Некоторые аспекты системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей средствами географии

Разделы: География


К.Д. Ушинский говорил, что география – это наука о жизни Человека на Земле. Такое определение сразу ставит географию в ряд антропологических предметов и повышает её значимость. По данным ЮНЕСКО внимание к географии в мире растёт: географию называют в числе четырёх общечеловеческих областей знания, которые должны помочь каждому землянину познать мир и себя, найти своё место в мире.

Но, к сожалению, в настоящее время наука не является популярной среди учащихся. Нам трудно соперничать с иностранными языками, математикой или историей. Такому положению дел способствует политика в области образования: даже на специальность туризм и краеведение география не является вступительным экзаменом. Поэтому истинных любителей нашего предмета среди школьников найти трудно.

Проблема талантливых детей в настоящее время становится всё более актуальной, что связано с потребностью российского общества в неординарных творческих личностях. Наша задача, задача учителя школы найти таких детей, понять их и научиться с ними работать. Важным фактором модернизации российского образования стал приоритетный национальный проект, который выступил катализатором развития образования. Возможность получения качественного образования остаётся одной из наиболее важных жизненных ценностей населения России. Исходя из этого в основу работы современной школы должны быть положены принципы индивидуализации, ориентации на практические навыки и фундаментальные знания и умения а также расширение сферы дополнительного образования.

Во многих школах существуют системы работы с одарёнными детьми, целью которых является создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития таких детей.

В нашей школе выявление одарённости у детей осуществляется через наблюдение за учащимися в течение всего учебного года. А летом, проявившие себя в разных направлениях ребята приглашаются к работе в летней школе “Юный Эрудит”. Школа эта работает у нас уже три года. Занятия носят в основном практическую направленность. Например, мы занимаемся съёмкой местности, наблюдаем за погодой, собираем гербарии, определяем скорость течения реки, её ширину и многое другое. Эта работа вызывает наибольший интерес у ребят.

Исследовательская работа носит научный характер. В нашей школе работает научное общество учащихся (НОУ) “Юный географ” , куда входят учащиеся 6-11 классов. Как правило, это дети, которые работали в летней школе.

За каникулы ребята побывали во многих регионах нашей страны, у них накопились вопросы. Поэтому темами для исследования и стало изучение регионов, по которым у ребят возникло наибольшее количество вопросов.

Исследовательская работа требует больших затрат времени и сил, но очень плодотворна, т. к. обычно одновременно решает образовательные и воспитательные задачи. Дети учатся работать по алгоритму, работать в коллективе, самостоятельно находить и обрабатывать информацию, критически мыслить, вести цивилизованную дискуссию, давать собственную оценку событиям, а также творчески мыслить. В ходе такой работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует развитию и обогащению собственного опыта. Члены географического общества являются также активными участниками олимпиадного движения, становились победителями и призёрами олимпиад разного уровня. Итогом работы НОУ являлось написание и защита рефератов. Обычно это происходит на секционных заседаниях ежегодной школьной Научно практической конференции.

В 2010-2011 уч.году мы с ребятами, работающими в НОУ вышли на новый уровень. Приняли участие в городской конференции “Шаг в науку”,где представляли работу на историко-географическую тему “Установление дипломатических отношений между Англией и Россией”. Нашу работу оценили высоко – 3-е место среди уч-ся старшей группы. Хочется отметить работу восьмиклассников Боханцевой Александры, Поповой Насти и Наседкина Александра.

Набирают популярность дистанционные конкурсы и олимпиады. Мы тоже не остались в стороне. Это наш следующий этап работы с одарёнными детьми.

Костин Александр и Бокарёв Станислав вошли в десятку лучших знатоков великих путешественников. (Конкурс проводился центром творческих инициатив “snail”). Костин Александр успешно прошёл отборочный конкурс олимпиады МГУ “Покори Воробьёвы горы” и оказался в призёрах очного тура. Сейчас он студент первого курса геофака МГУ! Мы также приняли участие в Молодёжном географическом чемпионате, где тоже добились весьма внушительных результатов: первое место в регионе(Костин Александр) и два первых места в городе (Боханцева Александра и Попова Анастасия).

Конечно же все юные географы участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников. В 2005-2006уч.году ученик 10а класса социально-экономического профиля Брынько Никита занял призовое 3 место на олимпиаде муниципального этапа и стал призёром (3 место) областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии. Костин Александр победил на муниципальном этапе в 2008-2009 уч.году и неоднократно становился призёром областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.

Воспитание и обучение талантливых детей – трудная и широкомасштабная задача: это воспитание и просвещение родителей; соответствующая подготовка учителей. Даже наша медицина должна быть специально подготовлена к тому, чтобы иметь дело с одарёнными детьми. Нынешним школьникам приходиться вмещать огромное количество информации. Им нужна помощь. Для этого необходимо привлекать психологов!

Другими словами таланту нужно всеобщее внимание и забота!

Литература.

  1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования.// Педагогика.-1997, №4.
  2. Душина И.В., Таможняя Е.А. Пути обновления методического мастерства учителя географии в период модернизации образования.// География в школе.-2010, №3
  3. Максаковский В.П. Как нам обустроить школьную географию.// География в школе.-2010-№1,2
  4. Новые государственные стандарты школьного образования. М.ООО “Изд-во Астрель” : ООО “Изд-во АСТ”, 2004.