контроля результатов обучения с использованием ИМК.

Для выполнения поставленных задач в процессе экспериментальной работы используются следующие методы:

- наблюдение за ходом учебного процесса;

- анализ работ, результатов тестирования учащихся;

- анализ содержания и структуры созданной мною системы ИМК;

- сравнение результатов обучения в экспериментальных классах до и после эксперимента.

Я думаю, что результаты проводимого экспериментального исследования позволяет оценить не только качество и потенциальную эффективность организации эксперимента, но и формируют рациональные приемы использования ИМК, а также указывает на потребность разработки ИМК для других разделов данного курса, например, по систематике химических элементов.

Возможные пути и перспективы использования разработанной мною системы контроля с использованием ИМК:

- повышение эффективности учебного процесса;

- данная система контроля не является универсальными, но можно использовать с учетом специфики класса;

- использование ИМК в системе контроля можно считать объективным дополнением к методике педагогического эксперимента в области контроля результатов обучения.