Урок русского языка по теме "Причастный оборот". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель: дать понятие о причастном обороте; развивать навыки выделения причастных оборотов в тексте, пунктуационные навыки.

Задачи:

  • Образовательные: Формировать умение отличать причастный оборот от одиночных причастий; научить определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову, расширить знания детей по теме “Особые формы глагола”, словарный запас учащихся, обогащая его причастиями;
  • Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения, необходимые для участия в диалоге;
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому языку, изучаемому предмету, чувство патриотизма.

ТСО: Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. 

В цветущем саду стоящий мальчик
Приветствует восходящий день.

Поприветствуем и мы друг друга: Здравствуйте, всем добрый день!

Слайд 2. См. Приложение 1

(Ученики находятпричастия в стихотворении.)

Д. Цветущий, стоящий, восходящий,

Слайд 3. Цветущий, стоящий, восходящий.

У. Верно. Что вы можете сказать об этих словах?

Д. Это действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола Iспряжения с помощью суффикса –ущ-, от глаголов IIспряжения с помощью суффикса - ящ-.

У. Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие в Сочи. Люди, живущие в этом городе, очень рады тому, что их родной город стал столицей Олимпийских игр 2014 года. Все ходят весёлые, гордые тем, что их город увидели лучшие спортсмены мира и их болельщики.

Слайд 4. Фото города.

Как правило, всякая экскурсия бывает насыщена информацией, только любознательные и внимательные могут открыть для себя много нового. Для того, чтобы их успешно преодолеть не забудьте взять с собой такие качества, как наблюдательность, активность, смекалку. Кто будет сосредоточенным, много нового узнает, а кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет.

II. Актуализация знаний учащихся

У. В руках у меня пригласительный билет в ледовый дворец “Айсберг”, а в билете “лингвистическая” разминка. Выполнив разминку, мы с вами сможем следовать дальше. Какие же задания приготовилаЮлия Липницкая, самая молодая олимпийская чемпионка по фигурному катанию в командных соревнованиях?( Олимпийская чемпионка 2014 годав командных соревнованияхчемпионка Европы 2014 годаЧемпионка мира среди юниоров 2012 года и вице-чемпионка 2013 года. Серебряный призёр финала Гран-при сезона 2013/2014. Серебряный призёр чемпионата России 20122014 годов, чемпионка России среди юниоров 2012 года, победительница финала Гран-при среди юниоров сезона 2011/2012Заслуженный мастер спорта России (с 10 февраля 2014 года). По состоянию на февраль 2014 года занимает 3-е место в рейтинге Международного союза конькобежцев (ИСУ). Юлия стала одной из самых молодых олимпийских чемпионок в истории фигурного катания.)

Слайд 5

Она хочет, чтобы мы составили словосочетания с причастиями, родственными глаголам: опаздывать, привинтить, ознакомиться, читать, бегать, бежать, решить, решать.

Д. Опаздывающий ученик, привинченный шуруп, ознакомившийся с программой зритель, читающий взрослый, бегающий спринтер, бежавший шорт-трекист, решивший проблему тренер, решавший задания ученик.

У. А теперь составляем словосочетания, в которых причастие является не главным, а зависимым словом.

Д. Опаздывающий на тренировку, привинченный навсегда, ознакомившийся со стадионом, читающий бегло, бегающий по трассе, бежавший давно, решивший умело, решавший на уроках.

У. Верно.

III. Изучение нового материала.

У. Мы успешно справились с заданиями и идём дальше. И встречает нас шестикратный олимпийский чемпион, шорт-трекист Виктор Ан.(Единственный в шорт-треке шестикратный олимпийский чемпион, пятикратный абсолютный чемпион мира (2003—2007). Двукратный обладатель Кубка мира. Экс-рекордсмен мира на дистанциях 1000, 1500 и 3000 метров. Чемпион Европы и многократный чемпион России и Республики Корея. Рекордсмен Олимпийских игр по количеству золотых медалей в шорт-треке (6), а также единственный мужчина, выигравший три золотые медали зимних Игр в составе сборной России.) Он приготовил текст об истории олимпийских игр. (Раздаточный материал).

Слайд №6

Олимпийские игры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Существовавшая в Древней Грециитрадиция была возрождена в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены зимние Олимпийские игры, первоначально проводившиеся в тот же год, что и летние. Однако начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних Игр. В тех же местах проведения Олимпийских игр спустя две недели проводятся Паралимпийские игры для людей с инвалидностью. Поражает их кипящая энергия.

У. Выпишем словосочетания с причастиями:

1) Существовавшая в Древней Греции традиция;

2) Лет, пришедшихся на мировые войны;

3) Олимпийские игры, первоначально проводившиеся в тот же год;

4) Кипящая энергия.

У. Ответим на вопросы:

- В каких словосочетаниях причастия являются зависимыми словами?

Д. В 1-м словосочетании: (какая?) существовавшая традиция; во 2-м: пришедшихся (каких?) лет; в 3-м: проводившиеся (какие?) игры.

- Назовите словосочетания, в которых причастия являются главными словами. (В 1-м словосочетании: существовавшая (где?) в Древней Греции; во 2-м: пришедшихся (на что?) на мировые войны; проводившиеся (когда?) в тот же год; (какая?) кипящая энергия).

У. Какой вывод можно сделать о причастиях?

Д. Причастие может иметь при себе зависимые слова, выступать главным словом словосочетания.

У. Назовите причастие, не имеющее зависимых слов.

Д. Кипящая.

У. Рассмотрим, на каком месте по отношению к определяемому слову находятся причастия с зависимыми словами.

Д. В 1-м словосочетании – перед определяемым словом, во 2-м, 3-м, 4-м – после него.

У. Какие особенности интонации вы заметили?

Д. Интонация подсказывает наличие или отсутствие знаков препинания в предложениях с причастиями.

У. Какие обороты вам известны?

Д. - Сравнительный оборот. Он является одним членом предложения – обстоятельством.

У. Как вы думаете, как называется причастие с зависимыми словами?

Д. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, который в предложении является одним членом предложения – определением.

У. Молодцы. А сейчас обратимся к учебнику и выполним упражнение 309

(Дети выполняют работу в тетрадях.Один ученик работает у доски.)

У. Сравните вашу работу с работой вашего товарища. Каким членом предложения являются причастные обороты? Подчеркните их.

Д. Определением. Подчёркиваем волнистой линией.

У. Упражнение 312: устный разбор, письменное выполнение упражнения, запись схем на доске.

(Ученики пытаются сделать вывод.)

 (Открывается слайд 7).

Слайд 7.

Олимпийский чемпион Александр Зубков (Александр Юрьевич Зубкомв (род. 10 августа 1974БратскИркутская областьСССР) — российский бобслеист. Двукратный Олимпийский чемпион 2014 года (в двойках и четверках), серебряный призёр Олимпиады-2006, бронзовый призёр Олимпиады-2010. Чемпион мира, четырёхкратный чемпион Европы. Заслуженный мастер спорта России) предлагает следующее испытание:

Прочитайте вслух. Перед причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, повышайте голос, делайте паузу. Обратите внимание на знаки препинания.

1) Гонимый сильным ветром косой дождь лил как из ведра. – Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра.

2) Освещающая окрестность молния стала шире и бледнее. - Молния, освещающая окрестность, стала шире и бледнее.

3) Через минуту мы увидели робко пробивающийся сквозь серовато-белые облака луч солнца. – Через минуту мы увидели луч солнца, робко пробивающийся сквозь серовато-белые облака.

У. Теоретический материал: если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он при произношении выделяется голосом, интонацией и паузами, а на письме – запятыми. Такой причастный оборот называется обособленным.

(Учитель вывешивает на доску схему предложений. Один – два ученика делают вывод.)

IV. Динамическая пауза

V. Закрепление изученного материала

У. А мы продолжаем наше путешествие. Татьяна Волосожар (Татьяна Андреевна Волосожамр (укр. Тетяна Андріївна Волосожар; род. 22 мая 1986Днепропетровск) —российская, а ранее украинская фигуристка, выступающая в парном катанииЗаслуженный мастер спорта России(2011) и мастер спорта международного класса Украины.

За Россию в паре с Максимом Траньковым (с сезона 2010/2011 годов):

За Украину в паре со Станиславом Морозовым:

и Максим Траньков (Максим Леонидович Транькомв (7 октября 1983Пермь) — российский фигурист, выступающий в парном катании.Заслуженный мастер спорта России. На церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи был знаменосцем сборной России.

В паре с Татьяной Волосожар:

приготовили для вас несколько заданий – испытаний.

Слайд 8. Татьяна Волосожар и Максим Траньков.

Расставьте знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.

1. Пропитанный солнцем  туман лежал  над Москвой.

2. Неожиданно  футбольный мяч угодил в козу привязанную к крылечку.  

3. Только равномерно поскрипывали сходни  переброшенные на берег.

4. Мельница  эта вся  тряслась от  старости окруженная   обильными брызгами  и потоками  воды.

5. Охрипший громкоговоритель  передавал местные новости.  

6. Разве  не прекрасна  каждая травинка  наполненная пахучим соком и  каждое  летучее  семечко   липы?   

7. Когда  погасала очередная вспышка, гасли и здания,  будто они  сами   являлись   источником   этого пульсирующего огня.

Слайд 9.

2. Перестройте предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова.

1. Мы вошли в освещенный лучами осеннего солнца лес.

2. В небе кличут пролетающие косяком и прощающиеся с летом журавли.

3. Низко мчавшиеся  тучи скоро  закрыли все небо.

4. На устланную пожухлыми листьями и хвойными иголками  площадку выскочил испуганный заяц.

Слайд 10.

3. Словарная работа

Сходни - передвижные мостки для перехода с судна на берег, для спуска и подъёма на лесах.

Пожухлый - увянувший, увядший, засохший, жухлый.

VI. Динамическая пауза

У. Настало время сделать привал и отдохнуть. Если я назову причастие, вы поднимаете руки вверх и делаете хлопок над головой, если прилагательное – приседаете.

(Учитель называет слова: спортивный, сверкающий, высокий, непобедимый, молодой, загоревший, зимний, победивший, жаркий.Дети выполняют упражнения.)

VII. Работа по развитию речи

У. А мы путешествуем дальше и приближаемся к стадиону “Фишт”. А вот и сюрприз – задача, которую нам приготовил сам Евгений Плющенко, двукратный олимпийский чемпион 2006 года в одиночном катании, 2014 года в командных соревнованиях, двукратный серебряный призёр Олимпийских игр (2002 и 2010 годов), трёхкратный чемпион мира (2001, 2003, 2004), семикратный чемпион Европы (2000, 2001, 2003, 2005, 2006, 2010, 2012), четырёхкратный победитель финалов мировой серии Гран-при по фигурному катанию (1999/2000, 2000/2001, 2002/2003, 2004/2005) и десятикратныйчемпион России.

Слайд 11.

Стих

... с трамплина,

... на коньках,

... на лыжах,

Спортсмен в олимпийских играх

Защищает честь страны,

Все спортсмены здесь равны.

Слова для справок: прыгающий, катающийся, бегающий.

У. Вставьте в предложения пропущенные причастия, подходящие по смыслу. Произведите морфемный разбор причастий, определите их вид и время.

Это задание вы выполните в парах. Обсудите со своим товарищем, какой из предложенных глаголов наиболее удачно подойдет в каждое предложение. Запишите предложения.

(Ученики выполняют задание в парах.Коллективная проверка.)

У. Ребята, можно ли назвать данную группу предложений текстом? Объясните свой ответ.

Д. Группа этих предложений является текстом, т.к. предложения объединены общей темой “Спортсмен в Олимпийских играх”.

У. Вы замечательно справились с этим заданием.

VIII. Итоги урока.

У. Очень жаль, но наше путешествие подходит к концу. Посмотрите, пожалуйста, на доску и закончите предложения...

Слайд 12.

  • Сегодня на уроке я узнал...
  • Было интересно ...
  • Было трудно ...

(Ученики проводят рефлексию своей деятельности.)

У. Сегодня вы сделали для себя новые открытия, получили новые знания, а закрепить их вам поможет домашнее задание.

(Учитель разъясняет домашнее задание.)

Домашнее задание (разноуровневое).

1. Укажите причастные обороты, На каком месте они стоят: до определяемого слова, от которого зависят, или после него?

Лунная ночь над Днепром

Это было что-то удивительное, вроде волшебства. На стене в обычной рамке висела как будто обычная картина. Она написана так же, как и другие картины: маслом на холсте. Чтобы убедиться в этом, достаточно потрогать руками. И в то же время холст и масло исчезают, растворяются, превращаясь в реку, в луну, в неуловимый воздух с разлитым в нём лунным светом. Рамка исчезает, и нас окружает бескрайняя прозрачная темнота летней лунной ночи. Вот уже десятки лет зачарованные этим волшебством зрители так простаивают часами у картины Архипа Ивановича Куинджи "Лунная ночь над Днепром". Только оторвавшись от картины, выйдя за пределы картинной галереи, зритель приходит в себя и способен осознать, что он был под чарами какого-то волшебства. Недаром менее поэтичные люди искали за картиной подвешенный к ней фонарь.

Напрасно искать за рамкой какой-то фонарь. Картина осветилась, но не от фонаря, а от факела, горевшего в душе художника. Этим факелом был его упорный труд, любовь к природе, к людям, умение искать и находить прекрасное для того, чтобы щедро дарить его людям. Оттого картина и светит своим мягким чарующим светом.

На полотне увековечено прекрасное мгновение, тайна природы.

(Из книги “Беседы об искусстве”).

2. Прочитайте тексты, сравните их. Какие слова текста помогают передать надвигающуюся грозу наиболее ярко и образно? Укажите словосочетания с прилагательными и с причастиями.

I .Большая тёмно-лиловая туча быстро подвигается к нам. Солнце ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул. Мне становится жутко.

II. Большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся неизвестно откуда, быстро подвигается к нам. Солнце ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, идущие от неё до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящийв прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон... Мне становится жутко. (По Л.Толстому.)

3. К прилагательным и причастиям подберите существительные, составьте с ними предложения, употребляя в разных падежах.

Зелёный, зеленеющий, спелый, спеющий, загорелый, загоревший, горячий, горящий.