Классный час на тему "Закон, который никогда не меняется". 9-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 9


Цель: углубить представления детей о толерантности, побуждать к конструктивному взаимодействию с другими людьми, развивать умение вести диалог и аргументировать свою позицию.

Форма проведения: час общения

Подготовительная работа: просмотр учащимися видео-кино-мультфильмов “Я-особенный”, “По контуру лица”, “Столкновение”, напечатать раздаточные материалы, приготовить презентацию (Приложение 1).

Оформление:

  1. презентация,
  2. на доске 4 модели общения, изречения известных философов,
  3. 4 группы детей,
  4. на столах детей раздаточный материал, буклеты.

План:

  1. Слайд-мотивация.
  2. Какое впечатление мы производим на людей. Притча.
  3. Мы понимаем человека или просто воспринимаем?
  4. 4 модели общения.
  5. Упражнение “умственный мусор”
  6. Работа с текстом А.П.Чехова.
  7. Возможно ли, человеку быть одному?
  8. Золотое правило нравственности.

Ход классного часа

Добрый день! Я приветствую вас на необычном классном часе: во-первых, он дополнительный, во-вторых, на нем присутствуют гости, а в-третьих – у него пока нет названия. Его вы назовете сами в конце урока.

Посмотрите на слайд 1. (Изображены скелеты)

Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Правильно, о том, что все люди разные по характеру, но одинаковые по своей сути.

Обсудите в группах и напишите, что вас объединяет и чем вы различны. Одна минутка.

Но как быть, если мнение одного человека противоречит интересам общества? Его позиция наносит вред окружающим? Пусть живет, как хочет? Пусть существует ложь, подлость, лицемерие? Пусть, значит, кто-то другие борются со злом, помогают людям становиться лучше, а самому спокойно жить?

Слайд 2 – юноша за компьютером.

Что мы видим? Кто он? Какой он? Какие чувства испытывает? А какие чувства испытывает мама, которая это наблюдает со стороны? В группах.

Слайд 3 - Притча от Эрнеста Цветкова

Через пустыню шли двое и о чём-то разгорячённо спорили.

Один, то и дело, облизывая тонкие сухие губы с застывшим на них желтоватым налётом, страстно что-то доказывал второму, но тот лишь презрительно морщился и хрипло усмехался: “Безумны твои речи”, — и в свою очередь начинал развивать собственные идеи. Но вскоре первый нетерпеливо перебивал второго, и всё начиналось сначала. Каждый из них отстаивал свою правоту, старался продемонстрировать свою силу, стремился обратить в свою веру.

И вот уже на пороге ночи спор перешёл в ссору, и уже готова была вспыхнуть вражда. И каждый уже кричал другому, что может обойтись и без него. И тогда они, не сговариваясь, решили пойти врозь — каждый своей дорогой. Их уже обступила холодная мрачная ночь. И вокруг простиралась пустыня. И первый дерзко шагнул во тьму. Но вскоре он услышал за собой шаги своего спутника и подумал: “Какая во мне сила! Он пошёл за мной, потому что он не может обойтись без меня”.

“Всё-таки как он слаб! Надо пойти за ним, чтобы уберечь его от бед и опасностей, иначе это будет лежать на моей совести”, — думал в это время другой, догоняя первого”.

- Поняли эти двое друг друга? Прислушались к мнению другого человека?

Я прошу прочитать по ролям стихотворение

-Благодарить?
-Благодарить.
-За боль?
-За боль еще важнее.
-Простить обидчика?
-Простить. Он слаб. И в страхе. Ты сильнее.
-Принять скорбящего?
-Принять. Все его скорби и тревоги.
-Поднять упавшего?
-Поднять. Он твой собрат. Один из многих.
-Благословить?
-Благословить.
-И проклинающих?
-Их тоже.
-Любить жестокий мир?
-Любить. Его спасти Любовь лишь может...
(Рустам Зарипов)

Вот здесь важно понимать разницу, “восприятие” другого человека и “понимание” другого? В чем разница, на ваш взгляд? Для того, чтобы понять другого человека, говорят нужно пройти его путь в его сапогах..., или поставить себя на его место. А восприятие человека, это первое впечатление. Можете ли вы назвать примеры, когда первое впечатление было обманчивым? Из своего жизненного опыта, из литературы, из просмотренных кинофильмов? ( Работа в группах).

Слайд 4 - Пример: к/ф “Столкновение”- какие там типы героев, меняли ли мы представление о них во время просмотра?

Как вы думаете, почему одни люди нам симпатичны, а другие нет? От чего это зависит? (Возможно, мы симпатизируем тем, кому нравимся сами)

А нравимся ли мы сами себе? Какое чувство мы испытываем по отношению к себе? Принимаем себя таким, как есть или нет? А других людей? Нравятся ли нам люди, которые не держат слова? Хотелось бы нам жить в доме, сделанном тяп-ляп, где протекает крыша, сыплется штукатурка? Хочется нам смотреть бездарные фильмы? Приятно ли общаться с грубым продавцом? Хочется ли встречаться с равнодушным врачом?

Слайд 5 - Существуют основные модели общения [4]: (на доске постепенно открываем схемы).

  • Позитивное представление о себе и принятие других. (Этому соответствует уверенное поведение, стремление к близости с другими.) Литературный пример - “Поллианна”
  • Позитивное представление о себе – негативное о других, отвержение их. (Этому соответствует избегание других, малообщительность, склонность к критике окружающих, высокомерие. Чистый эгоист). Литературный пример - “Безумная Евдокия”
  • Негативное представление о себе – позитивное о других. (Этому соответствует озабоченное, неуверенное поведение. Человек с тревогой вступает в контакты, часто страдает при этом). Литературный пример - “Чучело”, герой мультфильма Бараш в “Смешариках”.
  • Негативное представление о себе и негативное о других. (Этому соответствует избегание других, уход в свой внутренний мир, жизнь в мире фантазий, страхи)

Можете ли вы привести примеры любой модели из книг? Фильмов? Жизни? Или назовите качества человека.

Как вы думаете, при какой модели человек себя чувствует наиболее комфортно? А почему?

Библия говорит: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”. Согласны?

Что мешает нам всем быть в зоне комфорта, жить в согласии с собой и с окружающими?

Наши убеждения, наши мысли и поступки, своеобразный “умственный мусор” [4].

На доске мы видим выражения, давайте разберемся, какие убеждения здесь являются “умственным мусором”, а какие нет. Каждой группе я выдаю несколько изречений, и вы должны решить: какие оставите себе, а какие выкинете в корзину.

  • “Все люди должны ко мне хорошо относиться”
  • “Критиковать меня не может никто”
  • “Я должен получить такой телефон, какой хочу”
  • “Я должна быть во всем первой”
  • “Я никогда не буду такой умной, как мама”
  • “Наш класс – тупой, и я такая же”
  • “Мне никогда не получить столько внимания окружающих, сколько мне хочется”
  • “Меня окружает добрые и внимательные люди, я сам стараюсь быть приветливым со всеми”
  • “Если мне нравится человек, он тоже должен обратить на меня внимание”
  • “У меня должна решаться любая задача”
  • “Я должен(на) всегда хорошо выглядеть”
  • “Мне никогда не достичь таких успехов в жизни, как мой отец(дядя, брат и т.д.)”
  • “Я бы учился(лась) лучше, если бы у меня был(а) другой(ая) сосед(ка) по парье”
  • “Я не имею права совершить ошибку, потому что это огорчит родителей”
  • “Я не мог(ла) выполнить домашнее задание, потому что мне мешали”
  • “Я думаю о людях так, как хотел бы, чтобы они думали обо мне”
  • "Я излучаю доброжелательность ко всему человечеству в мыслях, на словах и на деле. Я люблю себя”
  • “Я прощаю себя и других людей. И желаю всем только добра”
  • “С каждым днем моя жизнь и жизнь других людей становится ярче и счастливее”

Мы должны понимать, что человек, стремящийся полностью подчинить мир своим желаниям, будет несчастлив, поскольку ставит перед собой нереальные цели.

А каким же нужно быть человеком? Какие качества развивать?

Итак, продолжите – “ Воспитанный человек – это..............”

Слайд 6 - Познакомимся с размышлениями А.П.Чехова о том, какие должны быть воспитанные люди. Читают и работают в группах.

Ниже приводится выдержка из Письма Чехова А.П. [1] своему брату Николаю (Март 1886 г. Москва), в котором Чехов наущает брата, что такое воспитанный человек. В то время Николай вел себя скверно, и Чехов пытался образумить его:

"Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят, благодаря тому что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку. Они ночей не спят, чтобы помогать Полежаевым, платить за братьев-студентов, одевать мать...

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице также, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: "Меня не понимают!" или: "Я разменялся на мелкую монету!”, потому что всё это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon'e, известность по портерным... Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили... Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки... Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную...

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой... Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и с гостями Скворцова, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы...

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт... Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае... Ибо им нужна mens sana in corpore sano {здоровый дух в здоровом теле (лат.).}.

И т. д. Таковы воспитанные... Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из "Фауста". Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда...

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...”

Какой вы сделаете вывод?

В словаре синонимов воспитанность — культурность, хорошие манеры, умение себя вести, благонравие, интеллигентность, благовоспитанность, предупредительность, умение себя держать, благонравность.

И, конечно, нам нельзя жить обособленно; мы рождаемся и сразу попадаем в семью, потом в детский сад, школу. Затем дальнейшая учеба, и мы все время находимся среди людей. Одинокому человеку трудно. Вспомним просмотренный фильм “По контуру лица”, что испытывал главный герой, отторгнутый всем миром, он был наказан за безнравственный поступок? (Сначала испытывал сильный стресс, ломку, затем взял себя в руки – занялся спортом и очищением души) И как он поступил, когда увидел человека в том же состоянии? Помог, сказал важные слова: “Я тебя слышу”. Он поступил так, как хотел бы, чтобы поступили с ним.

Слайд 7 – гиперссылка на видеофрагмент фильма “По контуру лица” (Приложение 3)

Вот у меня вопрос – с какой целью мы все это изучаем, смотрим фильмы, рассуждаем, размышляем, может это нам совершенно не нужно?

Так давайте, попробуем вывести правила нравственности, которое приблизит нас к зоне комфорта. Рассуждения в группах. Результат написать на листе и прикрепить на доску.

Слайд 8 - “Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой”.

“Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием”.
Конфуций

Ваши предложения, как назвать наш классный час?

Мой вариант – “Закон, который никогда не меняется – закон человеческого общения”

Предлагаю на память о нашем классном часе взять буклет, в котором вы найдете основные тезисы. (Приложение 2)

Спасибо!

Литература.

  1. Л.И.Маленкова “Человековедение”
  2. “Классные часы – 9 класс”
  3. “Проблемные классные часы 8-9 классы”
  4. О.В.Хухлаева “Тропинка к своему Я”

Интернет-ресурсы.

  • http://www.tolerance.ru/ — сайт “Толерантность”, созданный в рамках Федеральной Целевой программы.